Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Памятка для бюджетника: порядок проведения кассовых операций в школе

Памятка для бюджетника: порядок проведения кассовых операций в школе

Действующим законодательством не предусмотрена возможность осуществления централизованной бухгалтерией полномочий по ведению кассовых операций в интересах обслуживаемых учреждений

05.05.2021
Российский налоговый портал

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Толмачева Татьяна

Ответ прошел контроль качества

Бухгалтерский учет бюджетных учреждений осуществляет централизованная бухгалтерия. Непосредственно в школе ведется прием наличных денежных средств от реализации блюд в школьной столовой. Далее материально ответственное лицо переводит денежные средства на карту для дальнейшего поступления их на лицевой счет.

Каким образом нужно проводить кассовые операции в школе, если отражение в бюджетном учете кассовых операций возложено на централизованную бухгалтерию?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Действующим законодательством не предусмотрена возможность осуществления централизованной бухгалтерией полномочий по ведению кассовых операций с наличными денежными средствами в интересах обслуживаемых учреждений.

Организации бюджетной сферы должны самостоятельно осуществлять подобные хозяйственные операции. В централизованную бухгалтерию подлежат передаче соответствующие первичные документы для отражения хозяйственных ситуаций в бухгалтерском учете согласно правилам документооборота, установленным договором (соглашением). Если же централизованная бухгалтерия будет осуществлять полномочия по ведению кассовых операций с наличными денежными средствами других учреждений, то детальный порядок по ведению таких операций учреждению следует разработать самостоятельно и закрепить в рамках формирования учетной политики (ином локальном документе).

Обоснование вывода:

Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, п. 14 стандарта "Концептуальные основы", п. 5 Инструкции N 157н руководители организаций бюджетной сферы вправе передать ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление на его основе отчетности в соответствии с законодательством РФ по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии).

В то же время передача указанных полномочий не подразумевает одновременную передачу полномочий по ведению кассовых операций с наличными денежными средствами (смотрите письма Минфина России от 18.01.2017 N 02-08-05/1949, от 11.03.2016 N 02-07-05/13954, от 18.02.2016 N 02-07-05/9219). Возможность передачи полномочий по ведению кассовых операций другому юридическому либо физическому лицу, не состоящему в трудовых отношениях с субъектом учета, не предусмотрена и положениями Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (далее - Указание N 3210-У).

Таким образом, организации бюджетной сферы должны самостоятельно осуществлять хозяйственные операции, связанные с наличными денежными средствами, с учетом требований к порядку ведения кассовой дисциплины. Соответственно, так как создание централизованных бухгалтерий не предполагает осуществление ими наличных денежных расчетов в интересах учреждения, то и порядка ведения кассовых операций подобным образом, в том числе документального, действующим законодательством не предусмотрено.

Государственные (муниципальные) учреждения осуществляют наличные расчеты через кассу, руководствуясь порядком ведения кассовых операций в РФ, установленным Указанием N 3210-У, с учетом особенностей, предусмотренных п. 167 Инструкции N 157н. Поэтому если в учреждении ведутся наличные денежные расчеты, то обязательно должен быть обеспечен порядок соблюдения кассовой дисциплины, в частности:

- для ведения операций по приему наличных денег юридическое лицо распорядительным документом устанавливает лимит остатка наличных денег (п. 2 Указания N 3210-У). Так, например, отсутствие в Указании N 3210-У порядка определения лимита остатка наличных денежных средств в кассе в случае передачи полномочий по ведению кассовых операций иному лицу одновременно с полномочиями по ведению бухгалтерского учета и формированию отчетности обусловлено именно отсутствием возможности передачи таких полномочий Указанием N 3210-У. По нашему мнению, даже если предположить, что централизованная бухгалтерия осуществляет наличные денежные расчеты в интересах обслуживаемых учреждений, то лимит остатка наличных денежных средств в кассе все равно должен определяться распорядительным документом самих учреждений, исходя из характера их деятельности. У централизованной бухгалтерии, на наш взгляд, полномочия на установление лимита остатка наличных денежных средств в кассе в отношении обслуживаемых учреждений отсутствуют;

- руководителем учреждения должно быть установлено должностное лицо из числа своих работников, которое будет вести кассовые операции (п. 4 Указания N 3210-У);

- должны оформляться кассовые и иные документы, такие как: Приходные кассовые ордера (ф. 0310001), Расходные кассовые ордера (ф. 0310002), Кассовая книга (ф. 0504514) (подп. 4.1, 4.6 п. 4 Указания N 3210-У).

В свою очередь, в централизованную бухгалтерию должны передаваться соответствующие первичные документы для отражения хозяйственной ситуации в бухгалтерском учете согласно правилам документооборота, установленным договором (соглашением) (п. 22 стандарта "Концептуальные основы").

Таким образом, если все-таки централизованная бухгалтерия будет осуществлять полномочия по ведению кассовых операций с наличными денежными средствами в интересах обслуживаемых учреждений, то детальный порядок по ведению таких операций учреждению следует разработать самостоятельно и закрепить в рамках формирования учетной политики (ином локальном документе).

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться