Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Централизованные закупки: пояснен порядок учета

Централизованные закупки: пояснен порядок учета

Чиновники Минфина России в письме от 12 октября 2009 г. № 02-06-07/4765 указали, как должны быть отражены в бюджетном учете централизованные закупки. Причем у разных участников данного процесса: у уполномоченных органов-заказчиков и грузополучателей-учреждений. Рассмотрим, какие бухгалтерские записи следует сделать учебным заведениям при получении централизованно поставленных материальных ценностей

19.11.2009
Журнал «Учет в отраслях»
Автор: Бычкова Н. В., аудитор, Опубликовано в журнале «Учет в сфере образования» № 11, ноябрь 2009 г.

Кто определяет правила По разъяснениям финансистов передача имущества, приобретенного централизованно, выполняется согласно статьям закона (решения) о соответствующем бюджете на финансовый год и положениям правовых актов:
  - Правительства РФ; - высшего органа исполнительной власти субъекта РФ; - местной администрации.   Как отразить поступление ценностей грузополучателю
Отметим, что корреспонденции счетов, которые надо применять при централизованных закупках, приведены в приложении к письму № 02-06-07/4765. Из них следует, что при любом варианте данных операций несет обязательства по сделке и оплачивает стоимость приобретенных активов уполномоченный орган. Учреждения получают их безвозмездно.
  Важно помнить, что для той или иной записи в бюджетном учете образовательного учреждения требуется наличие документа-основания. Каким он должен быть так же разъяснено в письме № 02-06-07/4765.
  В корреспонденции счетов, применяемой при отражении централизованных закупок, используются, в том числе, забалансовые счета. Так, бюджетное образовательное уреждение при получении имущества, поступающего в рамках реализации правовых актов высшего органа исполнительной власти, отражает его в бюджетном учете на счетах:
  - 01 «Основные средства в пользовании»; - 02 «Материальные ценности, принятые на ответственное хранение»; - 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению».
  Данное правило установлено Инструкцией по бюджетному учету (утверждена приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н) и уточнено в письме № 02-06-07/4765.   Применяемые коды бюджетной классификации
Чиновники пояснили, какие коды бюджетной классификации следует указать с 1-го по 17-ый разряд счета бюджетного учета. Это:
  - КРБ1 - код расходов, по которому принимается и оплачивается бюджетное обязательство по государственному контракту, заключенному в рамках реализации правового акта высшего органа исполнительной власти; - КРБ2 - код расходов, содержащий код целевой статьи расходов, предусмотренной по централизованной закупке согласно закону о бюджете и правовому акту; - КДБ3 - код доходов 000 1 17 05000 00 0000 180 «Прочие неналоговые доходы» соответствующего бюджета РФ; - КДБ4 - код доходов 000 2 02 09000 00 0000 151 «Прочие безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы» соответствующего бюджета РФ (данный код применяют только федеральные органы исполнительной власти, государственные академии наук); - КДБ5 - код доходов 000 2 07 00000 00 0000 180 «Прочие безвозмездные поступления» соответствующего бюджета РФ.   «Предварительные» расчеты
Разберем вначале проводки, которые делают учреждения при получении активов до окончательных расчетов с контрагентом и поступления от него первичной документации, подтверждающей отгрузку.
  Итак, если на грузополучателя возлагается обязанность обеспечить ответственное хранение поступившего централизованно имущества, то оно принимается на забалансовый счет 02 (записи вносятся на основании правового акта органа исполнительной власти, государственного контракта):  

Содержание операции Дебет Кредит
Поступили в учреждение объекты основных фондов и материалы (на основании правового акта органа исполнительной власти, государственного контракта) 02 «Материальные ценности, принятые на ответственное хранение» -

  Если же бюджетному учреждению согласно правовому акту высшего органа исполнительной власти и условиям госконтракта предоставляется право безвозмездного пользования поступившим имуществом (с дальнейшим закреплением его на праве оперативного управления) оно учитывается так:  

Содержание операции Дебет Кредит
Поступили объекты основных фондов 01 «Основные средства в пользовании» -
Поступили материалы КРБ2 1 105 00 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КДБ3 1 401 01 180 «Прочие доходы»

  Когда право безвозмездного пользования поступившими активами должно быть дополнительно подтверждено отдельным распорядительным актом уполномоченного органа или договором на безвозмездное пользование, то имущество принимается вначале к учету на счете 22. А затем уже на соответствующих счетах в зависимости от вида актива в следующем порядке:  

Содержание операции Дебет Кредит
Поступили материальные ценности (на основании документа, подтверждающего поставку имущества) 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению» -
Принято решение уполномоченным органом о безвозмездном пользовании грузополучателем основными фондами, полученными централизованно 01 «Основные средства в пользовании» 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению»
Принято решение уполномоченным органом о безвозмездном пользовании грузополучателем материалами, полученными централизованно КРБ2 1 105 00 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КДБ3 1 401 01 180 «Прочие доходы»

  После приведенных операций следуют расчеты по передаче имущества. Они (соответственно и проводки) будут различаться в зависимости от вида поставки:
  - внутриведомственные расчеты; - межведомственные расчеты; - межбюджетные расчеты. Рассмотрим специфику каждого из них.   Внутриведомственная поставка
Если активы уполномоченный орган передает ему же подведомственному учреждению, то расчеты называют «внутриведомственными», а бухгалтерские записи у учреждения-грузополучателя будут такими:  

Содержание операции Дебет Кредит
Поступили в учреждение объекты основных фондов КРБ2 1 106 01 310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства» КРБ1 1 304 04 310 «Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств»
Поступили в учреждение материалы КРБ2 1 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции  (работ, услуг)» КРБ1 1 304 04 340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»

  Документ-основание для внесении записи в учете - Извещение (ф. 0504805) с приложением Акта приема-передачи имущества, оформленного в установленном порядке и подписанного принимающей и передающей сторонами.   Межведомственные закупки
При передаче учреждению имущества от уполномоченного органа, которому оно не подведомственно, расчеты считают «межведомственными». Принимающая сторона (то есть учреждение) должна отразить в бюджетном учете:  

Содержание операции Дебет Кредит
Переведены материальные ценности из ответственного хранения в оперативное управление (пользование) - 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению»
Поступили в учреждение объекты основных фондов КРБ2 1 106 01 310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства» КДБ5 1 401 01 180 «Прочие доходы»
Поступили в учреждение материальные запасы КРБ2 1 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)» КДБ5 1 401 01 180 «Прочие доходы»

  Отметим, что в данном случае документом-основанием для записи также будет служить Извещение (ф. 0504805) с приложением Акта приема-передачи имущества.   Межбюджетное снабжение
Такой вариант расчетов предполагает передачу активов от уполномоченного федерального органа уполномоченному органу субъекта РФ. И уже последний направляет имущество конечным получателям (учреждениям) в рамках внутриведомственного снабжения. Таким образом, само учреждение-грузополучатель в межбюджетных расчетах не участвует и, соответственно, в бюджетном учете проводки не отражает.   Принятие к учету объектов отражают отдельно
Данные операции отражают по общим правилам, предусмотренным типовой корреспонденцией счетов Инструкции по бюджетному учету на основании первичных документов, приведенных в пункте 21 данного нормативного акта. Это:
  - Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), кроме объектов основных средств стоимостью до 3000 рублей и библиотечного фонда, драгоценностей и ювелирных изделий независимо от стоимости; - Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях; - Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031); - Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (ф. 0306032); - Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. 0306002); - Требование-накладная (ф. 0315006); - Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).
  В отдельных случаях используется Справка по форме 0504833.
  Бухгалтерские записи будут следующими:  

Содержание операции Дебет Кредит
Приняты к учету основные средства, полученные в рамках централизованных закупок КРБ2 1 101 00 310 «Увеличение стоимости основных средств» КРБ2 1 106 01 410 «Уменьшение капитальных вложений в основные средства»
Приняты к учету основные средства, находящиеся ранее на праве безвозмездного пользования КРБ2 1 101 00 310 «Увеличение стоимости основных средств» КРБ2 1 106 01 410 «Уменьшение капитальных вложений в основные средства»
Начислена амортизация за время пользования имуществом КРБ2 1 401 01 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов» КРБ2 1 104 00 410 «Уменьшение стоимости основных средств за счет амортизации»
Приняты к учету материальные запасы КРБ2 1 105 00 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КРБ2 1 106 04 440 «Уменьшение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)»

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться