
Аналитика / Налогообложение / Налоговое регулирование инвестиционных платформ: опыт разных стран
Налоговое регулирование инвестиционных платформ: опыт разных стран
Краудфинансирование набирает обороты во всем мире — но налоговые подходы к нему различаются кардинально. Разбираемся, как регулируются инвестиционные платформы в США, Великобритании, ЕС и Азии, и какие шаги стоит предпринять России для роста сектора.
30.06.2025Инвестиционные платформы развиваются по всему миру — но налогообложение в разных странах существенно отличается. Где дают вычеты, а где мешают развитию — рассказываем в обзоре.
США: без лишнего вмешательства
В американской модели нет особых налоговых льгот для краудфинансирования на федеральном уровне. Здесь действуют общие правила для инвестиций в стартапы. Однако некоторые штаты (например, Мэриленд и Индиана) вводят собственные налоговые стимулы.
Особенности подхода:
-
освобождение от налога на прирост капитала (IRC Section 1202) для инвестиций в малый бизнес;
-
возможность списания инвестиционных потерь (IRC Section 1244);
-
нет НДС (вместо него налог с продаж);
-
заемщик не обязан быть налоговым агентом.
Великобритания: щедрая система стимулов
Великобритания считается одной из самых продвинутых стран в части налоговой поддержки инвестиций через платформы.
Главные инструменты:
-
вычет 30% по программе EIS (до £1 млн в год);
-
вычет 50% по SEIS (до £100 тыс.);
-
освобождение процентного дохода от налога при вложениях через Innovative Finance ISA (до £20 тыс.);
-
НДС не применяется к основным услугам платформ;
-
именно платформы, а не заемщики, выступают налоговыми агентами.
Другие страны Европы: разброс подходов
Европейская модель крайне неоднородна. В компетенции каждой страны остаётся своё налоговое регулирование.
-
Франция и Бельгия предлагают вычеты для инвесторов в стартапы.
-
В Нидерландах и Германии стимулы более ограничены.
-
Во многих странах ЕС услуги платформ облагаются стандартной ставкой НДС.
Япония: консервативно, но с новациями
В Японии доходы от инвестиционного краудфандинга облагаются по ставке 20,315%, а с помощью программы NISA можно ежегодно инвестировать до 1,2 млн иен без налога на прирост капитала.
Дополнительно:
-
налоговые вычеты до 40% для частных инвесторов;
-
платформа облагается НДС по ставке 10%;
-
заемщик выступает налоговым агентом.
Южная Корея: аккуратное продвижение стимулов
Южнокорейская система предусматривает:
-
налоговые вычеты до 10% от суммы инвестиций;
-
стандартный НДС 10% на услуги платформ;
-
заемщик исполняет роль налогового агента.
Преференции есть, но они ограничены по сравнению с традиционными инструментами.
Сингапур: налоговая модель как драйвер
Сингапурский подход противоположен американскому. Здесь налоговая политика активно используется для развития инвестплатформ.
Стимулы включают:
-
вычеты до 200% по Productivity and Innovation Credit Scheme;
-
освобождение от налога на прирост капитала для ангельских инвесторов;
-
налоговые льготы для стартапов на 3 года;
-
отсутствие GST (аналог НДС) на услуги платформ;
-
программа Angel Investors Tax Deduction — вычет до 50% от суммы инвестиций.
Китай: больше контроля, меньше стимулов
В Китае основной акцент — не на поощрение, а на контроль:
-
стандартные ставки налога: от 3% до 45% для физлиц, 25% — для компаний;
-
НДС для платформ — 13%;
-
нет специальных вычетов или роли налогового агента;
-
льготы для инвесторов практически отсутствуют.
Россия: что сейчас и что можно улучшить
Российская модель пока далека от зрелости. Основные проблемы:
-
НДС 20% на услуги платформ, в отличие от банков и брокеров, освобожденных от налога;
-
платформа не является налоговым агентом;
-
отсутствуют инвестиционные налоговые вычеты.
Возможности для реформ
Международный опыт показывает, в каком направлении можно двигаться:
-
освободить платформы от НДС по аналогии с другими финансовыми институтами;
-
передать им функции налогового агента, упростив декларирование для инвесторов;
-
ввести инвестиционные вычеты — аналог ИИС для краудфинансирования;
-
создать налоговые режимы для стартапов, привлекающих финансирование через платформы;
-
не облагать прирост капитала, полученный при долгосрочных инвестициях через платформы.
Что даст реформа
По оценкам экспертов, комплексные меры дадут следующие результаты:
-
до 200 млрд рублей инвестиций в МСП за 3 года;
-
ежегодное создание до 10 тыс. рабочих мест;
-
рост налоговых поступлений за счёт расширения базы;
-
новые возможности для технологических проектов;
-
снижение зависимости от банковского сектора.
Вывод
Россия может и должна использовать международные наработки, адаптируя лучшие практики к своим условиям. Налоговое стимулирование инвестиционных платформ — не просто поддержка стартапов, а стратегический шаг для роста всей экономики.
Темы: Международное налогообложение  
- 30.06.2025 Белый дом предупредил ЕС о последствиях за отказ отменить цифровой налог
- 04.06.2025 В США заявили, что пошлины Трампа сократят дефицит бюджета на $2,8 трлн к 2035 году
- 03.06.2025 Великобритании придётся повысить налоги ради модернизации армии — экс-глава МИД
- 11.03.2025 США добились от Индии снижения пошлин: Нью-Дели стремится избежать торговой войны
- 19.12.2023 Комиссия Кабинета министров одобрила международный льготный режим для Дальнего Востока
- 28.06.2022 Налог на выбросы углерода в ЕС может нанести ущерб развивающимся странам
- 20.04.2023 Письмо Минфина России от 06.04.2023 г. № 03-08-09/30593
- 22.02.2023 Письмо Минфина России от 09.01.2023 г. № 03-03-06/1/164
- 07.12.2022 Письмо Минфина России от 15.11.2022 г. № 03-08-05/110995
Комментарии