Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Налоговое регулирование инвестиционных платформ: опыт разных стран

Налоговое регулирование инвестиционных платформ: опыт разных стран

Краудфинансирование набирает обороты во всем мире — но налоговые подходы к нему различаются кардинально. Разбираемся, как регулируются инвестиционные платформы в США, Великобритании, ЕС и Азии, и какие шаги стоит предпринять России для роста сектора.

30.06.2025

Инвестиционные платформы развиваются по всему миру — но налогообложение в разных странах существенно отличается. Где дают вычеты, а где мешают развитию — рассказываем в обзоре.

 

США: без лишнего вмешательства

В американской модели нет особых налоговых льгот для краудфинансирования на федеральном уровне. Здесь действуют общие правила для инвестиций в стартапы. Однако некоторые штаты (например, Мэриленд и Индиана) вводят собственные налоговые стимулы.

Особенности подхода:

  • освобождение от налога на прирост капитала (IRC Section 1202) для инвестиций в малый бизнес;

  • возможность списания инвестиционных потерь (IRC Section 1244);

  • нет НДС (вместо него налог с продаж);

  • заемщик не обязан быть налоговым агентом.

Великобритания: щедрая система стимулов

Великобритания считается одной из самых продвинутых стран в части налоговой поддержки инвестиций через платформы.

Главные инструменты:

  • вычет 30% по программе EIS (до £1 млн в год);

  • вычет 50% по SEIS (до £100 тыс.);

  • освобождение процентного дохода от налога при вложениях через Innovative Finance ISA (до £20 тыс.);

  • НДС не применяется к основным услугам платформ;

  • именно платформы, а не заемщики, выступают налоговыми агентами.

Другие страны Европы: разброс подходов

Европейская модель крайне неоднородна. В компетенции каждой страны остаётся своё налоговое регулирование.

  • Франция и Бельгия предлагают вычеты для инвесторов в стартапы.

  • В Нидерландах и Германии стимулы более ограничены.

  • Во многих странах ЕС услуги платформ облагаются стандартной ставкой НДС.

Япония: консервативно, но с новациями

В Японии доходы от инвестиционного краудфандинга облагаются по ставке 20,315%, а с помощью программы NISA можно ежегодно инвестировать до 1,2 млн иен без налога на прирост капитала.

Дополнительно:

  • налоговые вычеты до 40% для частных инвесторов;

  • платформа облагается НДС по ставке 10%;

  • заемщик выступает налоговым агентом.

Южная Корея: аккуратное продвижение стимулов

Южнокорейская система предусматривает:

  • налоговые вычеты до 10% от суммы инвестиций;

  • стандартный НДС 10% на услуги платформ;

  • заемщик исполняет роль налогового агента.

Преференции есть, но они ограничены по сравнению с традиционными инструментами.

Сингапур: налоговая модель как драйвер

Сингапурский подход противоположен американскому. Здесь налоговая политика активно используется для развития инвестплатформ.

Стимулы включают:

  • вычеты до 200% по Productivity and Innovation Credit Scheme;

  • освобождение от налога на прирост капитала для ангельских инвесторов;

  • налоговые льготы для стартапов на 3 года;

  • отсутствие GST (аналог НДС) на услуги платформ;

  • программа Angel Investors Tax Deduction — вычет до 50% от суммы инвестиций.

Китай: больше контроля, меньше стимулов

В Китае основной акцент — не на поощрение, а на контроль:

  • стандартные ставки налога: от 3% до 45% для физлиц, 25% — для компаний;

  • НДС для платформ — 13%;

  • нет специальных вычетов или роли налогового агента;

  • льготы для инвесторов практически отсутствуют.


Россия: что сейчас и что можно улучшить

Российская модель пока далека от зрелости. Основные проблемы:

  • НДС 20% на услуги платформ, в отличие от банков и брокеров, освобожденных от налога;

  • платформа не является налоговым агентом;

  • отсутствуют инвестиционные налоговые вычеты.

Возможности для реформ

Международный опыт показывает, в каком направлении можно двигаться:

  • освободить платформы от НДС по аналогии с другими финансовыми институтами;

  • передать им функции налогового агента, упростив декларирование для инвесторов;

  • ввести инвестиционные вычеты — аналог ИИС для краудфинансирования;

  • создать налоговые режимы для стартапов, привлекающих финансирование через платформы;

  • не облагать прирост капитала, полученный при долгосрочных инвестициях через платформы.

Что даст реформа

По оценкам экспертов, комплексные меры дадут следующие результаты:

  • до 200 млрд рублей инвестиций в МСП за 3 года;

  • ежегодное создание до 10 тыс. рабочих мест;

  • рост налоговых поступлений за счёт расширения базы;

  • новые возможности для технологических проектов;

  • снижение зависимости от банковского сектора.

Вывод

Россия может и должна использовать международные наработки, адаптируя лучшие практики к своим условиям. Налоговое стимулирование инвестиционных платформ — не просто поддержка стартапов, а стратегический шаг для роста всей экономики. 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться