Аналитика / Налогообложение / Особенности уплаты транспортного налога на большегрузные карьерные самосвалы
Особенности уплаты транспортного налога на большегрузные карьерные самосвалы
В практической деятельности работников бухгалтерских служб организаций, имеющих на балансе много транспортных средств различного функционального назначения, часто возникают вопросы при исчислении транспортного налога по специальным и специализированным машинам. // Воробьева С.А. Юрист, начальник отдела хозяйственного, финансового и трудового права Дирекции по правовым вопросам ОАО «Карельский окатыш». Специально для Банкир.Ру.
16.03.2005В частности возникает вопрос о том, какую ставку применять при расчете налога по конкретному транспортному средству. Статьей 361 НК РФ установлены ставки налога с каждой лошадиной силы в зависимости от объекта налогообложения: по грузовым автомобилям с мощностью двигателя свыше 250 л/с – 17 руб., а по самоходным транспортным средствам – 5 руб. Пунктом 2 ст. 361 НК РФ предусмотрено, что ставки, указанные в статье могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в 5 раз. Таким образом, максимальные ставки по указанным видам транспортных средств составят соответственно 85 руб. за 1 л/с и 25 руб. за 1 л/с. Учитывая, что карьерные большегрузные самосвалы имеют в среднем мощность от 800 до 1400 л/с, применение необоснованно высокой ставки транспортного налога повлечет для организации налогоплательщика ощутимый ущерб (от 50 000 до 80 000 руб. излишне уплаченного налога с каждой машины).
Как же следует действовать налогоплательщику, чтобы избежать негативных последствий неверного исчисления налога? Для определения категории транспортного средства необходимо руководствоваться в первую очередь данными, зафиксированными в первичных документах на транспортное средство (паспорт ТС) и документами о его регистрации.
ГОСТ 30537-97 устанавливает следующее определение: самосвал карьерный – самоходная колесная машина с открытой саморазгружающейся платформой, загружаемая внешними средствами, предназначенная для транспортирования вскрышных пород и полезных ископаемых на открытых горных разработках, а также грунта на строительстве, эксплуатирующаяся вне автомобильных дорог общего пользования.
Согласно п.13 Методических рекомендаций по применению главы 28 НК «Транспортный налог», утвержденных приказом МНС РФ №БГ-3-21/177, регистрация транспортных средств осуществляется на условиях и в порядке установленном п. 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.94 №938 «О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.07.98 г. №866, от 21.02.02 г. №126), согласно которому регистрацию автомототранспортных средств, не предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (далее - органы гостехнадзора).
В соответствии с «Положением о паспорте самоходной машины и других видов техники», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.05.95 г. №460 (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.01 г. №238) органы гостехнадзора выдают паспорта самоходных машин.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что в соответствии с действующим законодательством транспортный налог по большегрузным карьерным самосвалам должен исчисляться исходя из ставки налога, установленной для самоходных транспортных средств.
Налоговые органы на практике зачастую трактуют ситуацию иначе – полагая, что автомобили самосвалы относятся к грузовым автомобилям, ссылаясь при этом на Общероссийский классификатор основных фондов ОКОФ ОК 013-94.
В случае возникновения спора с налоговым органом по вопросу применения ставки транспортного налога, в дополнение к приведенным выше доводам в пользу налогоплательщика, полезной может оказаться следующая аргументация:
В соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ налоги должны быть экономически обоснованы. Смысл транспортного налога заключается в аккумулировании средств на строительство, реконструкцию и обслуживание дорог общего пользования. И установление различных ставок на различные транспортные средства связано со степенью ущерба, наносимого транспортным средством дорогам общего пользования.
Более высокая ставка налога, предусмотренная для грузовых автомобилей, обусловлена тем, что перевоз тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам федеральной собственности и собственности субъектов федерации. При этом возникают дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществления надзора за техническим состоянием путей следования груза, которые должны компенсироваться за счет владельцев автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы.
Большегрузные карьерные самосвалы, как уже отмечалось выше, эксплуатируются вне автомобильных дорог общего пользования. Кроме того, как правило, организации занимающиеся добычей полезных ископаемых на открытых горных разработках, являются собственниками автомобильных дорог расположенных в пределах мест эксплуатации указанных транспортных средств (в карьерах), т.е. все расходы по содержанию этих дорог полностью несет организация налогоплательщик. Таким образом, применение к такого рода транспортным средствам повышенной ставки налога противоречило бы принципу экономической обоснованности налогов.
Арбитражная практика по рассматриваемому вопросу пока носит единичный характер, однако следует отметить, что арбитражные суды в данном случае становятся на сторону налогоплательщика. (Постановление ФАС СЗО от 03.04.2002 по делу №А13-6755/01-15, Постановление апелляционной инстанции АС РК от 23.09.2004 по делу № А26-5544/04-213).
Комментарии