Аналитика / Налогообложение / Оптимальный учет арендных платежей
Оптимальный учет арендных платежей
Многие организации предпочитают не строить собственные здания и сооружения, а брать в аренду нежилые помещения для размещения офисов. У подобного подхода существует множество плюсов. Однако не стоит забывать о некоторых нюансах договора аренды, которые способны оказать самое непосредственное влияние на отражение в учете арендных платежей
31.10.2008Федеральное Агентство Финансовой ИнформацииА документы где?
Налоговый кодекс позволяет фирме при определении «прибыльной» базы учитывать в качестве расходов платежи за арендуемое имущество. Об этом говорится в подпункте 10 пункта 1 статьи 264 Кодекса. Сами же правовые отношения сторон, возникающие при заключении договора аренды нежилых помещений, регулируются гражданским законодательством.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса по НДС-«довесок»
Как известно, объектом обложения НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК). Исходя из содержания главы 21 Кодекса, можно заключить: передача недвижимого имущества в аренду облагается налогом на добавленную стоимость на общих основаниях. А посему у арендатора возникает вполне резонный вопрос: что делать с предъявленной арендодателем суммой налога?
В такой ситуации Минфин советует руководствоваться пунктом 1 статьи 172 Кодекса, согласно которому суммы НДС подлежат вычету на основании счетов-фактур, выставленных арендодателями, после принятия данных услуг на учет и при наличии соответствующей «первички». При приобретении фирмой услуг по аренде нежилого помещения вычеты налога на добавленную стоимость осуществляются независимо от даты их оплаты (письмо от 4 апреля 2007 г. № 03-07-15/47).
Бухгалтерский учет
Получение арендованного имущества отражается арендатором записью по забалансовому счету 001 «Арендованные основные средства» в оценке, согласованной сторонами в договоре аренды. Об этом говорится в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина от 31 октября 2000 года № 94н.
Затраты фирмы по аренде помещения являются расходами по обычным видам деятельности, на базе которых формируется финансовый результат. Такой вывод можно сделать из содержания пунктов 5, 7 и 9 ПБУ 10/99 (утверждено приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н). На основании пункта 18 ПБУ 10/99 такие расходы признаются в том отчетном периоде, в котором имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Следовательно, датой признания расходов по аренде помещения является последний день истекшего месяца аренды.
Арендные платежи принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной форме. Они определяются исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и арендодателем (п. 6 ПБУ 10/99).
Пример
В сентябре 2008 года две организации заключили НДС - 5400 рублей. Согласованная сторонами в договоре аренды стоимость нежилого помещения составляет 3 000 000 рублей. В учете арендатора будут сделаны следующие проводки:
Дебет 001
- 3 000 000 руб. - принято на забалансовый учет арендованное помещение.
Бухгалтерские записи на последнее число отчетного месяца:
Дебет 26 Кредит 76
- 30 000 руб. = (35 400 руб. - 5400 руб.) - отражены расходы по аренде помещения;
Дебет 19 Кредит 76
- 5400 руб. - отражена сумма НДС, предъявленная арендодателем;
Дебет 68-1 Кредит 19
- 5400 руб. - сумма НДС предъявлена к вычету;
Дебет 76 Кредит 51
- 35 400 руб. - перечислена арендная плата.



