Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / Правила работы с «замороженным» счетом

Правила работы с «замороженным» счетом

Совсем недавно закончилась очередная отчетная кампания по представлению деклараций и расчетов в налоговые инспекции. По тем или иным причинам не всем компаниям удалось своевременно сдать документы. А в этой ситуации счет компании в банке могут заблокировать: такое право законодатель предоставил налоговым органам в том случае, если декларация не сдана через 10 дней по истечении установленного срока ее представления. Остановимся более подробно на этой ситуации и посмотрим, есть ли у компании возможность быстрее разблокировать «замороженные» счета

23.11.2009
<Бухгалтерия.ru
Автор: Ольга Тиманова, советник налоговой службы 3-го ранга, (Материал предоставлен журналом «Московский бухгалтер»)

Блокировка невозможна

Сейчас для хранения средств клиентов и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций открываются расчетные, текущие, бюджетные, ссудные и другие счета. Начиная разговор о процедуре приостановления операций по счету, нужно четко представлять, о каких именно счетах идет речь.
Давайте вспомним, что такое «счет» в целях использования в практике налоговых правоотношений. Определение понятия «счет» дано в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ: счета (счет) - это расчетные и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей. При заключении договора клиенту открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами, а банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту, денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету (п. 1 ст. 846, п. 1 ФНС России не сформировали какую-либо позицию по данному вопросу.
Арбитражная практика по данной проблеме весьма скудна, причем, судьи выносят противоположные решения. Одни говорят: так как счет, открытый по договору о расчетно-клиринговом обслуживании юридического лица, является пассивным, не отвечающим критериям счета в смысле статья 11 Налогового кодекса, то решение налоговой инспекции о приостановлении операций по такому счету в порядке статьи 76 Налогового кодекса не правомерно (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 апреля 2005 г. № А05-12530/04-19). Спустя 3,5 года судьи того же ФАС пришли к иному заключению: налоговый орган вправе приостановить операции по клиринговому счету налогоплательщика, открытому в небанковской кредитной организации, так как такой счет можно отнести к расчетным (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 октября 2008 г. № А42-723/2008).
Можно добавить, что еще одним видом счета, не соответствующим понятию счета, определенному статьей 11 Налогового кодекса, является счет, предназначенный для операций со средствами, принадлежащими третьим лицам и используемыми по целевому назначению. Поэтому на такой счет также не распространяются нормы статьи 76 Налогового кодекса о блокировке (см. письмо Минфина России от 27 апреля 2007 г. № 03-02-07/1-208).

Единственное основание


Из буквального толкования пункта 3 статьи 76 НК РФ следует, что приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке может применяться в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока сдачи такой декларации. Казалось бы, в этой правовой норме речь идет исключительно о таком документе, как налоговая декларация.
Вероятно, налоговики думают по-другому. Иначе чем объяснить их действия по блокировке счетов за непредставление налогоплательщиками (налоговыми агентами) таких форм налоговой отчетности, как сведения о среднесписочной численности работников или форма № 2-НДФЛ.
Так, налоговые инспекторы, отождествляя сведения среднесписочной численности работников с налоговой декларацией, приравнивают обязанность по представлению сведений к обязанности налогоплательщиков по представлению декларации, за неисполнение которой в установленный срок правомерно вынесение решения о блокировке счета в соответствии с пункта 3 статьи 76 Налогового кодекса.
Арбитражные суды Московского региона буквально завалены заявлениями налогоплательщиков о признании подобных решений инспекции недействительными.
К слову сказать, практически все судебные разбирательства заканчиваются победой налогоплательщиков: судьи признают решения налоговых органов о блокировке счета незаконными в том случае, если организация представит сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год с опозданием более 10 дней со срока, предусмотренного пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса (20 января текущего года).
Например, судьи ФАС Московского округа в постановлении от 12 марта 2009 г. № КА-А40/1265-09 подчеркнули, что сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год не являются налоговой декларацией в смысле статьи 80 Налогового кодекса и представление этих сведений не поименовано законодателем как представление налоговой декларации. Значит, за их несвоевременное представление санкции, предусмотренные пунктом 3 статьи 76 Налогового кодекса, применяться не могут.
Также налоговые органы пытаются заморозить счета налогоплательщиков в случае, если компания, как налоговый агент, не представила форму № 2-НДФЛ. Спешим успокоить налогоплательщиков: суды неизменно приходят к выводу о несоответствии подобных решений налоговиков действующему налоговому законодательству. Расценивая их как нарушающие права налогоплательщиков, судьи в итоге отменяют решения налоговых инспекций (см. постановление ФАС Московского округа от 19 марта 2008 г. № КА-А40/1702-08 по делу № А40-28489/07-98-168).
Неправомерна блокировка счетов и в случае непредставления налогоплательщиком расчетов по авансовым платежам. Если у вашей фирмы все же возникнет конфликтная ситуация с налоговиками по данной проблеме, то в качестве доказательной базы незаконности действий налоговиков рекомендуем привести письмо Минфина России от 12 июля 2007 г. № 03-02-07/1-324, в котором черным по белому написано, что Налоговым кодексом не предусмотрено приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке в случае непредставления им расчетов по авансовым платежам.
Подведем краткий итог: возможность приостановления операций по счетам в банках налогоплательщика за непредставление сведений, представляемых помимо налоговой декларации, Налоговым кодексом не предусмотрена.
И еще один важный аспект, на котором мы акцентируем ваше внимание:
законность решения о блокировке счета в случае установления налоговым органом неполноты сведений в своевременно представленной налоговой декларации, например, если в представленной налоговой декларации по налогу на прибыль отсутствует Приложение № 2 к листу 2. Весьма показательна позиция московских судей, изложенная в постановлении ФАС Московского округа от 13 января 2009 г. № КА-А40/12742-08: непредставление в составе декларации необходимого листа не влияет на сам факт представления налоговой декларации в инспекцию, а лишь свидетельствует о неотражении или неполноте отражения сведений в декларации. Также судом было отмечено, что статьей 76 Налогового кодекса не предусмотрена приостановка операций по счетам, если налоговым органом предположительно установлена неполнота сведений, отраженных в декларациях.

Через месяц, через год


С учетом пункта 3 статьи 76 Налогового кодекса решение о приостановке не может быть вынесено ранее, чем истечет 10 дневный срок со дня представления декларации. Но предельный срок, в течение которого может быть принято такое решение, в налоговом законодательстве не определен. Данный правовой пробел решили восполнить специалисты Минфина, разъясняя налогоплательщикам, что в Налоговом кодексе отсутствуют нормы, устанавливающие конкретные сроки по принятию этого решения руководителем (его заместителем) налогового органа (письмо Минфина России от 5 мая 2009 г. № 03-02-07/1-227).
Получается, что чиновники фактически предоставляют налоговым органам право блокировать счета налогоплательщиков в любое время, например, спустя несколько лет после истечения срока представления налоговой декларации.
Кстати, такие прецеденты имеются в судебной практике. Например, налоговая инспекция вынесла решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке спустя год и семь месяцев после окончания срока проведения камеральной проверки налоговой декларации по НДС. Представители Фемиды подчеркнули, что решение вынесено с пропуском всех разумных сроков его принятия и признали его незаконным (см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 7 аперял 2008 г. по делу № А40-5585/08-4-23).

Вернуть счет «к жизни»


Механизм блокировки счета, установленный статьей 76 Налогового кодекса, предусматривает безусловное исполнение банком решения, направленного налоговым органом, независимо от правомерности и законности этого решения. И даже если налогоплательщик абсолютно уверен в неправомерности вынесения решения о блокировке его счета, он не может указать банку на его неисполнение, а банк в свою очередь не вправе не исполнить его.
Понятно, что блокировка банковских счетов влечет для любой компании негативные последствия, фактически парализуя ее деятельность. Длительная блокировка может нанести необратимый и громадный финансовый ущерб компании, что в конечном итоге реально грозит фирме прекращением ее предпринимательской деятельности: компания просто-напросто может стать банкротом.
Причем блокировка счета будет действовать до тех пор, пока банк не получит от налогового органа решение об отмене принятого ранее решения о приостановлении операций. А налоговики не примут такое решение, пока не будет устранена причина блокировки.
Поэтому налогоплательщику нужно как можно быстрее сдать непредставленную декларацию в налоговый орган: ведь тогда налоговая инспекция будет обязана разблокировать счет не позднее одного дня, следующего за днем представления налоговой декларации.
Однако налоговые инспекторы частенько игнорируют установленные законодательством сроки, затягивая принятие такого решения. И если в настоящее время налоговикам за такое нарушение ничего не грозит, то с 1 января 2010 года за нарушение срока отмены решения будут начисляться проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый день просрочки. Хотя штраф невелик: процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения налоговым органом данного срока (Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ).
Также следует иметь в виду, что если банком от клиента получена копия налоговой инспекции об отмене решения о блокировке счета, то банк не имеет права принять копию к исполнению (см. письмо Минфина России от 31 мая 2007 г. № 03-02-07/1-266). Следовательно, пока банк не получит оригинал решения налоговой инспекции об отмене приостановления операций по счету, на разблокировку счета можно не надеяться.
В то же время налогоплательщик на основании полученной в банке доверенности может и сам забрать в налоговой инспекции оригинал решения об отмене приостановления операций по счету, оперативно доставив его в свой банк. Этот вполне легальный способ ускорить процесс разблокировки счета предложил налогоплательщикам Минфин России в письме от 16 января 2008 г. № 03-02-07/1-16.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться