Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Рассылка "Эффективная защита налогоплательщиков" № 127 от 25.07.2005

Рассылка "Эффективная защита налогоплательщиков" № 127 от 25.07.2005

Сегодня в выпуске: могут ли налоговые органы истребовать документы у индивидуального предпринимателя в рамках проверки?

18.08.2005

25 Июля 2005
Выпуск № 127
Рассылку подготовил и составил
Дмитрий Костальгин

Новости
Конституционный суд вынес Постановление относительно исчисления сроков по ст. 113 НК РФ. Налогоплательщикам подробно разъяснили, с какого момента прекращает течь срок. Также КС РФ дал еще один инструмент налоговикам для неограниченного продления срока по статье 113 НК РФ. Особое мнение А.Л. Кононова, В.Г. Ярославцева, Г.А. Гаджиева. Ознакомиться с текстом и присоединиться к обсуждению можно здесь.

Интересные дискуссии на форуме «Налоговое право»
Самая горячая тема неделиКС и статья 113 НК РФ (трехлетний срок)

Если Вы хотите обсудить проблемы, затронутые нашей рассылкой, высказать свое мнение, то это можно сделать на нашем форуме "Налоговое право". Вы можете ознакомиться со специальной " Темой-оглавлением", где все обсуждения разбиты по видам налогов и главам НК РФ

Эффективная защита налогоплательщиков
В силу статьи 87 НК РФ налоговые органы имеют право проводить встречные налоговые проверки и запрашивать у лиц необходимые документы. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе предоставить документы по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет наложения штрафа по пункту 2 статьи 126 НК РФ. Поскольку такие документы могут быть истребованы и у индивидуального предпринимателя, возникает вопрос, о возможности привлечения предпринимателя по пункту 2 статьи 126 НК РФ. Налоговые органы считают такую ситуацию допустимой. Насколько правомерна их позиция, рассматривали в ФАС Восточно-Сибирского Округа Постановление от 16 февраля 2005 г. № А19-25783/04-41-Ф02-342/05-С1

Цитата:

    Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией при проведении встречной проверки ОАО "Братсклес" требованием от 09.04.2004 N 01-2-66/7732 у предпринимателя Николаева Г.Ф. запрошен перечень документов, необходимых для осуществления налогового контроля, в которых отражены финансово-хозяйственные отношения предпринимателя с ОАО "Братсклес".

    В связи с непредставлением предпринимателем документов в срок, решением налоговой инспекции от 11.08.2004 N 01-2/18 предприниматель привлечен к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 5000 рублей.

    Требованием от 13.08.2004 N 2464 предпринимателю было предложено в добровольном порядке уплатить указанную сумму штрафа.

    Неисполнение предпринимателем названных требований повлекло обращение налоговой инспекции в суд с заявлением о взыскании штрафа.

    Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что субъектами правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, являются только юридические лица. В связи с чем суд счел ошибочной квалификацию действий предпринимателя как содержащих признаки данного налогового правонарушения.

    Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам данного дела и основаны на правильном применении норм налогового законодательства.

    В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

    Согласно части 2 статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации (Кодекс), если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика) сбора. Общий порядок истребования документов регулируется нормами статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации.

    Таким образом, у налогового органа существует законно установленное право на истребование документов как у налогоплательщиков и налоговых агентов, так и у иных лиц.

    Пункт 2 статьи 126 Кодекса предусматривает ответственность за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями.

    Исходя из системного толкования диспозиции данной статьи и пункта 2 статьи 11 Кодекса субъектами данного правонарушения являются только организации, то есть юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В связи с чем с учетом требований пункта 1 статьи 108 Кодекса правомерен вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований налогового органа.

    При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку доводы жалобы не влияют на законность принятого судебного акта.

Выводы:
Таким образом, у налогового органа есть право истребовать документы у индивидуального предпринимателя в рамках встречной проверки. При этом в случае непредставления предпринимателем налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе предоставить документы по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, предприниматель не может привлечен к ответственности по пункту 2 статьи 126 НК РФ, так как не является субъектом правонарушения.

Исходя из буквального смысла пункта 2 статьи 126 НК РФ субъектом ответственности являются только юридические лица. В процессе правоприменительной практики недопустимо расширять сферу действия норм о налоговой ответственности (пункт 16 Информационного Письма ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71).

Учитывая изложенное, действия налоговых органов являются неправомерными и не подлежат выполнению (подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ)

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться