Аналитика / Налогообложение / Совершенствование налогового администрирования
Совершенствование налогового администрирования
Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект № 181057-4 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования". Целью нововведений является совершенствование налогового контроля, упорядочение проверок и документооборота в налоговой сфере, улучшение условий для самостоятельного и добросовестного исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов, расширение законодательно закрепленных гарантий соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков. // И.Е. Смирнов "Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке" №9/2005
14.09.2005В общей сложности законопроектом № 181057-4 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - законопроект) предлагается внести изменения в 94 статьи части первой НК РФ. Коррективы коснутся, в частности, порядка предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате налогов и сборов; порядка списания безнадежных долгов по налогам и сборам; возможности уплаты налогов и сборов наличными денежными средствами; ответственности за совершение налоговых правонарушений и т.д. Причем во многих случаях изменение, вносимое в ту или иную статью, предполагает не только корректировку действующей правовой нормы, но и внесение новых правовых положений, а то и дополнительных статей.
Семь лет, прошедших со времени принятия части первой НК РФ (Федеральный закон от 31.07.98 № 146-ФЗ), дали возможность глубоко разобраться фактически со всеми принципиальными положениями данного правового документа непосредственно в процессе правоприменительной практики. Это позволяет надеяться на то, что предложенные исполнительной властью коррективы в НК РФ действительно целесообразны и актуальны.
Налоговые резиденты
Как отмечают разработчики в пояснительной записке к законопроекту, этим документом предусматривается уточнить институт налогового резидента Российской Федерации - физического лица. Дело в том, что в настоящее время в соответствии с НК РФ (ст. 11, п. 2) налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся на территории России не менее 183 дней в календарном году. При этом не учитывается время фактического нахождения физических лиц в России, предшествующее конкретному налоговому периоду. То есть статус налогового резидента Российской Федерации приобретается физическим лицом применительно к каждому календарному году. В результате с начала каждого календарного года (налогового периода по налогу на доходы физических лиц) и до истечения 183 дней в данном календарном году физические лица (в том числе и российские граждане, постоянно проживающие в России) в соответствии с НК РФ не являются налоговыми резидентами Российской Федерации. С точки зрения представителей исполнительной власти, это неправильно. Ведь при исчислении налога на доходы физических лиц в соответствии с п. 3 ст. 224 НК РФ в отношении физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, должна применяться налоговая ставка в размере 30%.
В правоприменительной практике в основном расширительно истолковывается установленный НК РФ признак налогового резидента Российской Федерации в отношении российских граждан, постоянно проживающих в России. В целях обеспечения гарантий соблюдения прав и законных интересов физических лиц предлагается дополнить НК РФ положениями, уточняющими понятие налогового резидента Российской Федерации с учетом длящегося характера фактического проживания физических лиц в России не менее 183 дней в течение двенадцати месяцев, начавшихся в периоде, непосредственно предшествовавшем текущему налоговому периоду, и истекающих в текущем налоговом периоде.
В законопроекте предлагается внести в НК РФ новую ст. 11.1 "Налоговые резиденты Российской Федерации - физические лица". В ней соответствующая правовая норма прописана следующим образом: "Налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, прожившие (постоянно или преимущественно проживая, временно пребывая) в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение текущего налогового периода либо в течение двенадцати месяцев, начавшихся в периоде, непосредственно предшествовавшем текущему налоговому периоду, и истекающих в текущем налоговом периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Кроме того, в соответствии с законопроектом налоговыми резидентами Российской Федерации независимо от времени проживания в Российской Федерации признаются следующие физические лица, состоящие в гражданстве Российской Федерации или имеющие разрешение на проживание (вид на жительство) в Российской Федерации:
1) лица, командированные за пределы Российской Федерации органами государственной власти, в том числе сотрудники дипломатических, консульских учреждений, международных организаций, а также члены семей этих физических лиц;
2) члены экипажей принадлежащих российским организациям или гражданам Российской Федерации транспортных средств и рыболовецких судов, на которых осуществляются регулярные перевозки в Российскую Федерацию и (или) из Российской Федерации (включая перевозки в воздушном пространстве над территорией Российской Федерации), а также промысел за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации; 3) военнослужащие и гражданский персонал военных баз, воинских частей, групп, контингентов и соединений Российской Федерации, дислоцированных за пределами Российской Федерации;
4) лица, работающие на объектах, находящихся за пределами Российской Федерации и являющихся собственностью Российской Федерации (в том числе на основе концессионных договоров);
5) студенты, стажеры и практиканты, находящиеся за пределами Российской Федерации с целью обучения или прохождения практики в течение всего периода соответственно обучения или практики;
6) преподаватели и научные работники, находящиеся за пределами Российской Федерации с целью преподавания, консультирования или осуществления научных работ, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в течение всего периода соответственно преподавания или выполнения указанных работ;
7) лица, находящиеся за пределами Российской Федерации с целью лечения в течение всего периода лечения.
Учет организаций и физических лиц в налоговых органах Законопроектом предусматривается уточнение некоторых положений НК РФ об учете организаций и физических лиц в налоговых органах. В частности, для целей законодательства о налогах и сборах вводится понятие "место пребывания" физического лица, которое должно учитываться при отсутствии места жительства этого физического лица в Российской Федерации.
Предлагается также установить упрощенный порядок постановки на учет организации в налоговом органе, на подведомственной территории которого находятся несколько обособленных подразделений этой организации, на основании представляемых ею сообщений об обособленных подразделениях, созданных в России.
Физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, предлагается предоставить право не указывать идентификационные номера в представляемых ими в налоговые органы документах, указывая при этом свои персональные данные.
Коррективы в статью 60 НК РФ
Довольно существенные изменения предлагаются законопроектом в ст. 60 НК РФ, регламентирующую обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов. В частности, речь идет о дополнении статьи пунктами 3.1 и 3.2 следующего содержания:
"3.1. При невозможности исполнения расчетных документов на перечисление налогов, пеней и штрафов в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного настоящим Кодексом срока исполнения расчетных документов, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) инкассового поручения в налоговый орган, который направил это инкассовое поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленных подразделений), а при неисполнении (частичном исполнении) платежного поручения (платежного документа) - в налоговый орган по месту нахождения банка и его клиенту (налогоплательщику, налоговому агенту, плательщику сбора, сборщику налогов и сборов).
3.2. Банки обязаны представлять в налоговые органы в электронном виде информацию о перечислении налогов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации, содержащуюся в расчетных документах, исполненных по поручению налогоплательщика без открытия счета в банке. При невозможности представления указанной информации в электронном виде такая информация представляется на бумажном носителе".
Зачет и возврат излишне уплаченных сумм налогов
Большое внимание в законопроекте уделено вопросу конкретизации порядка зачета и возврата излишне уплаченных сумм налогов. Во-первых, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, сборам, штрафам за налоговые правонарушения производится на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
При наличии у налогоплательщика недоимки по иным налогам, сборам, задолженности по пеням, а также штрафам за налоговые правонарушения, подлежащим взысканию на основании вступившего в силу решения суда, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения указанных недоимки по иным налогам, сборам и задолженности по пеням, штрафам производится налоговыми органами самостоятельно.
Во-вторых, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение пяти дней со дня получения заявления налогоплательщика и (или) дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной выверки уплаченных им налогов, если такая совместная выверка проводилась.
В случае если налоговый орган самостоятельно производит зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, сборам, задолженности по пеням, а также штрафам за налоговые правонарушения, подлежащим взысканию на основании вступившего в силу решения суда, решение налогового органа о таком зачете принимается в течение пяти дней со дня обнаружения факта излишне уплаченного налога и (или) дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной выверки уплаченных им налогов, если такая совместная выверка проводилась.
В-третьих, налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете суммы излишне уплаченного налога в течение пяти дней со дня принятия этого решения.
Указанное сообщение может быть передано руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае если такое сообщение направлено по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
В-четвертых, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика или по решению суда.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам, сборам или задолженности по пеням, а также штрафам за налоговые правонарушения, подлежащим взысканию на основании вступившего в силу решения суда, производится только после зачета в счет погашения указанной недоимки (задолженности).
В-пятых, решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога и (или) дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной выверки уплаченных им налогов, если такая совместная выверка проводилась.
Расчетный документ на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленный на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в тот же срок в территориальный орган Федерального казначейства (иной орган, уполномоченный в соответствии с законодательством Российской Федерации производить возврат сумм налогов) для осуществления возврата в установленном порядке налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в течение десяти рабочих дней со дня получения территориальным органом Федерального казначейства (иным органом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации производить возврат сумм налогов) соответствующего расчетного документа.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, налоговым органом начисляются проценты за каждый календарный день нарушения срока возврата, подлежащие уплате налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
В случае если уплата налога производилась в иностранной валюте, проценты, предусмотренные настоящим пунктом, начисляются на сумму излишне уплаченного налога, пересчитанную по курсу Центрального банка Российской Федерации на день, когда произошла излишняя уплата налога.
Налоговая отчетность и налоговый контроль
Наиболее значительные изменения Правительство РФ предлагает внести в раздел V НК РФ, регламентирующий налоговую отчетность и налоговый контроль. Законопроектом определяются понятия "налоговая отчетность", "уточненная налоговая отчетность" и предусматриваются положения, направленные на упорядочение документооборота путем конкретизации документов, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по итогам налоговых и отчетных периодов. При этом существенно ограничивается право налоговых органов на истребование первичных документов и повторного представления налогоплательщиками документов при проведении камеральных налоговых проверок. Правительство предусматривает конкретизировать задачи камеральной налоговой проверки и упорядочить процесс ее проведения. В частности, оно предлагает установить, что камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций, налоговых расчетов по авансовым платежам, иной налоговой отчетности (уточненной налоговой отчетности), документов, которые налогоплательщики вправе представить для подтверждения показателей налоговой отчетности, а также документов и информации, содержащихся в информационной системе налоговых органов. Предлагается обеспечить представление организацией бухгалтерской отчетности в налоговые органы исключительно по месту нахождения организации, а также запретить истребование у организаций представления ими бухгалтерской отчетности в налоговые органы по каждому месту их учета.
В соответствии с законопроектом не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (налоговые расчеты по авансовым платежам, расчеты сбора) по налогам и сборам, по которым налогоплательщики (плательщики сборов) освобождены от обязанности уплаты в связи с применением специальных налоговых режимов, если иное не предусмотрено законодательством.
Кроме того, налогоплательщику предлагается предоставить право при отсутствии финансово-хозяйственной деятельности, а также в иных случаях, предусмотренных Кодексом, вместо налоговой декларации (налогового расчета по авансовым платежам) представлять в налоговые органы уведомление по упрощенной форме. Судя по всему, в Госдуме это предложение найдет поддержку как и предложение предоставить налоговым органам право при выявлении существенных изменений показателей налоговой отчетности истребовать у налогоплательщика пояснение по существу выявленных фактов с приложением подтверждающих выписок из регистров налогового учета или бухгалтерского учета.
Налоговые проверки
Значительные изменения предлагается внести в редакции ст. 87, 88, 89 НК РФ, регламентирующих виды налоговых проверок, порядок проведения камеральной налоговой проверки и выездной налоговой проверки. В обновленные редакции этих статей вошло немало принципиальных положений, вокруг которых возможны большие дебаты в ходе их рассмотрения в Госдуме во втором чтении.
В частности, законопроектом предусматривается увеличить с 5 до 10 дней срок представления истребованных налоговыми органами пояснений и документов с возможностью увеличения этого срока руководителем налогового органа с учетом объема истребуемых документов. Кроме того, предлагается установить запрет на истребование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговые органы, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное нотариальное удостоверение копий документов.
Предлагается установить запрет на повторное истребование у налогоплательщиков при проведении камеральных налоговых проверок документов, за исключением документов, которые не были сохранены в налоговом органе вследствие стихийного бедствия или других обстоятельств непреодолимой силы.
Правительство РФ, конечно, не может игнорировать то обстоятельство, что в последние годы заметно увеличилась доля представляемой в налоговые органы отчетности в электронном виде. Интересы повышения эффективности налогового администрирования давно уже требуют внедрения современных технологий ввода и обработки информации. Внедрение системы представления налоговой отчетности в электронном виде позволит существенно сократить время и трудоемкость на первичный ввод данных налоговой отчетности в налоговых органах, а также улучшить качество обслуживания налогоплательщиков, в том числе обеспечивая своевременное проведение сверки уплаченных налогов, недоимки, пеней и выдачу налогоплательщикам необходимых документов.
Следует отметить, что Правительством РФ предусматривается поэтапный переход к представлению отчетности в налоговые органы в электронном виде. По сути, налогоплательщикам предоставляется право самим выбрать конкретный способ передачи соответствующих данных. Всем налогоплательщикам будет предоставлена возможность пользоваться бесплатно распространяемыми программными средствами, разработанными подведомственными организациями ФНС России. На первом этапе предполагается представление в электронном виде налоговой отчетности налогоплательщиками, среднесписочная численность работников которых на день представления налоговой отчетности превышает 100 человек.
Законопроект уточняет порядок проведения выездных налоговых проверок и конкретизирует сроки их проведения. Предлагается установить, что выездная налоговая проверка одного налогоплательщика не может проводиться в течение одного календарного года более двух раз, а также исключить из ст. 89 НК РФ положение об определении срока проведения такой проверки исходя из времени фактического нахождения проверяющего на территории проверяемого налогоплательщика. Предельный срок проведения выездной налоговой проверки - 2 месяца, а для организаций, имеющих обособленные подразделения, - 3 месяца. При исчислении указанных сроков не учитывается период между вручением налогоплательщику требования о представлении налоговому органу документов и представлением им этих документов, период, на который было задержано налогоплательщиком представление налоговому органу истребованных документов в ходе выездной налоговой проверки.
Решение о продлении выездных налоговых проверок в каждом конкретном случае должно приниматься вышестоящим налоговым органом.
В частности, руководителем (заместителем руководителя) соответствующего территориального органа ФНС России по субъекту Российской Федерации продолжительность проверки может быть увеличена в связи с проведением встречных налоговых проверок и экспертизы, но не более чем на два месяца, а продолжительность выездной налоговой проверки обособленного подразделения организации, проводимой независимо от проведения выездной налоговой проверки этой организации, - не более чем на один месяц.
Руководителем (заместителем руководителя) ФНС России при наличии достаточных оснований, в том числе в связи с проведением встречных налоговых проверок и (или) экспертизы, продолжительность выездной налоговой проверки налогоплательщика может быть увеличена, но не более чем на четыре месяца, а продолжительность выездной налоговой проверки налогоплательщика, налоговый контроль которого осуществляется межрегиональным территориальным налоговым органом ФНС России, - не более чем на шесть месяцев.
Кроме того, предлагается установить, что в исключительных случаях (например, связанных с получением необходимой для целей налогового контроля информации от иностранных государств) руководителем (заместителем руководителя) ФНС России может быть принято решение о дополнительном увеличении продолжительности выездной налоговой проверки налогоплательщика, но не более чем на четыре месяца.
В законопроекте предусмотрено, что повторные выездные налоговые проверки могут проводиться только в связи с ликвидацией (реорганизацией) организации и в порядке контроля со стороны вышестоящего налогового органа. При этом повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика, налоговый контроль которого осуществляется межрегиональным территориальным органом ФНС России, может назначаться исключительно руководителем ФНС России по мотивированному представлению соответствующего межрегионального территориального органа.
Проведение выездной налоговой проверки предлагается разрешить по месту нахождения налогового органа на основании документов, представленных налогоплательщиком, а также необходимых для проверки пояснений налогоплательщика.
Порядок оформления результатов налоговых проверок, рассмотрения возражений по актам налоговых проверок и принятия решений по результату рассмотрения материалов налоговых проверок предусматривается унифицировать. Результаты камеральных налоговых проверок при выявлении налоговых правонарушений должны оформляться соответствующими актами.
Сроки для представления налогоплательщиками возражений на акты налоговых проверок предлагается увеличить до 15 рабочих дней и установить, что рассмотрение возражений налогоплательщика по акту налоговой проверки должно осуществляться в присутствии налогоплательщика и (или) его уполномоченных представителей, которые должны иметь возможность аргументировать свою позицию и давать необходимые пояснения.
Вышестоящему налоговому органу по результату налоговой проверки предоставляется право отменять решения налоговых органов, принятые на основании актов налоговых проверок.
Комментарии