Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / О расходах на формирование резервов банка

О расходах на формирование резервов банка

О расходах на формирование резервов банка

11.04.2002

Согласно п. 1 ст. 292 банки вправе, кроме резервов по сомнительным долгам, предусмотренных ст. 266 настоящего Кодекса, создавать резерв на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности (включая задолженность по межбанковским кредитам, депозитам и средствам, размещенным на корреспондентских счетах) в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности (включая задолженность по межбанковским кредитам и депозитам и средствам, размещенным на корреспондентских счетах), сформированные в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ в соответствии с Федеральным законом 'О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)', признаются расходом с учетом ограничений, предусмотренных настоящей статьей.

Как известно, Инструкция Банка России N 62а от 30.06.97 г. 'О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам' не распространяется на задолженность по средствам, размещенным на корреспондентских счетах. Налоговое законодательство расширяет категорию 'приравненной к ней задолженности' этим новым объектом. Резервы по остаткам средств на корреспондентских счетах банков создаются в соответствии с Указаниями БР N 240-У от 27.05.98 г. 'О порядке формирования резерва под операции кредитных организаций-резидентов Российской Федерации с юридическими и физическими лицами-резидентами Латвии', N 606-У от 13.07.99 г. 'О формировании резерва под операции кредитных организаций Российской Федерации с резидентами оффшорных зон' и Положением БР N 137-П от 12.04.2001 г. 'О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери'.

В соответствии с последним абзацем п. 1 ст. 292 при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде отчислений в резервы, сформированные банками под задолженность, относимую к стандартной, в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ, а также в резервы, сформированные под векселя, за исключением учтенных банками векселей третьих лиц, по которым вынесен протест в неплатеже.

Тут всплывает одно противоречие. Дело в том, что понятие 'стандартная задолженность' существует только в Инструкции N 62а. В Положении N 137-П даны другие названия групп риска, а в Указаниях N 240-У и N 606-У, вообще, отсутствует какая-либо классификация.

Здесь возможны две позиции.

Позиция первая. Поскольку для остатков на корреспондентских счетах отсутствует классификация, которая предусматривает порядок отнесения к стандартной задолженности, следовательно, резервы, созданные под такие средства, не подлежат отнесению на расходы для целей налогообложения.

Позиция вторая. Остатки средств на корреспондентских счетах никогда не могут относиться к стандартной задолженности, следовательно, резерв, который создается под такие средства, всегда включается в расходы банка для целей налогообложения.

Это создает предпосылки для возникновения споров, так как налоговым органам будет ближе первая позиция, а банкам-налогоплательщикам - вторая.

Готовящиеся изменения устраняют это противоречие путем исключения из списка объектов, по которым резерв учитывается для целей налогообложения, средств на корреспондентских счетах банков.

Последний абзац п. 1 должен будет выглядеть в следующей редакции:

'При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные банками под текущую ссудную и приравненную к ссудной задолженность, а также в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные под векселя, за исключением учтенных банками векселей третьих лиц, по которым вынесен протест в неплатеже'.

Таким образом, планируется убрать понятие 'стандартная ссуда' и заменить его на понятие 'текущая ссуда'.

Согласно п. 2.8.1 Инструкции N 62а к 'стандартным ссудам' могут быть отнесены:

а) текущие ссуды, независимо от обеспечения, при отсутствии просроченной выплаты процентов по ним, кроме льготных текущих ссуд и ссуд инсайдерам;

б) следующие обеспеченные ссуды:

  • текущие при наличии просроченной выплаты процентов по ним до 5 дней включительно ;
  • с просроченной выплатой по основному долгу до 5 дней включительно;
  • переоформленные один раз без изменения условий договора.

Текущие ссуды - ссуды, по которым отсутствует просроченная задолженность по выплате основного долга и не заключались дополнительные соглашения о пролонгации.

Какие последствия будет иметь замена понятия 'стандартная задолженность' на понятие 'текущая задолженность'?

С одной стороны, это приводит к ухудшению положения банков как налогоплательщиков, поскольку к текущим ссудам будут отнесены льготные кредиты и ссуды инсайдерам, которые Инструкцией N 62а отнесены к нестандартным ссудам, а также кредиты с просроченной задолженностью по процентам. То есть количество объектов, по которым созданные резервы будут относиться на расходы для целей налогообложения, уменьшается.

С другой стороны, любая пролонгация, в том числе которая, согласно требованиям Инструкции N 62а, не считается изменением условий договора, будет приводить к тому, что ссуда перестает считаться текущей, в то время как она будет продолжать оставаться стандартной. Таким образом, список объектов, по которым созданный резерв будет уменьшать налогооблагаемую базу, расширяется.

В связи с вышеизложенным нельзя однозначно трактовать, что готовящиеся изменения ухудшают положение налогоплательщиков. А из этого следует, что такие изменения могут вступить в силу ранее начала нового налогового периода. Подробнее проблема вступления в силу новых изменений будет обсуждена ниже.

Также нельзя не отметить, что резервы, созданные под векселя третьих лиц, могут быть отнесены на расходы для целей налогообложения в случае, если был совершен протест в неплатеже.

Кто такие третьи лица? Очевидно, под первыми двумя лицами следует понимать банк как покупателя, и продавца векселя. Третье лицо - это не банк и не продавец векселя. Отсюда следует, что если продавец векселя и основной должник по векселю одно и то же лицо, то данная норма не применяется. Даже в том случае, если имел место протест векселя в неплатеже.

Cтранно, что разрешено создавать резервы только под векселя, по которым совершен протест в неплатеже. Ведь в некоторых случаях такой протест лишен юридического смысла, поскольку не добавляет держателю векселя регрессных прав и является, по сути, лишней тратой денежных средств на оплату нотариальных услуг. Кроме того, для переводного векселя, по которому совершен протест в неакцепте, совершение протеста в неплатеже необязательно. По-видимому, здесь имеет место недосмотр законодателя.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться