Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Неучтенное имущество

Неучтенное имущество

Бывает, что какое-либо имущество фирмы оказывается вовремя не оприходованным. Это может быть вызвано разными причинами: бухгалтер «забыл» поставить ценности на учет, документы поставщика «потерялись» безвозвратно, вещи были куплены директором на собственные деньги и т. п. Но рано или поздно отразить такое имущество на балансе придется. А как это лучше сделать? Есть несколько способов

31.07.2008
Практическая бухгалтерия
Автор: Ю. Никерова, эксперт бератора «Современная налоговая энциклопедия»

Какой из них вам подойдет, тот и используйте. При этом порядок оформления бумаг, учета и налогообложения для каждого случая будет свой. Итак, имущество можно отразить как:

  • дополнительный взнос учредителя-гражданина;
  • «покупку» у сотрудника;
  • «аренду» у сотрудника;
  • личное имущество работника, за использование которого положена компенсация;
  • «безвозмездно полученное» у гражданина;
  • «выявленное» при инвентаризации.

Сразу оговоримся: какой бы из перечисленных вариантов вы ни выбрали, ни о каком зачете входного НДС не может быть и речи. Наверное, не нужно объяснять, почему. Ведь основное условие получения вычета по НДС - наличие счета-фактуры (п 1 ст. 172 НК РФ). Но именно этих документов у вас и не будет. Так как в первых пяти случаях ценности вам передаст человек. А люди, как известно, не являются плательщиками НДС, поэтому не выписывают счетов-фактур (ст. 143 НК РФ). По причине отсутствия счета-фактуры не будет входного налога и по имуществу, «выявленному» при инвентаризации. Ведь поставщика, у которого фирма когда-то могла приобрести это имущество и получить документы на покупку (в том числе и счет-фактуру), уже не найти. Теперь рассмотрим каждый из вариантов более подробно.

Дополнительный взнос учредителя

Если ваша фирма - общество с ограниченной ответственностью, а среди учредителей есть физические лица, то этот вариант для вас. Уставный капитал общества можно увеличить за счет дополнительных вкладов его участников. Пусть этим вкладом и станет ваше неучтенное имущество.

Прежде чем увеличить уставный капитал, нужно внести изменения в учредительные документы. Это требует времени и сил, поэтому фирмы идут на такое не часто. Но, на наш взгляд, совершенно напрасно. Ведь размер уставного капитала говорит о «солидности» фирмы, капитализации ее активов. К тому же компания с оборотами в миллионы рублей и уставным капиталом в 10 000 рублей вызовет недоумение, например, у иностранного инвестора. А некоторыми видами деятельности нельзя заниматься, если уставный капитал ниже какого-то определенного минимума. В частности, нельзя производить алкогольную продукцию, если уставный капитал компании меньше 10 млн рублей. Таким образом, увеличение уставного капитала - дело хоть и трудоемкое, но отнюдь не бесполезное.

Итак, на общем собрании участников общества вам нужно принять решение об увеличении уставного капитала за счет дополнительных вкладов. Чтобы определить стоимость вклада, по которой его нужно отразить в бухгалтерском учете, оцените ваше «неучтенное» имущество. Но лучше всего, если это сделает независимый оценщик.

Обратите внимание: если вещь дорогостоящая, то «помощь» независимого оценщика обязательна!

Что касается налогового учета, то Налоговый кодекс (ст. 277 НК РФ) требует действовать следующим образом. Если учредителем является гражданин, то нужно, чтобы «бывший» владелец передал вам документы на имущество. В этих «бумагах» должна быть указана стоимость вещи. Затем из этой стоимости нужно вычесть сумму износа. Причем, как определить этот износ, в кодексе ничего не сказано. Но какой бы ни была стоимость имущества по «бумагам» и сумма износа, отразить объект в налоговом учете можно по цене, не превышающей рыночную. А подтвердить эту НДФЛ с такой выплаты вам не нужно, ведь в данном случае вы не являетесь налоговым агентом (п 2 ст. 226 НК РФ). Человек, который «продал» вам «свое имущество», заплатит этот налог самостоятельно (п 1 ст. 228 НК РФ).

До 30 апреля следующего года ваш сотрудник должен подать в свою налоговую инспекцию декларацию по НДФЛ. Вместе с декларацией работник подает заявление на получение имущественного налогового вычета (ст. 220 НК РФ). Этот вычет человеку предоставляет не налоговый агент (работодатель), а налоговая инспекция.

Кроме того, до 1 апреля следующего года бухгалтер должен будет подать в налоговую инспекцию сведения на этого сотрудника по форме 2-НДФЛ.

Обратите внимание: часто «покупать» имущество у одного и того же работника небезопасно для последнего. Налоговики могут решить, что он ведет предпринимательскую деятельность без постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя. А за это предусмотрен штраф - 10 процентов от полученных доходов, но не менее 20 000 рублей (ст. 117 НК РФ).

Деньги, которые вы заплатите сотруднику за купленное у него имущество, не облагаются единым социальным налогом. Ведь это будут выплаты в рамках гражданско-правового договора, предметом которого является переход права собственности на вещи. А такие выплаты ЕСН не облагаются (п 1 ст. 236 НК РФ). Что касается взносов на обязательное пенсионное страхование, то их начисляют на те же выплаты, что и ЕСН (п 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ). А раз нет базы для начисления ЕСН, значит, нет ее и для «пенсионных» взносов.

Если вещь, которую вы «покупаете», - основное средство, обратите внимание на следующие важные моменты.

По общему правилу, купив объект, «бывший в употреблении», фирма может уменьшить срок его полезного использования на количество лет (месяцев) эксплуатации бывшим владельцем (п 12 ст. 259 НК РФ). И, соответственно, рассчитывать «налоговую» амортизацию по бывшему в употреблении предмету, исходя из уменьшенного срока службы. Однако для нашего случая этот порядок не годится.

Дело в том, что у вашего работника отсутствуют документы не только на приобретение этого имущества, но и бумаги, подтверждающие срок его полезного использования и эксплуатации. Поэтому определять норму и сумму амортизации придется исходя из полного срока службы объекта. Со стоимости основных средств, определенной по правилам бухгалтерского учета, нужно будет платить налог на имущество (п 1 ст. 374 НК РФ).

«Аренда» у сотрудника

Можно заключить с сотрудником ЕСН. Ведь ЕСН начислять не нужно, то и пенсионные взносы платить тоже не нужно. Ведь они начисляются на те же выплаты, на которые начисляется и ЕСН (п 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).

Сумма арендной платы в полном размере уменьшит налогооблагаемую прибыль (подп 10 п 1 ст. 264 НК РФ). Но в то же время увеличит совокупный доход сотрудника. Поэтому с выплаченных сумм фирма должна будет удержать и перечислить в бюджет НДФЛ (п 2 ст. 226 НК РФ) по ставке 13 процентов.

В бухгалтерском учете сделайте проводки:

Дебет 26 (25, 44) Кредит 73
- начислена арендная плата за пользование имуществом сотрудника;

Дебет 73 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»
- удержан налог на доходы физических лиц (13 процентов) с арендной выплаты сотруднику;

Дебет 73 Кредит 50
- выплачена сотруднику арендная плата.

Компенсация за использование личного имущества

Вы можете назначить сотруднику ежемесячную компенсацию за использование им личного имущества в служебных целях (ст. 188 ТК РФ). Необходимость использования именно этой вещи в трудовой деятельности можно подтвердить любыми документами: трудовым договором, должностной инструкцией, приказами, локальными актами.

Правда, как и в предыдущем случае, личное имущество в виде товаров, сырья и материалов для использования в служебных целях не подойдет. Причина та же: они не могут быть объектами длительной эксплуатации.

Размер компенсации согласуйте с работником и зафиксируйте в соглашении об использовании личного имущества сотрудника в интересах фирмы. Лучше оформить это соглашение как приложение к трудовому договору.

Компенсационные выплаты за использование личного имущества не облагают налогом на доходы физических лиц (п 3 ст. 217 НК РФ), единым социальным налогом (подп 2 п 1 ст. 238 НК РФ) и, соответственно, «пенсионными» взносами. Это подчеркнули и финансисты (письмо Минфина России от 2 марта 2006 г. № 03-05-01-04/43).

По нашему мнению, компенсацию можно учесть в составе «прочих налоговых» расходов фирмы (подп 49 п 1 ст. 264 НК РФ). Ведь перечень прочих расходов, приведенный в статье 264 Налогового кодекса, - открытый, значит, сюда можно включить любые обоснованные затраты. Главное, чтобы в соответствии со статьей 252 Налогового кодекса эти расходы были:

  • экономически оправданы;
  • документально подтверждены;
  • направлены на получение дохода.

Заметим, что в данном случае речь идет о любом имуществе, кроме личного автомобиля сотрудника. Ведь компенсация за его использование уменьшает налогооблагаемую прибыль только в пределах норм (подп 11 п 1 ст. 264 НК РФ), которые утверждены постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 92.

Итак, экономическая оправданность. Как уже было сказано выше, размер компенсации руководитель фирмы согласует с работником, чье личное имущество будет использоваться в интересах фирмы. Налоговый кодекс не ограничивает величину таких компенсаций. Но финансисты считают: чтобы размер компенсации был «экономически оправдан», он должен быть равен сумме амортизации по этому имуществу (письмо Минфина России от 31 декабря 2004 г. № 03-03-01-04/1/194). Но как узнать сумму амортизации, если этой вещи нет, и никогда не будет на балансе фирмы? По мнению Минфина, для этого нужно обратиться к Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. То есть фирма должна действовать так:

  • определить, к какой амортизационной группе относится имущество сотрудника, узнать срок его службы и рассчитать ежемесячную норму амортизации (в процентах);
  • определить стоимость этого имущества. Правда, финансисты не объясняют, как это сделать. Вероятно, нужно брать НДФЛ. Сумма вычета - это стоимость проданных вещей, то есть та сумма денег, которую гражданин получил за свое имущество. Однако, если вещью пользовались сравнительно недолго, то максимальный размер имущественного налогового вычета ограничен. Так, если человек продает имущество (кроме недвижимости), которым он владел меньше трех лет, то вычет не может превышать 125 000 рублей в год. А если речь идет о продаже дома (квартиры, дачи), которые находились в собственности гражданина меньше трех лет, то вычет не может быть больше 1 млн рублей в год.

    это важно

    Своим имуществом должен пользоваться только сам сотрудник. Именно это обстоятельство отличает компенсацию от аренды, при которой личным имуществом сотрудника могут пользоваться как он сам, так и другие работники фирмы.

    Разместить:

    Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться