Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Рассылка "Эффективная защита налогоплательщиков" № 136 от 08.11.2005

Рассылка "Эффективная защита налогоплательщиков" № 136 от 08.11.2005

Сегодня в выпуске: можно ли уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль при проведении реклам.акций "при покупке двух единиц товара - третья в подарок"?

08.11.2005

08 Ноября 2005
Выпуск № 136
Рассылку подготовил и составил
Дмитрий Костальгин

Интересные дискуссии на форуме «Налоговое право»
Самая горячая тема недели: Налоги глазами конституционного суда РФ на CD-ROM

Если Вы хотите обсудить проблемы, затронутые нашей рассылкой, высказать свое мнение, то это можно сделать на нашем форуме "Налоговое право". Вы можете ознакомиться со специальной " Темой-оглавлением", где все обсуждения разбиты по видам налогов и главам НК РФ

Эффективная защита налогоплательщиков
Многие налогоплательщики с целью продвижения своей продукции устраивают различные акции, например делают адресные рассылки или при покупке двух единиц товара дополнительно передают третью или подарок. Налоговые органы в таких случаях пытаются действовать следующим образом, адресные рассылки не признают расходами на рекламу, а дополнительно передаваемые подарки не признают расходами, уменьшающими налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Насколько правомерен такой подход, рассматривали в Постановлении ФАС Московского округа от 4 августа 2005 г. № КА-А40/7346-05

Цитата:

    Законность принятых судебных актов проверяется в порядке ст. ст. 284, 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой Инспекция просит отменить решение и постановление судов, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование своих требований НДС.

    В отзыве на кассационную жалобу, соответствующему требованиям ст. 279 НК РФ, Общество указывает на несостоятельность ее доводов, просит судебные акты оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения, поскольку выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.

    В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Общества возражал против этих доводов по мотивам, изложенным в судебных актах и представленном отзыве.

    Суды полно и всесторонне исследовали юридически значимые обстоятельства, дали надлежащую правовую оценку совокупности доказательств, правильно применили нормы налогового и арбитражно-процессуального законодательства и приняли законные судебные акты.

    Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.

    Как следует из материалов дела, ИМНС РФ N 15 по СВАО г. Москвы проведена выездная налоговая проверка ООО "Глобус Пост" по вопросу соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2002 по 31.12.2003. По результатам проверки Инспекцией вынесено решение от 25.10.2004 N 3168, которым Общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату налога в результате неправильного исчисления налога в виде взыскания штрафа по НДС в размере 184953 руб. Обществу предложено уплатить суммы штрафных санкций, не полностью уплаченных налогов, пени, всего в размере 4017507 руб., а также уменьшить на исчисленные в завышенных размерах суммы НДС за февраль 2003 г. в размере 89649 руб.

    Довод Инспекции о том, что деятельность ООО "Глобус Пост" по передаче подарков не отвечает признакам рекламы, определенным в ст. 2 ФЗ "О рекламе", поскольку рассылка предложений приобрести товар и получить подарок производится определенному кругу лиц, в связи с чем Обществом неправомерно включена стоимость подарков в состав прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ, судом кассационной инстанции не принимается.

    В соответствии со ст. 2 ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

    Основным видом деятельности ООО "Глобус Пост" является реализация товаров широкого потребления населению по каталогам путем почтовых рассылок. Для целей реализации товаров Общество заказывает изготовление рекламной и иной сопутствующей продукции по договору с ООО "ПРОМОПОСТ", прием и рассылка также производятся по договору с данной организацией. При распространении подобных материалов средствами почтовой связи ООО "Глобус Пост" используются данные, которые содержат сведения в отношении сотни тысяч физических лиц определенного возраста и увлечений. Например, согласно акту N 000039 сдачи-приемки услуг по договору от 10.01.2003 N 30/FF за январь 2003 г. была осуществлена почтовая отправка 153288 писем.

    Довод налогового органа о том, что подарки-сюрпризы передавались покупателям товаров безвозмездно, судом кассационной инстанции не принимается. Согласно условиям маркетинговой акции подарки-сюрпризы получают только покупатели, которые приобрели не менее двух товаров. Стоимость подарков-сюрпризов учтена при формировании продажной цены товаров и включена в налогооблагаемую базу по НДС в составе цены реализованных товаров. Это обстоятельство подтверждено политикой и процедурой формирования продажной цены, утвержденной главным бухгалтером Общества 06.01.2003.

    Довод Инспекции о том, что в тексте купона, высылаемого покупателю, сказано, что подарок-сюрприз предоставляется бесплатно, судом кассационной инстанции не принимается. Как правильно указано в судебных актах по делу, такое указание не соответствует действительности, является маркетинговым приемом, призванным способствовать увеличению покупательского спроса.

    В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ для целей налогообложения налогом на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 настоящего Кодекса). В соответствии с п. 2 ст. 252 НК РФ расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

    В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя, в том числе, прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией. К таким расходам согласно п. 4 ст. 264 НК РФ относятся, в частности, расходы организации на рекламу. В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 настоящего Кодекса.

    Довод налогового органа о том, что норма подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ общая, и с учетом п. 1 ст. 252 НК РФ, применению подлежит специальная норма п. 16 ст. 270 НК РФ, судом кассационной инстанции не принимается. Согласно подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся другие расходы налогоплательщика, связанные с производством и (или) реализацией. Расходы на приобретение подарков-сюрпризов связаны с реализацией, поскольку обусловлены спецификой деятельности Общества и способствуют продвижению его на рынке. Следовательно, ООО "Глобус Пост" вправе уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль и по данному основанию.

    Таким образом, деятельность ООО "Глобус Пост" по передаче подарков отвечает признакам рекламы, определенным в ст. 2 ФЗ "О рекламе". Подарки передавались не безвозмездно, так как в цену товара заложена цена подарков-сюрпризов.

Выводы
Таким образом, налоговики предъявили несколько претензий, поэтому разберем подробно каждую из них.

1) Расходы на адресную рассылку не уменьшают прибыль. На наш взгляд, если признать довод налогового органа, что расходы на рассылку не являются рекламными, то это не является безусловным основанием для исключения таких расходов из налогооблагаемой базы. Во-первых, такие расходы не поименованы в статье 270 НК РФ, во-вторых, они отвечают критериям, установленным статьей 252 НК РФ.

Касательно толкования понятия "неопределенный круг лиц" можно сказать следующее. Действительно Законом о Рекламе рекламой признается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Но если использовать узкую трактовку, то можно прийти к выводу, что рекламы в принципе нет, так как, например количество жителей Земли конечно, или что информация на рекламном щите предназначена для тех, кто находится в зоне видимости этого щита. На наш взгляд, поскольку адресаты рассылки выбирались из неопределенного круга лиц, то такие расходы возможно признать рекламными.

2) Передача имущества в рекламных целях является безвозмездной передачей и не уменьшает прибыль. Здесь необходимо рассмотреть два случая: когда назначается цена за набор товаров, когда подарок (имущество) передается сверх уплаченной цены (безвозмездно).

В первом случае ни о какой безвозмездности говорить нельзя, так как покупатель покупает, на наш взгляд, набор товаров. Такая возможность прямо предусмотрена ст. 479 ГК РФ и такая сделка является возмездной. Т.е. многим известный маркетинговый прием, когда при покупке двух единиц товара, третью как бы дают бесплатно, означает, что набор товаров из трех единиц продается по цене двух. Это вовсе не означает, что одна единица получена покупателем бесплатно. В противном бы случае, пришлось бы вспомнить героя известного анекдота, попросившего накапать 100 г водки.

Тем не менее, во избежание споров налогоплательщику необходимо грамотно формулировать условия договоров и внутренних регламентов.

Если же передается имущество в рекламных целях, то здесь следует исходить из следующего. Налоговый орган в Решении указывал, что нормы пункта 16 статьи 270 НК РФ являются специальными по отношению к пункту 4 статьи 264 НК РФ. Данный довод является неправомерным, так как именно норма пункта 16 статьи 270 НК РФ является общей, поскольку регулирует отношения по безвозмездной передаче имущества независимо от цели передачи, в то время как, пункт 4 статьи 264 НК РФ предусматривает особый (специальный) случай, когда такая передача имущества обусловлена рекламными целями. Именно поэтому нормы статьи 264 НК РФ являются специальными и имеют приоритет над нормами статьи 270 НК РФ в данном случае.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться