Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / «Ремонтируем и сдаем в субаренду помещение: надо ли встать на учет в местную налоговую?»

«Ремонтируем и сдаем в субаренду помещение: надо ли встать на учет в местную налоговую?»

На практике нередко возникают ситуации, когда принимаемое компанией в аренду недвижимое имущество расположено на территории налогового органа, в котором компания не состоит на учете. Например, компания решила арендовать в другом городе нежилые помещения, чтобы сдавать их в субаренду. Приняв помещения по акту, арендатор заключил с подрядной организацией договор на выполнение ремонтных работ, чтобы привести помещения в пригодное для достижения поставленных деловых целей состояние. Курирование субарендного бизнеса было поручено штатному сотруднику, работающему по месту нахождения компании. Было решено, что в случае необходимости (для разрешения вопросов, возникающих в процессе сдачи помещений в субаренду) данный работник будет каждый раз направляться в краткосрочную служебную командировку по месту нахождения объекта недвижимости. Итак, надо ли компании в подобной ситуации встать на учет в налоговой инспекции по месту нахождения арендуемого недвижимого имущества?

21.10.2008
«Нормативные акты для бухгалтера»
Автор: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ А.В. Голованов

Общие основания постановки организаций на учет в налоговых органах в целях проведения налогового контроля указаны в пункте 1 статьи 83 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс). Организация подлежит учету как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, а также по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, принадлежащих организации. В отношении обособленных подразделений абзацем вторым пункта 1 статьи 83 и пунктом 4 статьи 83 Кодекса установлена обязанность организации подать в месячный срок заявление о постановке на учет, если только эта организация уже не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным Кодексом (например, по месту нахождения недвижимости). Что же касается постановки на учет по месту нахождения недвижимого имущества как такового, то какие-либо активные действия со стороны организации (подача заявления и т. д.) в случае приобретения ею недвижимости вне места регистрации компании не предполагаются и в обязанность не вменяются. Ведь учет будет осуществлен на основании сведений, сообщаемых органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, во исполнение возложенной на них пунктом 4 статьи 85 Кодекса обязанности.

Поскольку в рассматриваемой ситуации фигурирует недвижимость, сначала разберемся с соответствующим основанием постановки на учет. В пункте 5 статьи 83 Кодекса уточняется, что недвижимое имущество, по месту нахождения которого осуществляется учет в местной налоговой инспекции, должно принадлежать налогоплательщику на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. Это - вещные, «сильные» права. Приобретает ли арендатор на предоставляемое ему имущество какое-либо из этих вещных прав? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к статье 606 Гражданского кодекса РФ, согласно которой «по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование». Итак, мы видим, что арендатор в отношении имущества приобретает право на основании обязательства, существующего только в период действия договора, из которого оно возникло. Это - обязательственное право аренды. А какое-либо вещное право из указанных в пункте 5 статьи 83 Налогового кодекса РФ (право собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления) арендатор на предоставляемое ему имущество не приобретает. Таким образом, постановка организаций на учет в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего им на праве аренды, Кодексом не предусмотрена.

Теперь перейдем к вопросу о необходимости для компании исполнить в данной ситуации свою обязанность встать на учет по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Cогласно пункту 2 статьи 11 Кодекса, обособленным подразделением организации для целей применения налогового законодательства признается лишь такое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. А стационарным рабочее место считается, если оно создается на срок более одного месяца. При этом не имеет значения, в каком помещении находится рабочее место - в собственном или же арендуемом. Отметим здесь, что даже одно стационарное рабочее место, оборудованное организацией вне места ее нахождения, может быть признано обособленным подразделением, создание которого является основанием для постановки на учет в соответствующем налоговом органе (письмо МНС России от 29.04.2004 № 09-3-02/1912, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23.01.2003 № КА-А41/9052-02).

Но что же следует понимать под рабочим местом, будь оно хоть стационарным, хоть нет, ведь в Кодексе понятие «рабочее место» само по себе никак не трактуется? В этом случае обратим внимание на пункт 1 статьи 11 Кодекса, которым установлено правило о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства (если, конечно, иное не предусмотрено самим Кодексом). В статье 209 Трудового кодекса РФ закреплено следующее понятие: «рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя».

Теперь, чтобы свести воедино все вышесказанное и сделать интересующий нас вывод, обратимся к судебной практике. Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в постановлении от 04.05.2005 № А33-6795/04-С4-Ф02-1820/05-С1 отметил, что признание обособленного подразделения организации возможно при наличии трех составляющих:

  • территориальная обособленность;
  • наличие стационарных рабочих мест, оборудованных вне места регистрации организации;
  • ведение деятельности через это подразделение.

При этом такие факты, как заключение договора аренды и получение арендованных нежилых помещений по акту приемки-передачи, сами по себе (без создания соответствующих стационарных рабочих мест) еще не свидетельствуют о создании обособленного подразделения (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.06.2006 № А55-9871/05-51, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.07.2001 № А56-10004/01). А в постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.06.2003 № Ф03-А04/03-2/1204 было указано, что форма организации работ (например, вахтовый метод, командировка) и срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения; именно оборудование организацией стационарных рабочих мест следует считать (в силу ст. 11 НК РФ) в соответствующей ситуации созданием обособленного подразделения. При этом под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение таких обязанностей (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30.07.2004 № КА-А41/6389-04, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.10.2002 № А26-3503/02-02-07/160).

Таким образом, помимо наличия таких признаков, как территориальная обособленность и ведение деятельности, для признания обособленного подразделения организации необходимо еще и оборудование на срок более одного месяца рабочих мест, подконтрольных работодателю, куда его работникам необходимо прибыть для выполнения своих трудовых функций.

В рассматриваемой же ситуации ремонт арендованных помещений будет производиться не работниками, состоящими в штате компании, а на основании договора подряда. И последующая сдача недвижимости в субаренду также не потребует создания на данном объекте оборудованных для работников компании и подконтрольных ей стационарных рабочих мест. То есть основания для постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества, ремонтируемого силами подрядчиков и сдаваемого в субаренду, отсутствуют. Подобная позиция была изложена и в письме Управления ФНС России по г. Москве от 22.03.2005 № 20-12/19402 по вопросу порядка уплаты налога на прибыль: «учитывая, что организация не создает в арендованных помещениях, расположенных на территории других субъектов Российской Федерации, стационарных рабочих мест и соответственно не осуществляет никаких видов деятельности на арендованных объектах недвижимости, а получает доход от сдачи указанных помещений в субаренду третьим лицам, данная организация вправе исчислять и уплачивать налог на прибыль в порядке, установленном в главе 25 Налогового Кодекса РФ для организаций, не имеющих обособленных подразделений».

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться