 
                Аналитика / Налогообложение / Правила работы с «замороженным» счетом
Правила работы с «замороженным» счетом
Совсем недавно закончилась очередная отчетная кампания по представлению деклараций и расчетов в налоговые инспекции. По тем или иным причинам не всем компаниям удалось своевременно сдать документы. А в этой ситуации счет компании в банке могут заблокировать: такое право законодатель предоставил налоговым органам в том случае, если декларация не сдана через 10 дней по истечении установленного срока ее представления. Остановимся более подробно на этой ситуации и посмотрим, есть ли у компании возможность быстрее разблокировать «замороженные» счета
23.11.2009<Бухгалтерия.ruБлокировка невозможна
Сейчас для хранения средств клиентов и  осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций открываются  расчетные, текущие, бюджетные, ссудные и другие счета. Начиная разговор о  процедуре приостановления операций по счету, нужно четко представлять, о каких  именно счетах идет речь. 
Давайте вспомним, что такое «счет» в целях  использования в практике налоговых правоотношений. Определение понятия «счет»  дано в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ: счета (счет) - это расчетные и  иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на  которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства  организаций и индивидуальных предпринимателей. При заключении договора клиенту  открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами, а банк обязуется  принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту, денежные средства,  выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со  счета и проведении других операций по счету (п. 1 ст. 846, п. 1 ФНС России  не сформировали какую-либо позицию по данному вопросу. 
Арбитражная практика  по данной проблеме весьма скудна, причем, судьи выносят противоположные решения.  Одни говорят: так как  счет, открытый по договору о расчетно-клиринговом  обслуживании юридического лица, является пассивным, не отвечающим критериям  счета в смысле статья 11 Налогового кодекса, то решение налоговой инспекции о  приостановлении операций по такому счету в порядке статьи 76 Налогового кодекса  не правомерно (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 апреля 2005  г. № А05-12530/04-19). Спустя 3,5 года судьи того же ФАС пришли к иному  заключению: налоговый орган вправе приостановить операции по клиринговому счету  налогоплательщика, открытому в небанковской кредитной организации, так как такой  счет можно отнести к расчетным (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от  17 октября 2008 г. № А42-723/2008).   
Можно добавить, что еще одним видом  счета, не соответствующим понятию счета, определенному статьей 11 Налогового  кодекса, является счет, предназначенный для операций со средствами,  принадлежащими третьим лицам и используемыми по целевому назначению. Поэтому на  такой счет также не распространяются нормы статьи 76 Налогового кодекса о  блокировке (см. письмо Минфина России от 27 апреля 2007 г. № 03-02-07/1-208).  
Единственное основание
Из буквального толкования пункта 3 статьи 76  НК РФ следует, что приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке  может применяться в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией  налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении  установленного срока сдачи такой декларации. Казалось бы, в этой правовой норме  речь идет исключительно о таком документе, как налоговая декларация.  
Вероятно, налоговики думают по-другому. Иначе чем объяснить их действия по  блокировке счетов за непредставление налогоплательщиками (налоговыми агентами)  таких форм налоговой отчетности, как сведения о среднесписочной численности  работников или форма № 2-НДФЛ. 
Так, налоговые инспекторы, отождествляя  сведения среднесписочной численности работников с налоговой декларацией,  приравнивают обязанность по представлению сведений к обязанности  налогоплательщиков по представлению декларации, за неисполнение которой в  установленный срок правомерно вынесение решения о блокировке счета в  соответствии с пункта 3 статьи 76 Налогового кодекса. 
Арбитражные суды  Московского региона  буквально завалены заявлениями налогоплательщиков о  признании подобных решений инспекции недействительными. 
К слову сказать,  практически все судебные разбирательства заканчиваются победой  налогоплательщиков: судьи признают решения налоговых органов о блокировке счета  незаконными в том случае, если организация представит сведения о среднесписочной  численности работников за предшествующий календарный год с опозданием более 10  дней со срока, предусмотренного пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса (20 января  текущего года). 
Например, судьи ФАС Московского округа в постановлении от 12  марта 2009 г. № КА-А40/1265-09 подчеркнули, что сведения о среднесписочной  численности работников за предшествующий календарный год не являются налоговой  декларацией в смысле статьи 80 Налогового кодекса и представление этих сведений  не поименовано законодателем как представление налоговой декларации. Значит, за  их несвоевременное представление санкции, предусмотренные пунктом 3 статьи 76  Налогового кодекса, применяться не могут. 
Также налоговые органы пытаются  заморозить счета налогоплательщиков в случае, если компания, как налоговый  агент, не представила форму № 2-НДФЛ. Спешим успокоить налогоплательщиков: суды  неизменно приходят к выводу о несоответствии подобных решений налоговиков  действующему налоговому законодательству. Расценивая их как нарушающие права  налогоплательщиков, судьи в итоге отменяют решения налоговых инспекций (см.  постановление ФАС Московского округа от 19 марта 2008 г. № КА-А40/1702-08 по  делу № А40-28489/07-98-168). 
    Неправомерна блокировка счетов и в случае  непредставления налогоплательщиком расчетов по авансовым платежам. Если у вашей  фирмы все же возникнет конфликтная ситуация с налоговиками по данной проблеме,  то в качестве доказательной базы незаконности действий налоговиков рекомендуем  привести письмо Минфина России от 12 июля 2007 г. № 03-02-07/1-324, в котором  черным по белому написано, что Налоговым кодексом не предусмотрено  приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке в случае  непредставления им расчетов по авансовым платежам. 
    Подведем краткий  итог: возможность приостановления операций по счетам в банках налогоплательщика  за непредставление сведений, представляемых помимо налоговой декларации,  Налоговым кодексом не предусмотрена. 
    И еще один важный аспект, на  котором мы акцентируем ваше внимание: 
законность решения о блокировке счета  в случае установления налоговым органом неполноты сведений в своевременно  представленной налоговой декларации, например, если в представленной налоговой  декларации по налогу на прибыль отсутствует Приложение № 2 к листу 2. Весьма  показательна позиция московских судей, изложенная в постановлении ФАС  Московского округа от 13 января 2009 г. № КА-А40/12742-08:     непредставление в  составе декларации необходимого листа не влияет на сам факт представления  налоговой декларации в инспекцию, а лишь свидетельствует о неотражении или  неполноте отражения сведений в декларации. Также судом было отмечено, что  статьей 76 Налогового кодекса не предусмотрена приостановка операций по счетам,  если налоговым органом предположительно установлена неполнота сведений,  отраженных в декларациях. 
Через месяц, через год
С учетом пункта 3 статьи 76 Налогового  кодекса решение о приостановке не может быть вынесено ранее, чем истечет 10  дневный срок со дня представления декларации. Но предельный срок, в течение  которого может быть принято такое решение, в налоговом законодательстве не  определен. Данный правовой пробел решили восполнить специалисты Минфина,  разъясняя налогоплательщикам, что в Налоговом кодексе отсутствуют нормы,  устанавливающие конкретные сроки по принятию этого решения руководителем (его  заместителем) налогового органа (письмо Минфина России от 5 мая 2009 г. №  03-02-07/1-227). 
Получается, что чиновники фактически предоставляют  налоговым органам право блокировать счета налогоплательщиков в любое время,  например, спустя несколько лет после истечения срока представления налоговой  декларации. 
Кстати, такие прецеденты имеются в судебной практике. Например,  налоговая инспекция вынесла решение о приостановлении операций  налогоплательщика-организации по его счетам в банке спустя год и семь месяцев  после окончания срока проведения камеральной проверки налоговой декларации  по  НДС. Представители Фемиды подчеркнули, что решение вынесено с пропуском всех  разумных сроков его принятия и признали его незаконным (см. решение Арбитражного  суда г. Москвы от 7 аперял 2008 г. по делу № А40-5585/08-4-23). 
Вернуть счет «к жизни»
Механизм блокировки счета, установленный  статьей 76 Налогового кодекса, предусматривает безусловное исполнение банком  решения, направленного налоговым органом, независимо от правомерности и  законности этого решения.  И даже если налогоплательщик абсолютно уверен в  неправомерности вынесения решения о блокировке его счета, он не может указать  банку на его неисполнение, а банк в свою очередь не вправе не исполнить его.  
Понятно, что блокировка банковских счетов влечет для любой компании  негативные последствия, фактически парализуя ее деятельность. Длительная  блокировка может нанести необратимый и громадный финансовый ущерб компании, что  в конечном итоге реально грозит фирме прекращением ее предпринимательской  деятельности: компания просто-напросто может стать банкротом. 
Причем  блокировка счета будет действовать до тех пор, пока банк не получит от  налогового органа решение об отмене принятого ранее решения о приостановлении  операций. А налоговики не примут такое решение, пока не будет устранена причина  блокировки. 
Поэтому налогоплательщику нужно как можно быстрее сдать  непредставленную декларацию в налоговый орган: ведь тогда налоговая инспекция  будет обязана разблокировать счет не позднее одного дня, следующего за днем  представления налоговой декларации. 
Однако налоговые инспекторы частенько  игнорируют установленные законодательством сроки, затягивая принятие такого  решения. И если в настоящее время налоговикам за такое  нарушение ничего не  грозит, то с 1 января 2010 года за нарушение срока отмены решения будут  начисляться проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый день  просрочки. Хотя штраф невелик: процентная ставка принимается равной ставке  рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения налоговым органом данного  срока (Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ). 
Также следует иметь  в виду, что если банком от клиента получена копия налоговой инспекции об отмене  решения о блокировке счета, то банк не имеет права принять копию к исполнению  (см. письмо Минфина России от 31 мая 2007 г. № 03-02-07/1-266). Следовательно,  пока банк не получит оригинал решения налоговой инспекции об отмене  приостановления операций по счету, на разблокировку счета  можно не надеяться.  
В то же время налогоплательщик на основании полученной в банке доверенности  может и сам забрать в налоговой инспекции оригинал решения об отмене  приостановления операций по счету, оперативно доставив его в свой банк. Этот  вполне легальный способ ускорить процесс разблокировки счета предложил  налогоплательщикам Минфин России в письме от 16 января 2008 г. № 03-02-07/1-16.



