Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Рассылка "Эффективная защита налогоплательщиков" № 114 от 10.04.2005

Рассылка "Эффективная защита налогоплательщиков" № 114 от 10.04.2005

Сегодня в выпуске Вы узнаете, правомерно ли отказывает налоговый орган в возврате налога, указывая на наличие реструктуризированной задолженности

21.04.2005

Эффективная защита налогоплательщиков

Рассылку подготовил и составил
Дмитрий Костальгин
10 апреля 2005
Выпуск № 114

Реклама

"Налоговые споры" - ежемесячный журнал о победах и поражениях налогоплательщиков
Мнение налоговых органов не всегда однозначно, а позиция налоговой службы часто меняется на прямо противоположную, что лишний раз подтверждает складывающаяся судебная практика. Для подготовки каждого номера журнала мы ежемесячно анализируем более 500 судебных споров, обобщаем и систематизируем арбитражную практику с привязкой к конкретным хозяйственным ситуациям.
Информация «Налоговых споров» поможет вам оценить правильность занятой вами позиции и предупредить налоговый спор.
Подробная информация – на www.nspor.ru

Новости

  • Уважаемые подписчики, приглашаем Вас подписаться на рассылку новостной ленты "Налогового права". Каждый день Вы получаете свежие новости из налоговой сферы. Вы узнаете о последних письмах Минфина и ФНС, о налоговых инициативах различных ведомств, новых законопроектах и многих других событий налоговой тематики. Теперь Вам не нужно тратить свое время на поиск информационных ресурсов, мы это делаем за Вас. Вы получаете полную информацию в удобном формате. Чтобы подписаться на рассылку, введите свой почтовый адрес в нижерасположенную форму и нажмите "подписаться".
  • 15 - 16 апреля 2005 года в Российской Академии Правосудия состоится международная научно-практическая конференция "Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации 2004 года". Конференция продолжает традицию ежегодного публичного профессионального обсуждения итогов работы Конституционного Суда в сфере налогообложения. Подробнее в разделе Семинары(События) рассылки и на сайте www.pgplaw.ru
  • Новые статьи:

    "Задача на деление" Нужно ли при совершении операций с векселями определять пропорцию, предусмотренную п. 4 ст. 170 НК РФ, т. е. распределять входной НДС между облагаемыми и необлагаемыми налогом операциями? // Журнал "Налоговые споры", №4, IV квартал 2004г.

    "Особенности налогообложения расходов на маркетинговые исследования" Многие кредитные организации в своей деятельности приходят к необходимости проведения маркетинговых исследований. //О.В. Данильчук, Издательская группа "БДЦ-пресс". Методический журнал "Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", № 3/2005

Интересные дискуссии на форуме «Налоговое право»

Самая горячая тема недели Переплата внутри налпериода. Возврат авансовых платежей по ст. 78 НК

Если Вы хотите обсудить проблемы, затронутые нашей рассылкой, высказать свое мнение, то это можно сделать на нашем форуме "Налоговое право". Вы можете ознакомиться со специальной " Темой-оглавлением", где все обсуждения разбиты по видам налогов и главам НК РФ

Эффективная защита налогоплательщиков

Когда дело доходит до возврата излишне уплаченных налогов, фантазия налоговых органов работает на полную. В частности, налоговые органы пытаются самостоятельно зачесть переплату в счет реструктуризированной задолженности, либо считают, что у налогоплательщика есть недоимка по базе переходного периода, так как платежи определены аж до 2006 года. Правомерность такого подхода рассматривали в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского Округа. от 30 сентября 2004 г. № А33-16002/03-С3-Ф02-4009/04-С1

Цитата:

Арбитражным судом при рассмотрении дела на основании справки Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов установлено, что общество имеет реструктуризированную задолженность перед региональным бюджетом по состоянию на 05.08.2003, превышающую размер заявленного налогоплательщиком к возврату налога. Данное обстоятельство не оспаривается ОАО "Красноярскэнерго".

Также суд признал, что исчисленный налог на прибыль по базе переходного периода представляет собой рассрочку уплаты налога на прибыль за период с 2002 по 2006 годы, которая согласно пункту 1 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации квалифицируется как задолженность.

Вывод суда о том, что суммы реструктуризированной задолженности и налога, исчисленного с налоговой базы переходного периода, являются недоимкой, исключающей возможность возврата излишне уплаченного налога, основан на неправильном толковании норм материального права.

Условия, порядок проведения и сроки реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам перед федеральным бюджетом регулируются не нормами Налогового кодекса Российской Федерации, а нормами бюджетного законодательства, постановлением Правительства Российской Федерации N 1002 от 03.09.1999 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", а также принятыми в соответствии с ними приказами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

В соответствии с пунктом 5 названного постановления Правительства Российской Федерации организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам, что влечет за собой возможность списания части ее долга по пеням и штрафам по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа.

Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 23.09.1999 N АП-3-10/307/102 утверждены Правила по применению Порядка проведения в 1999 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом".

Подпунктом "б" пункта 18 названных Правил предусмотрено, что в случае внесения организацией денежных средств в счет досрочного погашения кредиторской задолженности по налогам и сборам, задолженности по начисленным пеням и штрафам, а также в случае, если сумма денежных средств возвращается организации как излишне уплаченная или излишне взысканная по решению суда или налогового органа, график погашения задолженности корректировке не подлежит. Денежные средства, поступившие в счет досрочного погашения реструктуризированной задолженности, засчитываются в счет погашения задолженности за кварталы графика, начиная с его конца.

Таким образом, специальные нормы, регулирующие порядок применения реструктуризации кредиторской задолженности организации по налогам и сборам, предусматривают исчерпывающий перечень случаев, при которых денежные средства налогоплательщика могут быть направлены на досрочное погашение реструктуризированной задолженности по налогам и сборам.

При этом указанными нормами не предусмотрена возможность направления налоговым органом в одностороннем порядке каких-либо иных сумм на погашение этой задолженности. Из материалов дела не следует, что общество обращалось в налоговый орган с заявлением о направлении переплаты по налогу на прибыль на досрочное погашение реструктуризированной задолженности по данному налогу.

Следовательно, налоговый орган не может на основании пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного заявителем налога в порядке досрочного погашения реструктуризированной задолженности.

Согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации недоимка - сумма налога или сумма сбора, не уплаченная налогоплательщиком в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

При погашении реструктуризированной задолженности по налогам и сборам не подлежит применению принудительный порядок взыскания задолженности, предусмотренный статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку, как указывалось выше, порядок и сроки погашения этой задолженности регулируются специальными нормами.

Несмотря на то, что обязанность налогоплательщика по уплате налога на прибыль в бюджет субъекта уже наступила, срок погашения задолженности по данному налогу перенесен в соответствии с графиком ее реструктуризации.

При соблюдении налогоплательщиком условий реструктуризации, в том числе уплаты задолженности в соответствии с утвержденным графиком, сумма реструктуризированной задолженности налоговым органом принудительно взыскана быть не может.

В соответствии с положениями Федерального закона N 110-ФЗ от 06.08.2001 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" ОАО "Красноярскэнерго" была сформирована база переходного периода, с которой должен быть отдельно исчислен и уплачен налог на прибыль.

На основании статьи 10 указанного Закона, устанавливающей правила определения налоговой базы переходного периода и порядок уплаты налога по налоговой базе переходного периода, налогоплательщиком налог на прибыль подлежал уплате частями в период с 2002 года до 2006 года в установленные сроки.

Поэтому до наступления сроков уплаты соответствующей части налога, исчисленного с налоговой базы переходного периода, у налогоплательщика не возникает недоимки в понимании статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, на погашение которой налоговый орган в силу пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного заявителем налога.

Выводы

Таким образом, налоговый орган не имеет права самостоятельно зачитывать переплаты в счет реструктуризированной задолженности. В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства РФ № 1002 организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам. На наш взгляд, возникновение переплаты у налогоплательщика не означает волеизъявление налогоплательщика на досрочное погашение реструктурированной задолженности. Задолженность погашается поэтапно на основании решения налогового органа и в соответствии с утвержденным им графиком, то есть налоговый орган обязан действовать строго в соответствии с принятым Решением, Постановление № 1002 не предоставляет налоговому органу самостоятельно изменять указанное решение, либо самостоятельно производить зачет, что равносильно нарушению графика платежей.

Уплата налога по базе переходного периода не означает рассрочку или отсрочку уплаты налога. Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности (пункт 1 статьи 64 НК РФ). То есть предоставление рассрочки (отсрочки) означает, что налогоплательщик в индивидуальном порядке может уплатить налог не в установленный законодательством о налогах и сборах срок, а в более поздний срок. Статья 10 Федерального Закона № 110-ФЗ устанавливает законодательные сроки уплаты налога для всех налогоплательщиков. До наступления этих сроков не может возникнуть ни недоимка, ни предоставление отсрочки (рассрочки) .

Действия налоговых органов в рассматриваемом случае не основаны на нормах законодательства.

Партнёры

Нашим партнером является рассылка "Просто о налогах и правосудии". В последнее время стране происходят негативные изменения в сфере налогообложения, в частности принятие новых непрозрачных законопроектов. Также обостряются проблемы, связанные со справедливым и независимым рассмотрением налоговых споров в судах.

В рассылке будут публиковаться критические и проблемные материалы, которые касаются реформ и проблем в сфере налогообложения, а также правосудия. Мы также будем публиковать обзоры новых налоговых законопроектов.

Большинство материалов этой рассылки будут уникальными, так как будут создаваться специально для наших подписчиков.

Мы будем стараться публиковать материалы, написанные наиболее понятным языком, чтобы проблема была понятна не только людям, специализирующимся в данной сфере, но и тем, кто мог не обратить внимание на проблему.

Введите ваш e-mail

Семинары (События)

Международная научно-практическая конференция

"Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации 2004 года"

15 - 16 апреля 2005 года в Российской Академии Правосудия состоится международная научно-практическая конференция "Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации 2004 года". Конференция продолжает традицию ежегодного публичного профессионального обсуждения итогов работы Конституционного Суда в сфере налогообложения.

В ходе первой конференции по данной тематике, прошедшей 22-23 апреля 2004 года, с докладами и сообщениями выступили ведущие российские и иностранные эксперты, ученые и практики. Конференция прошла при активном участии д-ра А. Торстена Джобса, судьи Высшего административного суда Федеральной земли Бранденбург, Александра Бланкенагеля, профессора кафедры российского права, публичного права и сравнительного правоведения Гумбольдтского университета, Хуберта Хамакерса, профессора, руководителя Международного бюро фискальной документации. В работе конференции приняли участие судьи Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, российских арбитражных судов, представители Государственной Думы и Совета Федерации, Правительства РФ, МНС России, Минэкономразвития России, общественных объединений, научных и высших учебных заведений, сотрудники крупнейших компаний, ведущих российских и международных юридических фирм. Основные итоги обсуждения на конференции, отраженные в резолюции, а также доклады и выступления участников конференции включены в сборник, который был направлен высшим органам власти, учебным заведениям и библиотекам.

Результаты конференции, проведенной в 2004 году, дают основания полагать, что предстоящая конференция вновь станет местом серьезной дискуссии о путях дальнейшего развития конституционного правосудия, внесет значительный вклад в развитие налогового права в России.

Организаторы конференции:

- Германский фонд международного правового сотрудничества при Министерстве юстиции ФРГ;

- Российская Академия Правосудия при Верховном Суде и Высшем Арбитражном Суде РФ;

- Российская ассоциация финансового права;

- Юридическая компания "Пепеляев, Гольцблат и партнеры";

Приглашаются все заинтересованные специалисты в области налогового и конституционного права.

Подробнее о конференции см. на сайте www.pgplaw.ru


Уменьшите риски доначисления налогов и возможных штрафов при любых налоговых проверках и риски уголовного преследования за недобросовестное исчисление налогов!

Получите судебное решение, что Ваше предприятие является «добросовестным налогоплательщиком» и правильно и добросовестно исчислило налоги, которое будет преюдициально ко всем возможным спорам в будущем и не сможет быть опровергнуто результатами возможных налоговых проверок, в том числе проверок вышестоящими налоговыми органами. Подробнее

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться