Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Кто заплатит транпортный налог?

Кто заплатит транпортный налог?

Можно ли получить освобождение от уплаты транспортного налога, если автомобиль угнали или он находится в длительном ремонте? Авто зарегистрировано на головной офис, а использует его филиал. Кто и по каким ставкам должен платить налог? Машина передана в лизинг или сдана в аренду. Что с транспортным налогом? Ответим на эти и другие вопросы с учетом разъяснений Минфина России.

17.09.2008
ЭЖ «Юрист»
Автор: Е.Н. Тарасова, эксперт журнала

Купив автомобиль (О том, как учесть расходы на дорогостоящие автомобили читайте в журнале «Актуальная бухгалтерия» № 9, 2008) и зарегистрировав его в ГИБДД, фирма становится плательщиком транспортного налога. Однако нередко с момента покупки машины и постановки ее на учет может пройти немало времени. Как следствие возникает вопрос: должна ли компания уплачивать налог за незарегистрированный автомобиль? Четкого ответа на этот вопрос Налоговый кодекс не содержит. Что приводит к спорам с инспекторами, которые, разумеется, выступают за уплату налога в данной ситуации. Но, к счастью, с ними не соглашаются ни судьи, ни финансисты. Логика арбитров такова: автомобиль, не прошедший регистрацию в ГИБДД, к участию в дорожном движении не допускается. Следовательно, он не воздействует на состояние дорог. А потому экономических оснований для обложения машины транспортным налогом нет (Определение КС РФ от 14.12.2004 № 451-О; Пост. ФАС ЦО от 03.04.2006 № А68-АП-279/12-05, ФАС ВВО от 30.01.2006 № А43-16227/2005-35-548).

Минфин России в одном из своих последних разъяснений также подчеркнул, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость только от регистрации автомобиля. В связи с этим финансисты сделали в своем письме неблагоприятный для организаций вывод. Об этом далее.

Авто нет - налог есть?!

По мнению финансового ведомства, платить транспортный налог нужно независимо от того, есть ли машина фактически в наличии у компании или нет (письмо Минфина России от 01.04.2008 № 03-05-05-04/05). Если, к примеру, авто разобрано по частям и не эксплуатируется, фирма все равно должна рассчитывать по нему налог. Делать это нужно до тех пор, пока транспорт не будет снят с учета в ГИБДД. Свою позицию финансисты подкрепили судебной практикой. В частности, Постановлением ФАС Уральского округа от 18 октября 2007 года № Ф09-8501/07-СЗ. Как посчитали арбитры, от обязанности по уплате налога фирму не освобождает и тот факт, что транспортное средство списано с баланса. Так как автомобиль продолжает числиться в ГИБДД, то и налог по нему должен уплачиваться в общем порядке. Однако стоит сказать, что нередко при решении аналогичных споров судьи встают на сторону компаний.

Постановление ФАС Поволжского округа от 11 октября 2007 г. № А65-21847/2006-СА1-19

<...> сама по себе регистрация транспортных средств в органах ГИБДД при фактическом отсутствии объектов налогообложения у налогоплательщика не является основанием для исчисления и уплаты транспортного налога.

Не избежать уплаты транспортного налога и в случае, если автомобиль находится в длительном ремонте. Такой вывод следует из письма Минфина России от 3 июля 2008 года № 03-05-06-04/39. С тем, что налог платится независимо от технического состояния транспорта, согласны и судьи (Пост. ФАС ВВО от 27.07.2007 № А29-8682/2006а).

Подведем некоторые итоги. Получается, что транспортный налог перестает взиматься, только если автомобиль снят с учета в ГИБДД. Других оснований для освобождения от налогообложения нет. Однако из этого правила есть исключение. Так, уплачивать налог не придется в случае, если транспортное средство находится в угоне (подп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ). Чтобы получить освобождение, в инспекцию нужно представить подлинник документа, подтверждающего факт угона автомобиля. Таким документом является справка об угоне (краже) транспортного средства, выданная милицией. Порядку исчисления налога в такой ситуации московские налоговики уделили внимание в специальном письме (письмо УМНС России по г. Москве от 02.09.2004 № 23-10/3/57094). Согласно ему компании производят пересчет транспортного налога с момента кражи. Если автомобиль будет найден, то налог рассчитывают только за те месяцы, в течение которых транспорт находился во владении компании. Платить за время, когда машина находилась в угоне, не нужно.

О.А. Москвитин, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, заместитель руководителя отдела поддержки пользователей

В хозяйственной деятельности нередко возникают ситуации, когда транспорт фактически не используется компанией или даже не существует как таковой в силу утилизации. Нужно ли платить налог в таких случаях? Арбитры отвечают на этот вопрос по-разному. Так, Постановлением ФАС Поволжского округа от 11 октября 2007 года № А65-21847/2006-СА1-19 отменено взыскание с учреждения транспортного налога. Суд указал, что сама по себе регистрация транспортного средства в органах ГИБДД при фактическом отсутствии объектов налогообложения не является основанием для исчисления и уплаты налога. В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование. Налоговая база исчисляется на основе данных регистров бухгалтерского учета или на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению (п. 1 ст. 54 НК РФ). Суд установил, что учреждение списало и сняло с баланса в результате большого износа и давности срока эксплуатации 12 мотоциклов. Из актов о списании усматривается, что транспортные средства не были пригодны для дальнейшей эксплуатации. Впоследствии мотоциклы были оприходованы как металлолом, а средства, полученные от сдачи металлолома, отражены в учете.

Иную позицию занял ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 2 июня 2008 года № Ф04-3010/2008(5628-А27-15)(5058-А27-15). Суд указал на необходимость начисления транспортного налога за период со дня списания изношенного транспорта с баланса по день снятия его с учета в ГИБДД.

Таким образом, мы настоятельно рекомендуем компаниям обращаться в органы ГИБДД при списании транспортных средств с баланса за снятием их с учета в связи с утилизацией (списанием). Тем более что такая обязанность возложена на владельцев транспорта порядком регистрации транспортных средств.

Необходимо уплачивать налог и в случаях фактической неэксплуатации автомобиля, не списанного с баланса (например, при аварии, поломке). Об этом говорится, например, в Постановлении ФАС Уральского округа от 31 марта 2005 года № Ф09-1093/05АК. Обоснование аналогичное: автомобиль с учета не снят - плати налог.

Транспорт филиала

У организаций, имеющих филиалы, нередко возникает вопрос: куда нужно уплачивать тот или иной налог - по месту нахождения головного офиса или подразделения? И транспортный налог не исключение. Здесь то же не всегда ясно, кто и по каким ставкам должен его платить. Например, если автомобиль зарегистрирован на головную организацию, а используется филиалом? А как быть с налогом в обратной ситуации?

Сразу скажем, что платить транспортный налог и отчитываться по нему нужно там, где автомобиль зарегистрирован в ГИБДД. Кто фактически будет использовать транспорт, головной офис или «обособленец», значения не имеет (письмо Минфина России от 12.10.2006 № 03-06-04-04/43).

Регистрация может быть постоянной или временной. В случае постоянной регистрации автомобиля по месту нахождения головной организации здесь же платят и транспортный налог. В аналогичном порядке поступают, если транспорт временно поставлен на учет по адресу подразделения. Если машина зарегистрирована по месту расположения филиала на постоянной основе, то налог следует перечислять в бюджет соответствующего региона. То есть по адресу «обособленца» (письмо Минфина России от 16.04.2007 № 03-05-06-04/20).

Рассмотрим порядок уплаты налога при перерегистрации автомобиля на филиал. До снятия транспорта с постоянного учета в головной организации налог перечисляют по месту нахождения самой компании. После перерегистрации транспортного средства - по месту расположения филиала. Если перерегистрация прошла в одном месяце, то налог платят в зависимости от того, где машина стояла на учете по состоянию на 1-е число этого месяца. Если по адресу головного офиса, то и налог перечисляют в бюджет субъекта, в котором зарегистрирована организация.

Письмо Минфина России от 27 марта 2007 г. № 03-05-06-04/16

Таким образом, учитывая <...> то, что глава 28 Кодекса не предусматривает порядка исчисления сумм транспортного налога с учетом количества дней регистрации транспортного средства на налогоплательщика (в расчете учитывается полный месяц), в случае если снятие с учета в одном субъекте Российской Федерации и регистрация (перерегистрация) транспортного средства на того же налогоплательщика в другом субъекте Российской Федерации осуществлены в одном месяце, местом нахождения транспортного средства в этом месяце признается место его регистрации по состоянию на первое число этого месяца.

Начиная с месяца, следующего за месяцем перерегистрации этого транспортного средства на другой филиал, транспортный налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения данного филиала.

Аренда, лизинг и налог

Автомобиль сдан или взят в аренду. Кто должен платить транспортный налог? Естественно, собственник автомобиля, то есть арендодатель.

А вот при лизинге (Порядку учета лизинговых платежей посвящена статья в журнале «Актуальная бухгалтерия» № 5, 2008) ответ на этот вопрос будет не так однозначен. Ведь здесь транспорт может быть зарегистрирован как на лизингодателя, так и на лизингополучателя (п. 2 ст. 20 Закона РФ от 29.10.1998 № 164-ФЗ). А значит, обязанность по уплате налога может лежать на каждом из них. Остановимся на этом моменте более подробно.

Порядком регистрации транспортных средств (утв. приказом МВД России от 27.01.2003 № 59) предусмотрено временное оформление автомобиля на лизингополучателя. Как правило, такая постановка на учет делается на время действия договора лизинга. Одновременно тот же автомобиль продолжает быть зарегистрированным на постоянной основе на лизингодателя. Возникает вопрос: кто из них должен платить транспортный налог? Ответ на него содержится в письме Минфина России от 30 июня 2008 года № 03-05-05-04/14. В нем сказано, что в этом случае плательщиком налога является лизингодатель, поскольку именно на него изначально оформлен автомобиль. Аналогичные разъяснения финансовое ведомство давало и ранее (письма Минфина России от 02.11.2005 № 03-06-04-04/43, от 16.09.2005 № 03-06-04-04/39).

Рассмотрим другую ситуацию. Допустим, автомобиль куплен по заказу лизингополучателя в процессе заключения договора лизинга. В таком случае машина по письменному соглашение сторон может быть изначально зарегистрирована как на лизингодателя, так и на лизингополучателя. В первом случае плательщиком транспортного налога будет являться лизингодатель. Если же стороны решат зарегистрировать автомобиль только на лизингополучателя, то именно он и становится обязанным рассчитывать и перечислять в бюджет налог.

Лизингодателем по договору лизинга может выступать компания - нерезидент Российской Федерации. Будет ли в такой ситуации объект обложения транспортным налогом? Финансисты дают положительный ответ на этот вопрос. По их мнению, в этом случае уплачивать налог обязан лизингополучатель, на которого временно зарегистрирован автомобиль (письмо Минфина России от 20.01.2005 № 03-06-04-04/1).

Разместить:
Заур
13 ноября 2009 г. в 23:26

Должен ли уплачиваться транспортный налог на автомобиль попавший в сильнейшее ДТП и пришло в негодность. Владелецу авто назначена инвалидность 1гр. А документы на авто находяться в ГИБДД так как дело о ДТП еще не закрыто, а прошло уже два года!?

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться