Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / «Мертвый» счет

«Мертвый» счет

Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ законодатели в авральном режиме внесли поправки в Налоговый кодекс РФ, чтобы в период финансового кризиса облегчить жизнь бизнесу. Для этого они пожертвовали даже частью получаемых налогов. Однако можно поправлять финансовое положение предприятий и без денежных жертв. Для этого достаточно навести порядок в практике применения отдельных статей НК РФ. Одной из таких проблемных статей является ст. 76 НК РФ, согласно положениям которой для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора применяется приостановление операций по счетам в банке

18.12.2008
ЭЖ «Юрист»
Автор: Вадим Егоров, «эж-Юрист»

Сумма не имеет значения

Первая проблема заключается в том, что законодатель не установил минимальную задолженность, при которой должна применяться данная мера. Автору известен случай, когда счет был закрыт из-за задолженности в 77 коп.

При этом если в решении о приостановлении операций по счетам в банке указано одновременно несколько счетов организации, то банк должен приостановить расходные операции в пределах обозначенной суммы по каждому счету. В Письме от 10.11.2008 №03-02-07/1-459 Минфин России особо подчеркнул, что самостоятельно принять решение о приостановлении расходных операций только по одному (или нескольким) из указанных счетов, остатка (суммарного остатка) денежных средств на котором достаточно для исполнения решения о взыскании налога банк не имеет права.

С принятием поправок в НК РФ ситуация для налогоплательщиков стала еще хуже. Если раньше операции по счетам приостанавливались при наличии задолженности по налогам и сборам, то к основаниям для блокирования прибавилась еще и задолженность по пеням и (или) штрафам.

 

Ускорение процесса

Вторая проблема состоит в том, что согласно п. 2 Порядка направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, утвержденного Приказом ФНС России от 01.12.2006 № САЭ-3-19/824@, решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке направляется налоговым органом в банк заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или вручается налоговым органом под расписку представителю банка.

Самое простое решение для налогоплательщика - как можно быстрее довести до банка информацию о том, что налоговая инспекция приняла решение о разблокировании счета. При этом организации готовы решение в банк привезти даже самостоятельно. Но не тут-то было.

Копия решения об отмене приостановления операций, полученная банком от клиента банка на бумажном носителе, не является основанием для отмены приостановления (Письмо Минфина от 31.05.2007 № 03-02-07/1-266). Блокирование счета сохраняется до момента получения банком оригинала решения.

Единственный способ, который финансовое ведомство считало допустимым для ускорения процесса разблокирования счета, - это провозглашение работника организации представителем банка, при условии оформления доверенности (Письмо от 16.01.2008 № 03-02-07/1-16).

С 1 января 2009 года, после вступления в силу новой редакции ст. 76 НК РФ, доверенность уже не поможет. Теперь решение об отмене приостановления операций вручается должностным лицом налогового органа представителю банка по месту нахождения этого банка под расписку либо направляется в банк в электронном виде или иным способом, свидетельствующим о дате его получения банком, не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения. Так что налогоплательщик может лишь предложить налоговику доставить его в банк и обратно с принятым решением.

Казалось бы, в электронном виде решение в банк должно попасть мгновенно. Однако, как показывает практика, в дело вмешиваются «темные силы электричества», нещадно тормозя процесс.

Отчаиваться, конечно же, не стоит, ведь законодатель разрешил доставлять решение в банк и иным способом (курьерская доставка, отправка по почте). Впрочем, о том, с какой скоростью ходят почтовые отправления, можно судить по делу, рассмотренному ФАС МО в Постановлении от 28.10.2008 № КА-А40/9289-08. Решение ИФНС от 03.03.2008 было получено банком только 11.03.2008. Поразительно то, что и налоговая инспекция, и банк находились в г. Москве.

 

Приостановка зарплаты

Минфин России Письмом от 29.10.2008 №03-02-07/1-437 разъяснил, что согласно п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов. В этом состоит третья проблема.

Оплата труда лиц, работающих по трудовому договору, к таким платежам не относится. Следовательно, при наличии в банке решения налогового органа о приостановлении операций по счетам банк не вправе исполнять платежные поручения по перечислению и выдаче денежных средств для расчетов по оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. Кстати, это ограничение распространяется и на уплату таможенных пошлин и таможенных сборов.

Даже возможности оспорить действия налоговиков в суде организация при заблокированных счетах лишается. Ведь уплата госпошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде с заблокированного счета не производится (Письмо Минфина России от 23.10.2008 № 03-02-07/1-425). Поправки, внесенные в ст. 76 НК РФ, эту проблему не затронули.

 

Незаконные решения

Поправки в ст. 76 НК РФ не коснулись исчерпывающего перечня оснований для принятия решений о приостановлении операций по расчетным счетам.

Например, п. 3 ст. 76 НК РФ установлено право приостанавливать операции по счету за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении срока представления. Однако под налоговой декларацией понимается письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговой базе, налоговых льготах, исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (п. 1 ст. 80 НК РФ).

В случае же непредставления расчетов по авансовым платежам, бухгалтерской отчетности и иных документов приостановление таких операций законодательством не предусмотрено, несмотря на обязанность налогоплательщика предоставлять вышеперечисленные документы (Постановление ФАС МО от 26.09.2006 №КА-А40/9158-06, Письмо Минфина России от 12.07.2007 № 03-02-07/1-324).

Также нельзя приостанавливать операции по счетам в случае непредставления налоговыми агентами справок по форме
№ 2-НДФЛ (см. постановления ФАС МО от 12.05.2008 № КА-А40/14711-07, от 12.03.2008 № КА-А40/1246-08).

ФАС ДО в Постановлении от 17.10.2008 №Ф03-4499/2008 решил, что поскольку приостановление операций по счетам налогоплательщика фактически является одной из форм наложения ареста на его имущество, то в силу ст. 94 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» оно не может приниматься налоговым органом в отношении организации в период внешнего управления.

ИУСН. После этого в связи с отсутствием деклараций счет предпринимателю был заблокирован, хотя право на применение УСН предприниматель позже отстоял.

ФАС ВСО в Постановлении от 08.10.2008 № А33-1275/08-Ф02-4910/08 указал налоговикам на то, что в силу п. 4 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в принятии декларации, в том числе и по тем налогам, которые предприниматель не платит.

 

Наказывать рублем

Для того чтобы заставить налоговиков соблюдать установленные НК РФ сроки для отмены решений о приостановке операций по счетам, законодатель ввел в ст. 76 НК РФ норму об обязательном начислении налогоплательщику процентов (по ставке рефинансирования ЦБ РФ) за каждый день нарушения налоговым органом такого срока. Однако данная поправка вступит в силу лишь с 1 января 2010 года. Впрочем, это не должно мешать налогоплательщикам уже сейчас взыскивать с налоговых инспекций неустойки, связанные с незаконным блокированием счетов.

Самым показательным, пожалуй, является дело, рассмотренное ФАС МО в Постановлении от 28.10.2008 № КА-А40/9289-08.

Организация 21.12.2007 оплатила задолженность, из-за которой был заблокирован счет, и письмом от 28.12.2007 направила в ИФНС копии платежных поручений и просьбу принять решение об отмене решения о приостановлении операций по счетам. ИФНС это решение приняла только 03.03.2008.

За это время банк начислил организации проценты в размере 152 240 руб. и пеню за просрочку уплаты кредита в размере 48224 руб. при наличии на расчетном счете достаточного остатка для погашения задолженности по кредиту. Суд решил, что бездействие налогового органа является незаконным и требования о взыскании ущерба организации удовлетворил.

Не попала в новую редакцию ст. 76 НК РФ поправка о том, что копии решений о приостановке операций по счетам налогоплательщиков налоговая инспекция должна направлять в прокуратуру. Между тем она уже была утверждена в первом чтении. Вернутся ли к ней еще депутаты, покажет время.

Разместить:
Кирилл
23 декабря 2008 г. в 10:15

Я посмотрел соответствующее решение ФАС МО в Консультанте и не нашёл там решения о взыскании ущерба. Есть только констатация ущерба.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться