Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Проверки ККТ: применение новых норм КоАП РФ

Проверки ККТ: применение новых норм КоАП РФ

25 июля 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 14.07.2022 № 290‑ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Федеральный закон № 290‑ФЗ), который был принят в целях либерализации административной ответственности за совершение административных правонарушений в области предпринимательской деятельности

28.10.2022
Автор: Данченко С.П., эксперт журнала

ФНС дала разъяснения о порядке реализации отдельных положений Федерального закона № 290‑ФЗ, касающихся контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей (Письмо от 20.09.2022 № АБ-4-20/12526@). О том, как на практике налоговые органы будут руководствоваться новыми нормами КоАП РФ при проверках ККТ, и поговорим.

Замена административного наказания в виде штрафа предупреждением

Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей разд. II

КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, определенных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ. Отметим, что до вступления в силу Федерального закона № 290‑ФЗ положение КоАП РФ о замене административного штрафа на предупреждение распространялось исключительно на некоммерческие организации, а также на субъекты малого и среднего предпринимательства.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ).

Следовательно, за впервые совершенное правонарушение по ч. 7–15 ст. 14.5 КоАП РФ административное наказание в виде штрафа подлежит замене на предупреждение.

ФНС отмечает, что вместе с тем при назначении административного наказания по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (неприменение ККТ в установленных случаях) необходимо учитывать, что в некоторых случаях неприменение налогоплательщиком контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов может создавать угрозу неуплаты налогов в полном объеме в бюджетную систему РФ, то есть причинения вреда экономической безопасности государства.

Из приведенных норм следует вывод: при наличии названных обстоятельств в соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ основания для замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение не имеется.

Аналогичная позиция поддержана в судебных инстанциях, например в постановлениях Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2022 № 18АП-10114/2022 по делу № А47-13807/2021Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2022 № 17АП-5554/2022‑АКу по делу № А60-2477/2022. В приведенных решениях суды апелляционной инстанции поддержали своих коллег из первой инстанции: неприменение налогоплательщиком контрольно-кассовой техники при осуще­ствлении расчетов (в том числе при получении денежных средств наличными деньгами за товары, работы, услуги) создает угрозу неуплаты налогов в полном объеме в бюджетную систему РФ, то есть причинения вреда экономической безопасности государства, совокупных условий, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 и ст. 4.1.1 КоАП РФ, не имеется, суд правомерно не усмотрел оснований замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение.

Участие должностных лиц в проверке

Полномочия должностных лиц, которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, прописаны в ст. 22.2 КоАП РФ.

Федеральным законом № 290‑ФЗ данная статья была дополнена ч. 8, согласно которой должностное лицо, непосредственно участвовавшее в контрольном (надзорном) мероприятии, проверке и возбудившее дело об административном правонарушении на основании признаков, указывающих на наличие события административного правонарушения, не вправе рассматривать дело о таком административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.6 КоАП РФ.

При этом из взаимосвязанных положений п. 3 ч. 1 ст. 22.1 и ч. 2 ст. 22.2 КоАП РФ следует, что рассматривать дела об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена ч. 2–15 ст. 14.5 КоАП РФ, вправе руководитель (заместитель руководителя) ФНС и руководитель (заместитель руководителя) территориального налогового органа.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 28.02.2022 № 272 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей» (далее – Положение о виде контроля) должностными лицами, уполномоченными на осуществление федерального государственного контроля (надзора), являются в том числе руководитель и заместитель руководителя контрольного (надзорного) органа.

Из приведенных норм представители ФНС делают вывод: в случае участия руководителя (заместителя руководителя) ФНС или руководителя (заместителя руководителя) территориального налогового органа в проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках соблюдения требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники, по итогам которого было возбуждено дело об административном правонарушении, должностное лицо не вправе рассматривать возбужденное дело об административном правонарушении.

Возбуждение дела об административном правонарушении

Федеральным законом № 290‑ФЗ ст. 28.1 КоАП РФ дополнена ч. 3.1, в соответствии с которой дело об административном правонарушении, выразившемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных п. 1–3 ч. 1 названной статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, определенных в ч. 3.2–3.4 ст. 28.1 и ст. 28.6 КоАП РФ.

Положения аналогичного характера содержатся в п. 3 ч. 2 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248‑ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248‑ФЗ), п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление Правительства РФ № 336).

При этом еще в Письме ФНС России от 19.04.2022 № АБ-4-20/4732@ было сказано, что возбуждение должностными лицами территориальных налоговых органов дел об административных правонарушениях без проведения контрольных мероприятий во взаимодействии с контролируемым лицом не допускается.

Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 336 в 2022 году контрольные мероприятия за соблюдением требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники осуществляются территориальными налоговыми органами исключительно по решению руководителя, заместителя руководителя ФНС. Указанное положение применяется с учетом Письма ФНС России от 29.06.2022 № АБ-4-20/8116@, в котором выделены особенности проведения контрольных мероприятий в отношении ККТ в 2022 году.

Согласно абз. 8 пп. «а» п. 3 Постановления № 336 в 2022 году в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, допускается проведение выездного обследования, а в случае выявления признаков нарушения обязательных требований в момент выездного обследования – незамедлительной контрольной закупки без согласования с органами прокуратуры.

В перечень недобросовестных включаются налогоплательщики (при одновременном наличии нижеуказанных критериев):

– которые не имеют зарегистрированной контрольно-кассовой техники при возложении на них такой обязанности или не применяют ее в установленных случаях;

– которые ранее привлечены к административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа за нарушение требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники или в адрес которых направлено предостережение о недопустимости нарушения требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники, которое не исполнено;

– по истечении срока, предложенного для исправления допущенного нарушения обязательных требований и приведенного в предостережении о недопустимости нарушения требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники, не зарегистрировали ККТ или не начали применять при ее наличии.

После формирования перечня указанных налогоплательщиков территориальные налоговые органы должны организовать и провести в отношении них контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия (в виде выездного обследования).

Отмечается, что выездное обследование также осуществляется на основании задания уполномоченного должностного лица территориального налогового органа (руководителя (заместителя руководителя) территориального налогового органа).

В случае если в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушений обязательных требований, должностное лицо контрольного (надзорного) органа вправе незамедлительно провести контрольную закупку в соответствии с ч. 7 ст. 75 Федерального закона № 248‑ФЗ и с учетом ч. 12 ст. 66 Федерального закона № 248‑ФЗ (абз. 3 п. 27 Положения о виде контроля № 272[1]).

В соответствии с ч. 12 ст. 66 Федерального закона № 248‑ФЗ, если основанием для внепланового контрольного (надзорного) мероприятия являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия (контрольной закупки) незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля посредством направления в тот же срок документов, предусмотренных ч. 5 данной статьи.

Также отметим, что согласно ч. 7 ст. 75 Федерального закона № 248‑ФЗ информация о проведении контрольной закупки вносится в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ) в течение одного рабочего дня с момента завершения контрольной закупки.

Кроме того, ч. 5 ст. 66 Федерального закона № 248‑ФЗ преду­смотрено, что территориальные налоговые органы по результатам контрольной закупки, осуществленной в рамках выездного обследования, помимо внесения сведений в ЕРКНМ, должны также направить в органы прокуратуры сведения о контрольной закупке с приложением копии решения о ее проведении и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием для нее (задание уполномоченного должностного лица территориального налогового органа на проведение выездного обследования), в течение двадцати четырех часов после принятия решения о контрольной закупке в рамках выездного обследования.

Типовые формы решения о проведении контрольной закупки и акта контрольной закупки утверждены Приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 № 151 «О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом».

Согласно п. 21 Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2021 № 604, на решение о проведении контрольной закупки и акт контрольной закупки наносится QR-код, сформированный в ЕРКНМ, обеспечивающий переход на страницу в сети Интернет, содержащую запись в ЕРКНМ о контрольном (надзорном) мероприятии.

Отсрочка и рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания

В силу ч. 1 ст. 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права, принудительного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до шести месяцев. До принятия Федерального закона № 290‑ФЗ отсрочка составляла один месяц.

ФНС считает, что на основании приведенной нормы при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания, в том числе вынесенного по ч. 2–15 ст. 14.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, должностное лицо, вынесшее постановление, может отсрочить его исполнение на срок до шести месяцев.

Напомним, что нормы ч. 2–15 ст. 14.5 КоАП РФ устанавливают административную ответственность как для пользователей ККТ, нарушающих порядок ее применения, так и для операторов фискальных данных, изготовителей контрольно-кассовой техники, фискальных накопителей, экспертных организаций, проводящих экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных.

Административный штраф в половинном размере

Федеральным законом № 290‑ФЗ ст. 32.2 КоАП РФ дополнена ч. 1.3–3, согласно которой лицо, привлеченное к ответственности за совершение административного правонарушения, либо иное физическое или юридическое лицо не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа за правонарушение, выявленное в ходе государственного контроля (надзора), муниципального контроля, может уплатить штраф в размере половины суммы, за исключением административных правонарушений, предусмотренных ст. 13.15, 13.37, 14.31, 14.31.2ч. 5–7 ст. 14.32, ст. 14.3314.56, 15.21, 15.30, 19.3, ч. 1–8.1, 9.1–39 ст. 19.5, ст. 19.5.1, 19.6, 19.7.5–219.8–19.8.2, 19.23, ч. 2 и 3 ст. 19.27, ст. 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, ч. 2 ст. 20.28 КоАП РФ. В случае если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности. Определение об отклонении ходатайства может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными гл. 30 НК РФ. Если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.

Представители ФНС соглашаются с тем, что норма КоАП РФ, в соответствии с которой лицо, привлеченное к административной ответственности, либо иное физическое или юридическое лицо может уплатить наложенный административный штраф не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления в размере половины суммы, также распространяется и на административные штрафы, взыскиваемые за нарушения требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники.

* * *

ФНС разъяснила, как будут применяться на практике новые нормы КоАП РФ, вступившие в силу 25 июля 2022 года, в отношении проверок за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей:

– в случае участия руководителя (заместителя руководителя) ФНС или руководителя (заместителя руководителя) территориального налогового органа в проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках соблюдения требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники, по итогам которого было возбуждено дело об административном правонарушении, данное должностное лицо не вправе рассматривать возбужденное дело об административном правонарушении;

– возбуждение должностными лицами территориальных налоговых органов дел об административных правонарушениях без проведения контрольных мероприятий во взаимодействии с контролируемым лицом не допускается;

– при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания, в том числе вынесенного по ч. 2–15 ст. 14.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, должностное лицо, вынесшее постановление, может отсрочить его исполнение на срок до шести месяцев;

– административные штрафы, взыскиваемые за нарушения требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники, могут быть уплачены в размере половины суммы в срок не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа.

Отдельно скажем о замене административного штрафа на предупреждение, предусмотренное ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное правонарушение.

ФНС считает, что административное наказание в виде штрафа за впервые совершенное правонарушение по ч. 7–15 ст. 14.5 КоАП РФ подлежит замене на предупреждение. Но при назначении административного наказания по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (неприменение ККТ в установленных случаях) необходимо учитывать, что в некоторых случаях неприменение налогоплательщиком контрольно-кассовой техники при расчетах может создавать угрозу неуплаты налогов в полном объеме в бюджетную систему РФ, то есть причинения вреда экономической безопасности государства. В таких обстоятельствах основания для замены административного штрафа на предупреждение не имеется.

[1] Постановление Правительства РФ от 28.02.2022 № 272 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей».

Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение, №10, 2022 год

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться