Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Сюрпризы «камералки»

Сюрпризы «камералки»

Камеральная налоговая проверка, или «камералка», как называют ее в обиходе предприниматели, сулит фирме сюрпризы в виде решения фискалов о доначислении налогов и пени. Для того чтобы такие «подарки судьбы» не застали организацию врасплох, и она могла защитить свои права, ее руководителям необходимо помнить, на каком основании инспекция может проводить «камералку» и какие документы вправе требовать

11.07.2008
pravcons.ru
Автор: Андрей Мезенцев

Право на проверку

Налоговые органы вправе проводить камеральную налоговую проверку при каждом представлении налоговой декларации и прилагаемых к ней документов. Для этого законодательством им выделено три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Срок проверки отсчитывается с того дня, когда в камеральная проверка может начаться и без представления налоговой декларации. Однако суды с такой трактовкой закона не соглашаются. Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 25 апреля 2006 г. № А19-13909/05-40-Ф02-1735/06-С1 указал, что необходимым условием для проведения камеральной налоговой проверки является представление налогоплательщиком налоговой декларации за соответствующий период. Аналогичные выводы изложены в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 29 марта 2006 г. № А19-33031/05-18-Ф02-1206/06-С1, от 11 ноября 2005 г. № А19-31874/04-24-Ф02-4954/05-С1. На данный момент эта позиция получила подтверждение и в Высшем арбитражном суде РФ (Постановления Президиума ВАС РФ от 26 июня 2007 г. № 2662/07, № 1580/07).

Для проведения такого мероприятия инспектору не требуется какого-либо специального решения со стороны руководителя по этому вопросу, важно только, чтобы данный сотрудник имел полномочия на осуществление налогового контроля в отношении проверяемого налогоплательщика. При этом НК РФ не устанавливает никаких ограничений на количество проводимых налоговыми органами камеральных проверок.

Предъявите документы

Приготовьтесь к тому, что НДС (п. 8 ст. 88 НК РФ);

  • исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ).
  • Правда, конкретного перечня бумаг, которые могут потребоваться, в Налоговом кодексе нет. Здесь нужно отметить несогласованность ст. 88 НК РФ со ст. 93 того же Кодекса, в которой прописано право инспекторов, запрашивать любые бумаги. К тому же в ст. 93 не объясняется, какого рода проверки - выездные или камеральные - дают налоговикам такие полномочия. Однако следует обратить внимание на то, что ст. 93 НК РФ регулирует по преимуществу порядок предоставления документов, и поэтому такие технические вопросы не затрагиваются в ст. 88 кодекса. Следовательно, что касается перечня запрашиваемых при проверке бумаг, то в первую очередь нужно ориентироваться именно на ст. 88 НК РФ.

    Вообще же в определенных ситуациях инспекторы имеют право требовать от налогоплательщиков предоставления документов вне зависимости от того, проводится ли налоговая проверка или нет. Это происходит тогда, когда фискалам необходима информация относительно конкретной сделки, и данная необходимость обоснована. Источником сведений могут быть все участники указанной сделки, а также иные лица, располагающие необходимыми данными (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

    Предоставлять или нет?

    Нередко требования фискалов оказываются невыполнимыми, потому что зачастую они не утруждают себя даже подробным перечислением нужных им документов. Нередко в запросе указывается буквально следующее: «предоставить все первичные документы по представленной декларации», или «предоставить документы, подтверждающие совершение операций, не подлежащих налогообложению». Непредставление бумаг в указанный в требовании срок наказывается штрафом в размере 50 руб. (п. 1 ст. 126 НК), а отказ - карается санкциями в размере 5000 руб. (п. 2 ст. 126 НК), при этом конкретного перечня материалов, которые могут запрашивать налоговые органы, не существует.

    А ведь требуя с налогоплательщика представить документы для проверки, инспекторы должны указать их конкретный перечень и точные реквизиты. Это подтверждает и судебная практика. Так, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 18 июня 2007 г. № Ф04-3937/2007(35308-А27-26) суд установил, что из содержания выставленного налоговым органом требования неясно, какие конкретно документы необходимо было сдать фирме, поскольку в требовании указаны родовые признаки документов без ссылки на номер, даты, контрагента. При таких обстоятельствах арбитры посчитали самым разумным отменить спорное решение налоговиков о привлечении компании к ответственности.

    Аналогичные выводы изложены в Постановлениях ФАС Московского округа от 3 марта 2006 г. по делу № КА-А40/1045-06, ФАС Поволжского округа от 9 марта 2006 г. по делу № А55-9181/2005-1 и ФАС Волго-Вятского округа от 3 августа 2006 г. № А29-5873/2005а.

    Крайне редко, но встречаются решения и в пользу налоговиков. Так, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 25 июля 2005 г. по делу № Ф04-4652/2005(13222-А27-3) указал, что штраф по ст. 126 НК РФ был наложен правомерно, поскольку инспекторы не обладали и не могли обладать данными о количестве и реквизитах запрашиваемых документов. Однако все же судьи в большинстве своем настаивают на том, что требование о представлении документов должно быть конкретным. При этом камеральной проверки выявлены налоговые правонарушения, представители инспекции обязаны составить соответствующий акт в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ. По правилам, изложенным в данной статье, такой документ должен быть составлен в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной проверки. Следует отметить, что акт должен подписываться обеими сторонами, причем в случае отказа проверяемого подписать указанный документ, в последнем делается соответствующая отметка. В течение 15 дней со дня получения бумаги организация вправе представить в соответствующий камеральной проверки никаких налоговых нарушений не выявлено, об окончании ее проведения проверяемый может так никогда и не узнать, законы не предписывают налоговикам извещать его в какой-либо форме.

    Разместить:

    Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться