Аналитика / Налогообложение / Ведение кассы индивидуальным предпринимателем
Ведение кассы индивидуальным предпринимателем
Все, что нужно знать, для ведения кассовых операций. Специально для Российского налогового портала
29.12.2008Российский налоговый порталВести или не вести, – вот в чем вопрос.
Вопрос о применении индивидуальными предпринимателями "Порядка ведения кассовых операций в РФ" [1], утвержденного Письмом Центрального Банка России №18 от 04.10.1993г. (далее Порядок) в последнее время приобретает все большую значимость, так как государство стремится включить в систему "всеобщего контроля" все хозяйствующие субъекты. Фактическое ведение Порядка и унифицированных форм для ИП создаст сложности при легализации денежных средств полученных из "серого оборота", что, естественно встречает противодействие с их стороны. Соблюдение данного порядка со стороны ПБОЮЛ так же потребует дополнительных затрат времени и материальных ресурсов, привлечения квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета и права.
Поэтому государство в дальнейшем, несомненно будет проводить курс на контроль за денежной наличностью ПБОЮЛ, без которого невозможно снизить уровень "серой экономики" и бороться с коррупцией, а предприниматели, в свою очередь, настаивать на отмене, основываясь на принципе приоритетного развития малого предпринимательства.
Определение текущего состояния данной системы "динамического равновесия" необходимо многим специалистам:
а) финансовым аналитикам, - для разработки методов «гармонизации» финансов хозяйствующих субъектов и обеспечении безопасности финансовых потоков на всех этапах хозяйственной деятельности холдинговых структур;
б) банковским работникам, - для исполнения возложенных на них обязанностей по контролю за соблюдением "Порядка ведения кассовых операций в РФ" (п.41 Порядка) и исполнению закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" №115 – ФЗ от 07.08.2001г.;
в) специалистам по налогам и бухгалтерскому учету, - для устранения неопределенности в порядке и форме ведения индивидуальными предпринимателями учета своих доходов и расходов;
Данную проблему наиболее рационально рассматривать в разрезе нескольких вопросов, ответы на которые и будут определять права и обязанности предпринимателя:
1) В каком порядке индивидуальные предприниматели ведут учет своих кассовых операций
2) Обязаны ли индивидуальные предприниматели применять унифицированные формы кассовых документов, утвержденных Постановлением Госкомстата РФ №88 от 18.08.1998г.;
3) Распространяется ли на ИП действие "Порядка ведения кассовых операций в РФ".
Следует отметить, что в настоящее время, отсутствует прямое законодательное регулирование данных вопросов. Однако отсутствие прямого регулирования не отменяет возможность регулирования косвенного: выявляемого через анализ всей полноты корреспондирующих нормативно – правовых актов в данной области.
Основными документами, в которых содержаться положения о регулировании кассовых операций у индивидуальных предпринимателей являются: Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» и Налоговый Кодекс РФ. Поэтому, как ни странно, необходимость и порядок ведения кассы ПБОЮЛ, непосредственно зависят от применяемой системы налогообложения. Рассмотрим подробней каждый вариант.
Упрощенная система налогообложения
Для индивидуальных предпринимателей применяющих упрощенную систему налогообложения (гл.26.2 НК РФ) имеется две новости: плохая и хорошая.
Начнем с хорошей: У индивидуальных предпринимателей применяющих упрощенную систему налогообложения отсутствует неопределенность относительно вопроса "вести ли кассу или не вести". Плохая заключается в том, что кассу вести, по нашему мнению, - нужно.
В соответствии с п.3 ст. 4 Федерального закона "О бухгалтерском учете" №129 – ФЗ от 21.11.1996г., индивидуальные предприниматели "применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ". П.4 ст.346.11 главы 26.2 НК РФ устанавливает, что "для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности".
Для решения вопроса необходимо уяснить смысл словосочетания "сохраняется действующий". Согласно толковому словарю русского языка под ред. Д.Н. Ушакова, "сохраняется" означает "не исчезает, остается в силе". А слово "действующий", - "быть в действии". Таким образом, словосочетание "сохраняется действующий" означает, что индивидуальные предприниматели при переходе на упрощенную систему налогообложения уже должны вести учет кассовых операций в соответствии с Порядком. В то же время, данное положение нельзя автоматически распространять на предпринимателей применяющих иные режимы налогообложения, так как гл. 26.2 НК РФ носит специальный характер, и применяется исключительно к публичным правоотношениям в области УСН. Применение норм НК РФ относящихся к другим налоговым режимам по аналогии является неправомерным, на что неоднократно указывал ВАС РФ (Постановление Президиума ВАС №14324/04. от 26.04.2005г., Информационное письмо ВАС РФ №71 от 17.03.2003г.).
Говоря об обязательности учета кассовых операций предпринимателями применяющими УСН и применения унифицированных форм, необходимо обратиться к п.3 ст.23 НК РФ. Согласно которому в состав обязанностей налогоплательщиков, в не зависимости от применяемого режима налогообложения, входит "учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах". Таким образом, налогоплательщики применяющие УСН обязаны вести учет доходов и расходов "для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов РФ" (ст.346.24 НК РФ).
В п.1.1 "Порядка заполнения книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения", утвержденного Приказом Минфина РФ №167н от 30.12.2006г., указано, что "Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут Книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальный предпринимателей, применяющих УСН, в которой в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период". П.1.3. вышеуказанного порядка уточняет что речь идет именно о "первичных учетных документах". Таким образом, ИП применяющие УСН обязаны иметь первичные учетные документы, но не обязаны использовать утвержденную унифицированную форму. Разумеется, если иное не предусмотрено Постановлением Госкомстата РФ №88 от 18.08.1998г. Но это отдельный вопрос, и с ним мы разберемся несколько позже.
С вопросом об обязательном учете ИП кассовых операций по унифицированным формам тесно связан и вопрос признания расходов для целей налогообложения. Так, при применении ИП ставки 15%, согласно п.2 ст.346.16 НК РФ, расходы принимаются к налоговому учету в случае их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ. А абз.4 п.1 ст.252 НК РФ установлено, что расходы, принимаемые к налоговому учету, должны быть оформлены документально, в соответствии с законодательством РФ.
Для ПБОЮЛ применяющих УСН со ставкой 6%, актуальным является вопрос о документальном подтверждении операций влияющих на размер налоговой базы:
- расходов в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период (в соответствии с законодательством РФ) и выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности (п.3 ст.346.21 НК РФ);
- суммы выплат по операциям, в связи с которыми ИП признается налоговым агентом (п. 5 ст. 346.11 НК РФ);
Таким образом, предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, вне зависимости от применяемой ставки, не освобождены отобязанности оформления документов по кассовым операциям, влияющими на порядок формирования налоговой баз по единому налогу.
Общая система налогообложения
В соответствии с п.2 ст. 4 Федерального закона "О бухгалтерском учете" №129 – ФЗ от 21.11.1996г., "граждане осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленным налоговым законодательством".
Индивидуальные предприниматели, находящихся на общей системе налогообложения, уплачивают следующие налоги: НДС (гл.21 НК РФ), акцизы (гл.22 НК РФ), НДФЛ (гл.23 НК РФ), ЕСН (гл.24 НК РФ), Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл.25.1 НК РФ), водный налог (гл.25.2 НК РФ), государственная пошлина (гл.25.3 НК РФ), налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ), транспортный налог (гл.28 НК РФ), налог на игорный бизнес (гл.29 НК РФ), земельный налог (гл.31 НК РФ), а так же налог на имущество физических лиц (Федеральный закон "О налогах на имущество физических лиц" №2003-1 от 09.12.1991г.). Но ни в одном из вышеуказанных законов не содержится прямого ответа на вопрос: должен ли индивидуальный предприниматель вести кассу, и по какой форме он должен оформлять кассовые документы.
Определение субъектов Порядка ведения кассовых операций РФ, достаточно запутанно, и будет рассмотрено нами позднее. Иные подзаконные акты федерального и регионального уровня не устанавливают обязанности ПБОЮЛ, находящихся на общей системе налогообложения, подчинятся Порядку.
Говоря об обязанности ПБОЮЛ учитывать кассовые операции и оформлять кассовые документы в соответствии с унифицированными формами, необходимо отметить следующее. Индивидуальные предприниматели "исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций, в порядке, определяемом Министерством Финансов РФ" (п.2 ст.54 НК РФ). Совместным Приказом Минфина РФ №86н и ФНС РФ №БГ-3-04/430 "Об утверждении порядка учета доходов и расходов хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей" утверждена форма Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя, а так же порядок осуществления учета (далее – Порядок налогового учета). И хотя форма самой книги является рекомендуемой, порядок ведения учета носит обязательный характер.
П.7 вышеуказанного порядка налогового учета указывает на то, что первичные учетные документы, имеющие унифицированную форму, должны быть оформлены в соответствии с ней, а не имеющие, - иметь обязательные реквизиты:
1) наименование документа (формы);
2) дату составления документа;
3) при оформлении документа от имени:
юридических лиц - наименование организации, от имени которой составлен документ, ее ИНН;
индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, номер и дата выдачи документа о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, ИНН;
физических лиц - фамилия, имя, отчество, наименование и данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, ИНН, если он имеется;
4) содержание хозяйственной операции с измерителями в натуральном и денежном выражении;
5) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления (для юридических лиц);
6) личные подписи указанных лиц и их расшифровки, включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники.
Фактически повторяя п.2 ст.9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", Порядок налогового учета, дополняет его требованиями об указании ИНН контрагента, реквизитов документа о регистрации контрагентов – ИП. Не уточняя, должен ли предприниматель применять уже утвержденные унифицированные формы.
Индивидуальные предприниматели переменяющие общую систему налогообложения так же обязаны, как и плательщики УСН включать в налоговую базу только расходы соответствующие критериям гл.25 НК РФ (абз.4 п.3 ст.221 НК РФ, п.3 ст.237 НК РФ) то есть, порядок оформления которых соответствует законодательству РФ (абз.4 п.1 ст.252 НК РФ). Так как у ПБОЮЛ находящихся на общей системе расходы признаются в соответствии с кассовым методом (п.1 ст.221, ст.223 НК РФ), отсутствие кассовых документов или некорректное их оформление не позволит ИП доказать размер и характер полученных доходов и не позволит учесть осуществленные расходы.
Таким образом, ПБОЮЛ, применяющие общую систему налогообложения в случае, если иное не предусмотрено самим Порядком ведения кассовых операций в РФ, не обязаны его соблюдать. В то же время, для подтверждения своих расходов и характера полученных доходов предприниматели обязаны вести учет кассовых операций, а так же соблюдать определенные правила оформления кассовых документов.
Единый налог на вмененный доход
Наиболее неопределенным является положение индивидуальных предпринимателей применяющих ЕНВД. Все дело в формулировке п.5 ст.346.26 (гл. 26.3) НК РФ: "Налогоплательщики обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с Законодательством РФ". А так как установление данного "порядка", да и еще "в соответствии с законодательством РФ" имеет множество сторонников и оппонентов, каждый из которых имеет свои аргументы. Вопрос об обязательности учета кассовых операций у ИП применяющих ЕНВД не может быть разрешен на основании анализа положений гл.26.3 НК РФ "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход".
Организуя налоговый учет, предпринимателю необходимо учитывать, что аналогично порядку действующему при применении УСН, у ИП на ЕНВД, должны быть документально подтверждены расходы на обязательное пенсионное страхование, и выплату работникам пособий по временной нетрудоспособности (п.2 ст.346.26 НК РФ). Так же должны быть подтверждена обоснованность суммы налогов, удерживаемых предпринимателем в качестве налогового агента, в случаях предусмотренных законодательством. Например, при удержании и перечислению в бюджет НДФЛ с доходов работников (ст.226 НК РФ).
К вопросу о "предприятиях".
Решение вопроса об обязательности применения "Порядка ведения кассовых операций в РФ", пришло с неожиданной стороны, не имеющей отношения к налоговым правоотношениям и банковской деятельности.
В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" №209 – ФЗ от 24.07.2007г., - "субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям".
Критериями отнесения являются (ст.4 Закона):
1) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
2) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Постановлением Правительства РФ №566 от 22.07.2008г.:
- микропредприятия - 60 млн. рублей;
- малые предприятия - 400 млн. рублей;
- средние предприятия - 1000 млн. рублей.
Аналогичное положение, правда намного менее четкое, содержалось в ранее действующем п.1 ст.3 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" №88 – ФЗ от 14.06.1995г.
Таким образом, если индивидуальные предприниматели отвечают соответствующим требованиям, они соответственно являются микро, малыми или средними предприятиями. Приобретая статус "предприятия", данные ИП обязаны применять "Порядок ведения кассовых операций в РФ", так как в данном документе в качестве субъектов указаны "предприятия, организации, учреждения (в дальнейшем предприятия) независимо от организационно – правовых форм и сферы деятельности".
Сложнее обстоит дело с регулированием деятельности индивидуальных предпринимателей не подпадающих под действие закона №209 – ФЗ. Так как, обязывание субъектов малого предпринимательства вести кассу и освобождение от такой обязанности крупных хозяйствующих субъектов, противоречит логике системы государственного контроля регулирования экономических процессов. Поэтому на практике возможен вариант, когда индивидуальных предпринимателей не являющимися "средними, малыми или микропредприятиями" приравняют к "крупным предприятиям". Однако данный вывод не может считаться, согласно законам формальной логики, абсолютно очевидным.
Точка зрения, согласно которой предприятием не может быть индивидуальный предприниматель не основывается на соответствующеманализе положений нормативно – правовых актов. Аргумент о том, что "предприятиями" могут быть только ГУПы и МУПы не может быть признан "соответствующим". Так как наличие государственных и муниципальных, не исключает возможности наличия предприятий "прочих видов".
Документальное оформление хозяйственных операций
Налоговое законодательство не содержит определения понятия "Первичные учетные документы". Таким образом, в силу п.1 ст.11 НК РФ нам необходимо обратится к п.1 ст.9 Федерального закона "О бухгалтерском учете". Данной нормой установлено, что "первичный учетный документ" – это "оправдательный документ, оформляемый по всем хозяйственным операциям и являющийся основанием, на котором ведется бухгалтерский учет".
Требования к порядку оформления первичных учтенных документов перечислены в п.2 - 7 ст.9 вышеуказанного закона. В частности, первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Постановлением Госкомстата РФ №88 от 18.08.1998г. установлены унифицированные формы: КО-1 "Приходный кассовый ордер", КО-2 "Расходный кассовый ордер", КО-3 "Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов", КО-4 "Кассовая книга", КО-5 "Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств". Как справедливо замечено С. Ефремовой, в качестве субъектов, применяющих эти формы указаны только "юридические лица всех форм собственности, кроме организаций осуществляющих кассовое обслуживание физических и юридических лиц".
Однако, вопрос применения или неприменения Постановления Госкомстата РФ №88 от 18.08.1998г. на наш взгляд не является столь однозначными, так как все нормативные акты Госкомстата РФ, утверждающие унифицированные формы, не знают таких субъектов как "индивидуальные предприниматели" и не распространяют на них свое действие:
|
Постановление Госкомстата (Росстата)РФ |
Распространяется на: |
|
№1 от 05.01.2004г. |
"в .п.1.1: на организации независимо от формы собственности, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, в п. 1.2 - на организации независимо от формы собственности, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, кроме бюджетных учреждений". |
|
№100 от 11.11.1999г., №71а от 30.10.1997г., №66 от 09.08.1999г., №132 от 25.12.1998г. |
"на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность в отраслях экономики".
|
|
№88 от 18.08.1998г. |
в п. 1.1 - на юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющих кассовое обслуживание физических и юридических лиц; в п. 1.2 - на юридические лица всех форм собственности. |
|
№55 от 01.08.2001г. |
юридическими лицами всех форм собственности, кроме бюджетных учреждений. |
|
№26 от 27.03.2006г. |
на юридические лица всех форм собственности. |
|
№78 от 28.11.1997г. |
юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являющимися отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом. |
|
№7 от 21.01.2003г. |
на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений). |
|
№68 от 29.09.1997г. |
на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции и сырья (кроме малых предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств). |
Таким образом, публичные нормативно – правовые акты, регулирующие порядок оформления документов по унифицированным формам не содержат понятия ИП. В результате, получается, что ИП вообще, могут применять свои унифицированные формы, оформленные в соответствии с п.2 ст.9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", за исключением ИП применяющих общую систему налогообложения. Да и то, для них неприменение унифицированной формы будет нарушением порядка учета, а не Порядка ведения кассовых операций в РФ.
Так же интересным является анализ документов Госкомстата и Росстата РФ, включающих в себя понятие "индивидуальный предприниматель".
Постановление Федеральной службы государственной статистики №39 от 31.05.2007г. "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью предприятий" указывает на то, что утвержденные им формы применяются: "юридическими лицами и индивидуальными предприятиями, для которых утверждены унифицированные формы № 1-ИП "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя", №1-ИП (пром.) "Сведения о производстве продукции индивидуальным предпринимателем". Аналогичная точка зрения изложена так же в Постановлениях Росстата РФ №34 от 04.07.2006г., №33 от 27.07.2004г.
Таким образом, статистические органы, в числе "предприятий" видят как юридических лиц (вне зависимости от сферы деятельности и формы собственности), так и всех индивидуальных предпринимателей (вне зависимости от размеров хозяйственной деятельности), в отличие от положений закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ". Однако смешения понятий "юридическое лицо" и "индивидуальный предприниматель" в доступных нормативных актах министерства не наблюдалось.
Где там у нас лицо по фамилии "Итого"?
Подводя итог рассмотрению вопросов об обязанности индивидуальных предпринимателей подчинятся "Порядку ведения кассовых операций в РФ", оформлять документы по унифицированной форме, а так же определению правомерных способов налогового учета, мы пришли к выводу о чрезмерной запутанности их нормативного регулирования. В результате, предприниматели, зачастую не обладающие не юридическим, ни экономическим образованием не знают своих прав и обязанностей, не могут сформировать четкую правовую позицию и не могут ее отстоять в спорах с контролирующими субъектами.
В рамках данной статьи мы попытались рассмотреть вышеуказанные вопросы только с точки зрения законодательства, не привлекая зачастую спорные письма Минфина РФ и неоднородные судебные решения (т.к. в правовой доктрине РФ отсутствует "прецедентное право"). Где возможно, мы старались напрямую цитировать положения действующих нормативно – правовых актов, с тем, что бы читатель мог либо присоединится, либо опровергнуть наши доводы.
Общие результаты проведенного нами анализа представлены в следующей таблице:
|
Применяемая система налогообложения |
Обязательность | ||
|
Применения "Порядка ведения кассовых операций в РФ" |
Учета кассовых операций на основании первичных документов |
Применения унифицированных форм первичной учетной документации | |
|
УСН |
Обязаны |
Обязаны |
Не обязаны, могут использовать самостоятельно разработанные формы |
|
ОСН |
Обязаны |
Обязаны |
Не обязаны, но в случае применения самостоятельно разработанных форм появляются "дополнительные реквизиты" |
|
ЕНВД |
Обязаны |
Обязаны, но только для расходов уменьшающих налоговую базу по ЕНВД |
Не обязаны, могут использовать самостоятельно разработанные формы |
Определение обязательности (отсутствие обязательности) осуществления индивидуальными предпринимателем тех или иных действий необходимо для выявления размера возможных убытков, вызванных привлечением ИП к различного рода ответственности:
1) При несоблюдении предпринимателем "Порядка ведения кассовых операций в РФ" и нарушении порядка работы с денежной наличностью, возможно его привлечениек административной ответственности по ст.15.1 КоАП РФ в размере от 4 до 5 тыс. руб.;
Судебная практика по вопросу привлечения ИП к ответственности по данной статье неоднозначна. Так, в, Постановлениях ФАС ПО №А12-8311/08-С6 от 11.09.2008г., ФАС СЗО №А21-2313/2008 от 16.09.2008г., ФАС УО №Ф09-328/07-С1 от 15.02.2007г. (подтвержденный Определением ВАС РФ №6795/07 от 18.06.07г.), ФАС УО № Ф09-8767/06-С4 от 03.10.06, ФАС ВСО № А33-329/05-Ф02-3280/05-С1 от 14.07.05, ФАС СКО № Ф08-577/2005-237А от 02.03.05 Судьи установили невозможность привлечения ИП к ответственности по ст.15.1 КоАП РФ.
В Решении ВС РФ от 26.02.04 № ГКПИ04-163 указывается на обязанность ИП руководствоваться Порядком. Данная точка зрения, в отношении привлечения к ответственности реализована в Постановлениях ФАС ДО №Ф03-А51/07-2/3500 от, ФАС СКО №Ф08 – 2727/2008-967А от 21.05.2008г., ФАС ПО № А49-55/03-93ОП/19 от 19.08.03.
А в Определении ВАС РФ №5196/08 от 26.06.2008г. и Постановлениях ЗСО от 02.02.06 № Ф04-334/2006(19239-А27-32), ФАС СЗО от 06.06.06 № А13-391/2006-08 предприниматель хотя и не был привлечен к ответственности, основанием освобождения стало истечение срока привлечения к ответственности, а не отсутствии возможности привлечения.
Кроме того, как справедливо замечено в Постановлении ФАС СЗО №А26-395/03-23 от 31.07.2003г., привлечение лица к административной ответственности предусмотренной КоАП возможно не по любому нарушению, а только в случаях прямо предусмотренных Кодексом:
- осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;
- неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности;
- несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств;
- накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Из формально – логического трактования первого пункта следует, что ответственность ст.15.1 КоАП РФ предусмотрена для расчета с организациями. Случай, если контрагент не является организацией, формально, не предусмотрен действующей редакцией ст.15.1 КоАП РФ.
Таким образом, расчет с ПБОЮЛ сверх лимитов, предусмотренных Указанием ЦБ РФ №1843 – У [] для хозяйствующих субъектов является нарушением п.2 Порядка ведения кассовых операций в РФ. Однако, действующим законодательством по данному правонарушению не предусмотрено применение мер административной ответственности.
2) Привлечение ИП к ответственности по ст.120 НК РФ, предусматривающей санкции от 5 тыс. руб. до 10 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб. так же не однозначно.
Представители первой точки зрения указывают на то, что ответственность за "грубое нарушение" наступает только в отношении организаций (Постановления ФАС ЗСО №Ф04-8529/2005 (17313 – А27-27).
Вторая точка зрения указывает на применение законодателем в ст.120 НК РФ не только термина "организация", но и "налогоплательщик", которым в соответствии с п.3 ст.11 НК РФ могут быть и предприниматели. Следуя "универсальности воли законодателя" Суды делают вывод о возможности привлечения ИП к ответственности по ст.120 НК РФ: Постановление ФАС ПО от 09.02.06 № А55-12714/05-6, ФАС ВСО №А33-16821/06-Ф02-3122/07 от 10.07.2007г., ФАС ДО №Фо3-Ф80/05-2/4928 от 04.05.2006г., ФАС ЦО №А35-2467/03-С3 от 15.09.2005г. ВАС РФ в Определении №1720/07 от 28.04.2007г. так же не нашел оснований для отказа в привлечении ИП к ответственности предусмотренной ст.120 НК РФ.
Некоторые суды не нашли оснований для отказа в применении ст.120 НК РФ к предпринимателям, отказав в привлечении налогоплательщика к ответственности по иным причинам: Постановление ФАС ЗСО №Ф04-6432/2004 (А45-4473-26) от 13.09.2004г.
3) В случае отсутствия первичных кассовых документов, подтверждающих расходы и характер необлагаемых доходов, возможно привлечение ИП по п.3 ст.120 НК РФ в размере 10 % от суммы неуплаченного налога, но не мнение 15 тыс. руб., или п.1 ст.122 НК РФ в размере 20% от суммы неуплаченного налога.
В то же время, отсутствие прямого законодательного регулирования и наличие неоднородной судебной практики может заметно снизить размер санкций (п.2 ст.4.2 КоАП РФ, пп.4 п.1 ст.111 НК РФ) если предприниматель обратит на это внимание Суда (Постановления ФАС ВВО №А43-35583/2006-34-1231 от 28.08.2007г., ФАС ВСО №А19-11585/04-45-41-Ф-02-5141/05-С1). А до издания Письма ФНС №ММ-6-06/869@ от 30.08.2006г. вообще избавится от налоговой ответственности, учитывая положения п.3 ст.111 НК РФ и позицию Писем УФНС по г. Москве № 22-12/4732 от 23.01.06г. и № 09-24/85819 от 21.11.05г.
Порядок ведения кассовой дисциплины и экономическая безопасность Общества.
Перефразируя высказывания классиков можно утверждать, что "Порядок ведения кассовых операций в РФ" написан "кровными" собственников ведущих бизнес. На практике, отступление от установленного Порядка ведения и формы унифицированных документов ведет к нескольким существенным последствиям:
1)Индивидуальный предприниматель теряет полноту контроля за движением денежных средств. В результате, становятся трудноосуществимыми процессы бизнес планирования, осуществляемые через оценку входящих и исходящих денежных потоков. Предприниматель не знает, какая у него прибыль, какую он имеет рентабельность. В результате, - бизнес приносящий только убытки, и пожирающий имущество собственника может существовать неограниченно долго, без осуществления мер по улучшению существующего коммерческого состояния.
2)Теряется контроль за движением денежных средств, становятся труднообнаружимыми случаи растрат и хищений со стороны лиц, получающих и отдающих денежные средства в кассу. Отсутствие первичных учетных документов оформленных с учетом унифицированной формы, обычно ставит под сомнение доказательную базу. В результате ИП зачастую не может взыскать с виновных лиц свои убытки, привлечь их к административной и уголовной ответственности
3)Ведение кассы позволяет индивидуальному предпринимателю в определенной мере переложить свою ответственность за применение ККМ и соблюдение Порядка на лиц фактически работающих с наличными денежными средствами. Для этого обязательно наличие трудового договора (ст.68 ТК РФ), утвержденных должностных инструкций и служебных положений (ст.189 ТК РФ). Заключение договора о полной материальной ответственности с кассиром так же, существенно облегчит жизнь предпринимателю (ст.242 ТК РФ).
Список использованных источников
1.Налоговый Кодекс РФ (в ред. от 30.06.2008г.) // Консультант плюс. Версия проф.
2.Федеральный Закон "О бухгалтерском учете" (в ред. от 03.11.2006г. // Консультант плюс. Версия проф.
3.Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" №115 – ФЗ от 07.08.2001г. (в ред. от 28.11.2007г.) // Консультант плюс. Версия проф.
4.Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" №209 – ФЗ от 24.07.2007г. (в ред. от 22.07.2008г.) // Консультант плюс. Версия проф.
5."Порядка ведения кассовых операций в РФ", утвержден Письмом Центрального Банка России №18 от 04.10.1993г.(в ред. от 26.02.1996г.) // Консультант плюс. Версия проф.
6.Указание ЦБ РФ "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" №1843-У от 20.06.2007г. (в ред. от 28.04.2008г.) // Консультант плюс. Версия проф.
7.Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова
8.С. Ефремова Письменная консультация. Региональный выпуск, №51, 2004г.// Консультант плюс. Версия проф.



