Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Банковская гарантия

Банковская гарантия

В процессе хозяйственной деятельности субъектам предпринимательства нередко приходится пользоваться заемными средствами, предоставление которых как правило осуществляется при условии обеспечения обязательств. Одним из способов обеспечения обязательств является банковская гарантия

07.04.2010
«Российский Бухгалтер»
Автор: В. Ершов Эксперт журнала «Российский бухгалтер»

1. Общие положения о банковской гарантии

Чаще всего банковская гарантия, как средство обеспечения обязательств, применяется во внешнеторговых сделках. Сторонами правоотношений выступают: с одной стороны банк-гарант и обратившийся за гарантией клиент-принципал, с другой — кредитор-бенефициар.
По просьбе принципала банк выдает письменное обязательство кредитору в том, что по его требованию гарант оплатит обязательство должника. Обращение бенефициара к гаранту происходит в случае просрочки принципалом своих обязательств или при наступлении других условий, которые специально оговариваются между гарантом и принципалом.
В качестве гаранта может выступать любая другая кредитная или страховая организация.
Положения о банковской гарантии урегулированы статьями 368 — 379 Гражданского кодекса РФ. Как следует из определения, данного в статье 368 ГК РФ, гарантом может быть только банк, другая кредитная организация или страховая компания. Понятия банка и кредитной организации даны в статье 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности».
Согласно положениям закона, банк - это кредитная организация, которая наделена исключительным правом совершать банковские операции по:
привлечению во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
размещению указанных средств от своего имени и за свой счет на условия возвратности, платности, срочности;
открытию и ведению банковских счетов физических и юридических лиц.
В качестве другой кредитной организацией может выступить юридическое лицо, которое в качестве основной деятельности имеет право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом «О банках и банковской деятельности».
Что касается страховой организации, понятие о ней дано в Законе РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Такой организацией (страховщиком) признается учреждение, созданное в соответствии с упомянутым законом, получившее лицензию на право осуществления страхового деятельности.
Принципалом и бенефициаром может выступать любое лицо, являющееся субъектом гражданского права.
Обязательство, принятое на себя гарантом является возмездным, то есть гарант получает от принципала определенное вознаграждение за выполнение своего обязательства перед бенефициаром.

2. Виды гарантий

Существует несколько видов гарантий. Их можно классифицировать по различным основаниям. Например:
отзывная;
безотзывная.
Особенность отзывной гарантии в том, что ее можно отозвать не уведомляя об этом бенефициара.
Безотзывная гарантия не может быть отозвана гарантом. Это положение закреплено в статье 371 ГК РФ. Именно этот вид гарантии приобрел наибольшее распространение в силу того, что является надежнее первого.
- условные;
безусловные.
В первом случае исполнение гарантии зависит от определенных условий. Как правило, они содержатся в самой гарантии. Это может быть требования передачи бенефициаром гаранту основного договора, документов, свидетельствующих о нарушении договора принципалом, документов, которые подтверждают исполнение бенефициаром своих обязанностей и др.
Во втором случае требование бенефициара не обязательно подтверждать какими-либо документами. Достаточно предъявить его в срок и в пределах суммы гарантии.
Принято различать также:
покрытые и непокрытые гарантии;
прямые гарантии и контргарантии;
передаваемые и непередаваемые гарантии;
Покрытыми называют гарантии, когда принципал предоставляет гаранту денежное обеспечение, которое можно использовать для исполнения гарантии. Обеспечение предоставляется на срок действия гарантии и равно ее сумме. В качестве обеспечения может выступать также поручительство или залог.
В случае прямой гарантии банк-гарант принимает на себя обязательства по выплате денег непосредственно перед бенефициаром.
В ситуации с контргарантией банк принципала обращается к третьему банку с просьбой предоставить прямую гарантию бенефициару. При этом банк принципала берет на себя ответственность перед третьим банком за исполнение принципала своих обязанностей по основному договору.
По общему правилу права бенефициара не могут быть переданы третьему лицу. Это закреплено в статье 372 ГК РФ. Чтобы передать эти права третьему лицу необходимо закрепить такую возможность в тексте гарантии.
Банковской гарантии присущи характерные черты, которые отличают ее от других видов обеспечения обязательства.
Для банковской гарантии характерны:
безотзывность;
независимость от основного обязательства;
непердаваемость прав;
возмездность.
Безотзывность означает невозможность отозвать банковскую гарантию. Однако в договоре можно предусмотреть такое положение, когда при определенных условиях гарант будет иметь возможность отказаться от выполнения своих обязательств.

Независимость от основного обязательства подразумевает такую ситуацию, при которой отношения между гарантом и бенефециаром не влияют н исполнение банковской гарантии. Кроме того, если к моменту предъявления требования бенефициара гаранту обязательство принципала оказалось исполнено, прекращено или стало недействительным, гарант обязан удовлетворить требования бенефициара. Это положение закреплено в части 2 статьи 376 ГК РФ. В дальнейшем гарант может обратиться к принципалу с требованием о компенсации понесенных расходов. Так сказано в статье 379 ГК РФ.
Непердаваемость прав означает, что бенефициар не может передать свое право требования к гаранту, если об этом прямо не указано в в гарантии.
Возмездность обязательства заключается в том, что гарант получает от принципала вознаграждение за выдачу гарантии. Размер вознаграждения оговаривается в соглашении между банком и должником. Такое положение закреплено в статье 369 ГК РФ. Вознаграждение может быть установлено как в процентном отношении к сумме гарантии, так и в твердой сумме.

3. Предоставление гарантии и исполнение обязательств

Как правило банк предоставляет гарантию хозяйствующим субъектам, которые имеют высокое финансовое состояние. Инициатором отношений чаще всего выступает должник. Именно он в первую очередь заинтересован в получении гарантии со стороны кредитной организации. Однако побудить его к таким действиям может кредитор, для которого наличие банковской гарантии является обязательным условием заключения гражданско-правового договора.

Обязательство действительно только в том случае, если оно оформлено в письменном виде. Поскольку банковская гарантия — это односторонняя сделка, заключение письменного соглашения между гарантом и принципалом не обязательно. Достаточно того, что гарант письменное согласие будет только с его стороны. Такая позиция выражена в пункте 3 Приложения к Информационному письму Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 января 1998 года № 27 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации о банковской гарантии». Гарантия может быть оформлена в виде гарантийного письма или посредством электронной связи.

Банковская гарантия должна обеспечивать выполнение основного обязательства. В противном случае она может быть признана судом недействительной.
Закон подробно регламентирует такую важную часть отношений между гарантом и бенефициаром, как предъявление требований по исполнению гарантии. Это и понятно, исполнение обязательств гаранта является краеугольным камнем института банковской гарантии. Правила предъявления требований бенефициаром и и основания отказа в их удовлетворении закреплены в статьях 374 — 377 ГК РФ.
Чтобы получить удовлетворение бенефициару необходимо оформить требование письменно. Форма документа законом не оговорена. Однако имеются указания на его содержание и срок предъявления. В требовании должно быть указано, в чем выражается нарушение принципалом основного обязательства. Помимо самого требования необходимо предоставить документы, которые перечислены в гарантии. О нарушении обязательства можно указать и в приложении. Это позволяет пункт 1 статьи 374.
Обратите внимание: неполнота такой информации или даже неверно изложенные обстоятельства не влияют на обязанность гаранта произвести платежи. Как следует из статьи 375 ГК РФ, гарант должен рассмотреть требование бенефициара, проявив при этом разумную заботливость, чтобы установить соответствие друг другу приложенных документов и гарантии.
Практика применения института банковской гарантии показывает, что в требовании бенефициара должно быть указано:
наименование бенефициара;
наименование и адрес гаранта;
номер и дата гарантии;
ссылка на основной договор, в обеспечении которого выдана гарантия;
указание на то, что принципал нарушил обязательство и в чем это нарушение выражено;
документы, которые прилагались к гарантии.
Из требования должно быть понятно, что что бенефициар желает получить по гарантии определенную сумму денег в конкретной валюте.
Как правило, требование оформляют на бланке бенефициара и направляют его банку-гаранту. Его необходимо предъявить по смету нахождения гаранта. В противном случае бенефициар рискует пропустить срок подачи требования.
В практике часто встречаются случаи, когда в гарантии закрепляют необходимость предъявления требования через какой либо авизующий банк. Смысл в том, что посредник должен подтвердить подлинность требования и полномочия лиц, его подавшего.
В требовании должно быть четко и недвусмысленно указано, что бенефициар желает получить конкретную денежную сумму за нарушении принципалом своих обязательств. Если сумма не указана, а имеются лишь рассуждения о не добропорядочности должника, вы рискуете вступить в не конструктивную переписку с гарантом, и срок выплаты отодвинется на неопределенное время.
Имейте в виду, обращение в суд делу поможет лишь отчасти. Судья может признать требование поданным своевременно, но в тоже время укажет на необходимость включения в документ конкретной суммы для ее оплаты.
Обязательным содержанием требования бенефициара является заявление о том, что принципал нарушил условия основного договора. При этом бенефициар может не придерживаться формулировок, которые использованы в гарантии.
Бенефициар должен предъявить требование до окончания действии гарантии. А этот срок обязательно должен быть обозначен в гарантии.
Если требование подается через авизующий банк, необходимо лучше сделать это заблаговременно, то есть с запасом, чтобы посредник успел проверить документ и переправить его гаранту до окончания срока.
Основанием для отказа в удовлетворении банковской гарантии может служить:
требование не соответствует условиям гарантии;
документы, приложенные к требованию не соответствуют условиям гарантии;
предъявление требования просрочено.
Таковы условия пункта 1 статьи 376 ГК РФ.
Требования могут не соответствовать, например, по размеру денежной суммы. Причем не имеет значения, превышает сумма затребованная бенефициаром указанную в гарантии или же она меньше. Впрочем, во втором случае гаранту придется выплатить деньги, если в гарантии указана не фиксированная цена, а лишь ее верхняя граница. Тогда бенефициар вправе указать в требовании любую сумму, не превышающую предела, обозначенного в гарантии.

4. Прекращение обязательств и регерессные требвоания

Банковская гарантия может быть прекращена по основаниям, перечисленным в законе. Вот они:
уплата бенефициару требуемой им суммы, то есть добросовестное выполнение обязательств;
окончание срока действия гарантии;
отказ бенефициара от своих прав по гарантии.
Об этом сказано в статье 378 ГК РФ.
Как только гаранту стало известно о наступлении одного из перечисленных обстоятельств, он должен немедленно сообщить об этом принципалу. А вот бенефициара уведомлять об этом гарант не обязан.
Если же по обязательствам гарантии банк выплатит деньги бенефициару, он может потребовать от принципала возмещения понесенных убытков в регерессном порядке. Это правило закреплено в статье 379 Гражданского кодекса РФ.
Для обеспечения законности требования гаранта, предъявляемого принципалу, необходимо:
незамедлительно уведомить принципала о получении требования бенефициара и направить первому копии поступивших документов;
проверить требование в разумный срок. Унифицированными правилами для документальных аккредитивов установлен срок проверки, равный 7 рабочим дням (редакция МТП № 500);
оплатить требование, если оно соответствует условиям гарантии;
уведомить принципала о произведенном платеже.
Если гарант оплатил требование, не отвечающее условиям гарантии, он не имеет права на возмещение расходов в регрессном порядке.

Разместить:
Adv
8 апреля 2010 г. в 21:54

про гарантию страховой компании, представялется, всё-таки следует говорить как о "Гарантии страховой компании", а не "Банковской", дабы не путать... Законодатель включил гарантию страховой компании в главу, посвященную банковской гарантии, имея в виду гарантию страховой компании как способ обеспечения исполнения обязательств.

Татьяна
28 декабря 2012 г. в 12:08

Да, я совершенно.Банковская гарантия и страховая гарантия две разные вещи.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться