Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / Вольные бюджетники

Вольные бюджетники

Как изменятся государственные предприятия?

13.04.2010
«Консультант Плюс»
Автор: эксперт компании «Консультант Плюс» Валентин Кислый

В СМИ большой резонанс вызвал законопроект, изменяющий правовое положение государственных и муниципальных учреждений. Высказываются мнения, что законопроект поставит крест на бесплатной медицине и образовании, что в школьных помещениях появятся табачные склады, либо госимущество бюджетников будет вообще распродано.

Большое количество негативных мнений заставляет обратить внимание на законодательную инициативу Правительства: неужели законопроект в социальном плане настолько плох? Основные моменты, в которых хочется разобраться – это финансирование социальных обязанностей государства и объемы переданных учреждениям полномочий для ведения ими самостоятельной деятельности.

Законопроект предполагает существования трех типов государственных и муниципальных учреждений: автономные, бюджетные и казенные. В настоящее время законодательством предусмотрены только бюджетные и автономные учреждения.

Статус казенных учреждений, по сути, совпадает с имеющимся в настоящее время понятием бюджетного учреждения. К казенным учреждениям будут отнесены организации в сфере обороны и безопасности, психиатрические и инфекционные больницы. Статус остальных учреждений (учебные заведения, больницы, поликлиники, учреждения культуры) существенно поменяется и они, в соответствии с законопроектом будут относиться к бюджетным учреждениям.

 

Схема финансирования учреждений будет изменена, но деньги поступать будут

Финансирование казенных учреждений будет проводиться по утверждаемой госорганами смете, так же как и сейчас финансируются все бюджетные учреждения, но предлагается изменить финансовое обеспечение бюджетных учреждений, переведя их с 1 января 2011 года со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения устанавливает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, т.е. органы государственной власти и органы местного самоуправления. Порядок формирования госзадания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются Правительством, субъектом РФ либо местной администрацией. Учредитель осуществляет финансирование выполнения госзадания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Получается, что изменение схемы финансирования бюджетных учреждений, то есть переход на субсидирование не является ни хорошим, ни плохим знаком для бюджетников: значение имеет госзадание на выполнение которого выделяется финансирование. Поэтому искать угрозы для национального образования и медицины нужно не в законопроекте, а в стандартах формирования госзадания.

В настоящее время госгарантии по социальному обслуживанию населения законопроектом не изменяются. Законопроектом вносятся изменения в закон "Об образовании", но гарантии в сфере образования сохранены, медицинские стандарты поправками вообще не затрагиваются. Так что мнение о том, что законопроект нанесет удар по бесплатной медицине и образованию безосновательны. Подорвать эти социальные сферы могут стандарты, устанавливаемые органами исполнительной власти, но изменить эти стандарты они могут и без законопроекта.

Также нужно помнить, что Конституцией у нас гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Таким же образом гарантируется бесплатная медицинская помощь в учреждениях здравоохранения оказываемая за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Кроме того, законопроект дает дополнительные гарантии гражданам, в получении госуслуг: бюджетное учреждение вправе при выполнении госзадания дополнительно использовать средства, полученные из иных источников. Для того, чтобы у учреждения была возможность это осуществить, законопроектом предусмотрена возможность оставлять в своем распоряжении дополнительные средства, получаемые бюджетным учреждением. В сегодняшней редакции Бюджетного Кодекса доходы от платных услуг бюджетных учреждений считаются доходами бюджета.

 

Бюджетные учреждения получат больше возможностей для привлечения и использования дополнительных средств, чем они имеют сегодня

Законопроект предоставляет всем учреждениям возможность вести платную деятельность, и бюджетные учреждения вправе оставлять у себя доходы от нее. Сейчас доходы учреждений являются доходами бюджета, поэтому у бюджетных учреждений отсутствуют стимулы к зарабатыванию дополнительных доходов, обновлению основных фондов, оптимизации сложившихся расходов.

В законопроекте можно выделить и другие дополнительные возможности для извлечения прибыли, помимо оказания платных услуг:

- сдача в аренду имущества с согласия собственника (сейчас с этим есть проблемы);

- привлечение пожертвований (деятельность учреждений будет регулироваться законом о некоммерческих организациях, которые вправе принимать пожертвования);

- учреждения культуры, которым ранее было запрещено привлечение кредитов коммерческих банков, теперь получают такую возможность (они не смогут получить кредит поз залог муниципального имущества, но смогут, например, воспользоваться бюджетными гарантиями).

Получив статус некоммерческих организаций учреждения становятся более открытыми компаниями, что позволит легче контролировать их финансовую деятельность. Например, они должны публиковать в интернете план своей финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность, полученное госзадание, а также сведения о проведенных в отношении них проверках и их результатах.

 

Опасения критиков, что имущество учреждений теперь будет бесконтрольно сдаваться в аренду, напрасны

В настоящее время сдача имущества в аренду учреждениями значительно осложнена, поскольку закон обязывает учреждения пользоваться имуществом в пределах целей своей деятельности: управленческих, социально-культурных и иных некоммерческих целей. Собственник имущества (государственные и муниципальные органы) наделены правом изъять неиспользуемое имущество или используемое не по назначению. Территориальные органы Росимущества отбирают у учреждений сдаваемые ими в аренду помещения, расценивая их как неиспользуемое имущество. Причем наличие согласования с собственником на сдачу имущества в аренду, с точки зрения чиновников данного ведомства, роли не играет.

В поправках предусматривается, что сдача в аренду должна проводиться с согласия собственника имущества – то есть госоргана создавшего учреждение, поэтому никаких самостоятельных решений учреждением о сдаче недвижимости не может быть принято. Доходы от сдачи имущества в аренду остаются за бюджетным учреждением. Кроме того оговаривается, что финансовое содержание сданного в аренду имущества учредителем уже не осуществляется, то есть содержание такого имущества становиться обязанностью либо арендатора, либо учреждения.

 

Законопроект не позволяет бесконтрольно продавать имущество учреждений

Бюджетное учреждение само по себе не может распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом (перечни ценного движимого имущества определяются госорганом учредившим организацию, по методике утвержденной Правительством). Для этого необходимо согласие учредителя, создавшего организацию, а учредитель не может дать согласия на продажу, без соблюдения процедуры приватизации, которая ставит строгие рамки по отчуждению имущества. Таким образом, опасения по распродаже имущества бюджетников напрасны.

На случай обращения взыскания на имущество бюджетных учреждений законопроект указывает, что учреждение отвечает по своим обязательствам всем имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, а также недвижимого имущества, то есть на недвижимое и особо ценное имущество не может быть обращено взыскание.

 

***

В итоге можно сделать вывод, что законопроект никак не ухудшает положения государственных, муниципальных учреждений, а только предоставляет им дополнительные возможности по извлечению прибыли. Полученная учреждениями прибыль будет оставаться у самих организаций, которой они вправе самостоятельно распоряжаться. Государственное финансирования будет зависеть от объемов госзаданий, формирование которых будет зависеть от Правительства, субъекта федерации или муниципалитета.

Нормы законопроекта не затрагивают социальных гарантий граждан – сокращение уровня доступности образования или медицинского обслуживания находится в компетенции исполнительной власти и внесенный законопроект не касается установленных нормативов в этой области.

Не исключено, что вслед за принятием законопроекта государством будет уменьшено субсидирование бюджетных учреждений, и они будут вынуждены за свои средства обучать и лечить граждан. Однако это все равно лучше, чем, если бы финансирование попросту прекратилось, а у бюджетников даже не было бы правовой возможности заработать средства чтобы продолжать вести свою деятельность.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться