Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Рассылка "Эффективная защита налогоплательщиков" № 142 от 22.03.2006

Рассылка "Эффективная защита налогоплательщиков" № 142 от 22.03.2006

Сегодня в выпуске: В праве ли налоговые органы взыскать налоговые санкции с тех лиц, которые выплачивают доходы нерезидентам и у которых отсутствует копия свидетельстве постановке на учет в налоговых органах иностранного государство?

22.03.2006

22 Марта 2006
Выпуск № 142
Рассылку подготовил и составил
Дмитрий Костальгин

Интересные дискуссии на форуме «Налоговое право»
Самая горячая тема недели:
ВАЖНО: Вас обидели (достали) налоги, тогда Вам сюда

Если Вы хотите обсудить проблемы, затронутые нашей рассылкой, высказать свое мнение, то это можно сделать на нашем форуме "Налоговое право". Вы можете ознакомиться со специальной " Темой-оглавлением", где все обсуждения разбиты по видам налогов и главам НК РФ

Эффективная защита налогоплательщиков

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 310 НК РФ указывается, что исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 НК РФ, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев, когда налоговый агент уведомлен получателем дохода, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя дохода в Российской Федерации, и в распоряжении налогового агента находится нотариально заверенная копия свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленная не ранее чем в предшествующем налоговом периоде. Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 312 НК РФ. Исходя из этого, налоговые органы пытаются взыскать налоговые санкции с тех лиц, которые выплачивают доходы нерезидентам и у которых отсутствует копия свидетельстве постановке на учет в налоговых органах иностранного государство. Насколько правомерен такой подход, рассматривали в Постановлении Московского Округа от 5 декабря 2005 г.№ КА-А40/11969-05:

Цитата:

По пункту 2.4 решения налогового органа суд посчитал неправомерным начисление сумм налогов, штрафов, пеней в связи с неисчислением, неудержанием и неперечислением в бюджет ОАО "Мегафон" налогов с доходов иностранных юридических лиц и указал, что поскольку заявителем представлены документы, подтверждающие нахождение иностранных организаций в государствах, с которыми РФ имеет соглашение об избежании двойного налогообложения, решение налогового органа в этой части является недействительным.

Кассационная инстанция с таким выводом согласна.

Судом установлено, что налогоплательщик приобретал технологическое оборудование и программное обеспечение по следующим контрактам:

1) "ЭРИКСОН Эрисофт Эйби" от 02.04.2001 N 752/31090505/00114 и от 26.11.2001 N 752/31090505/0133 (местонахождение: Королевство Швеции) (т. 2, л. д. 158 - 182);

2) "Актикс Лтд." от 03.04.2001 N 826/31090505/00117 (местонахождение: Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии) (т. 2, л. д. 1 - 30);

3) "SAP AG" от 07.06.2001 N 276/31090505/00121 (местонахождение: Федеративная Республика Германия) (т. 2, л. д. 31 - 47);

4) "Comverse Network Systems Ltd." от 04.01.2001 N 376/31090505/00107 (местонахождение: Государство Израиль) (т. 2, л. д. 48 - 66);

5) "NOKIA Network Oy" от 02.10.2001 N 246/31090505/00131, от 11.12.2001 N 246/31090505/00136, от 18.06.2001 N 246/31090505/00120 (местонахождение: Финляндская Республика) (т. 2, л. д. 66 - 88).

Все перечисленные поставщики оборудования и лицензируемого программного обеспечения являются резидентами по законодательству государств, имеющих с Российской Федерацией соглашения об избежании двойного налогообложения:

1) Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеции об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы (Стокгольм, 15.06.93) (источник публикации: Собрание законодательства РФ, 08 апреля 1996 г. N 15; Бюллетень международных договоров, 1996, N 5. с. 34 - 52);

2) Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества (Москва, 15.02.94) (источник публикации: Собрание законодательства РФ, 5 июля 1999 г. N 27; Бюллетень международных договоров, 1999, N 8. с. 13 - 34);

3) Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество подписано Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия (29.05.96) (источник публикации: Собрание законодательства РФ, 23 февраля 1998 года, N 8; Бюллетень международных договоров, 1998, N 5. с. 3 - 22);

4) Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (Москва, 25.04.94) (источник публикации: Бюллетень международных договоров. 2004. N 8, с. 36 - 53; Собрание законодательства РФ, 07 июня 2004 года, N 23);

5) Соглашение между Правительством СССР и Правительством Финляндской Республики об устранении двойного налогообложения в отношении подоходных налогов (Москва, 06.10.87) (источник публикации: Ведомости ВС СССР, 6 июля 1998 г., N 27; Сборник международных договоров СССР, вып. XLIV. - М., 1990, с. 202 - 212).

Все вышеперечисленные международные договоры содержат норму о том, что прибыль лица с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве облагается налогом только в этом государстве, если это лицо не осуществляет деятельность в другом договаривающемся государстве через расположенное там постоянное представительство.

При этом ни один из указанных выше договоров (Соглашений, Конвенций) об избежании двойного налогообложения не ставит факт освобождения иностранного юридического лица от уплаты налога с доходов такого иностранного юридического лица от источников в Российской Федерации в зависимость от соблюдения каких-либо процедур по получению или подтверждению такого освобождения со стороны налоговых органов, а также не наделяет налоговые органы стран-участниц указанных соглашений правом установления таких процедур. Правовые международные нормы, устанавливаемые указанными соглашениями, должны рассматриваться как нормы прямого действия.

Статьей 7 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль", согласно которому, если международным договором установлены иные правила, чем те, которые содержатся в указанном Законе, то применяются правила международного договора.

Нахождение иностранных организаций в государствах, с которыми Российская Федерация имеет соглашения (конвенции) об избежании двойного налогообложения по налогу на прибыль (доходы), подтверждается документами, имеющимися в материалах дела:

1) удостоверением о резиденции, выданным компании "NOKIA Network Oy" от 20.12.2004;

2) свидетельством, выданным компании "SAP AG" от 25.10.2001;

3) сертификатом о резиденции, выданным компании "ЭРИКСОН Эй Би" от 28.12.2004;

4) свидетельством, выданным компании "Comverse Ltd." от 14.04.2004;

5) удостоверением о резиденции, выданным компании "Актикс Лтд." от 26.04.2005.

Учитывая, что иностранные юридические лица, получающие выплаты от Общества, являются налоговыми резидентами указанных государств, у Общества не возникает обязанности удержания налога с доходов иностранных юридических лиц в силу приоритета действия международных договоров над российским законодательством. Ссылки налогового органа на Инструкцию N 34 от 16.06.1995 являются незаконными.

Выводы

Таким образом, если международный договор не предусматривает специальной процедуры, на основании которой к лицам из договаривающихся стран будут применяться положения соответствующего международного соглашения об избежании двойного налогообложения, то налоговый орган не вправе требовать каких-либо специальных документов для подтверждения права на применение Соглашения. Иными словами это означает, что одно государство не может в одностороннем порядке установить правила применения международного соглашения.

Если же допустить, что национальное законодательство может устанавливать дополнительные условия применения международного соглашения, то в таком случае можно говорить о дискриминации, что также недопустимо в силу положений о недискриминации, содержащихся в каждом международном соглашении об избежании двойного налогообложения.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться