
Аналитика / Налогообложение / Новые идеи Минфина по возвращению капитала в РФ: стоит ли бизнесу бояться
Новые идеи Минфина по возвращению капитала в РФ: стоит ли бизнесу бояться
Минфин ищет новые способы вернуть в страну деньги, которые российский бизнес оставляет за рубежом. Один из них — изменение правил использования налоговых льгот при трансграничных сделках
30.08.2019Как бизнес использовал транзитные компании для оптимизации налогов
До 2015 года подавляющее большинство холдинговых структур переводило дивиденды, проценты, роялти транзитным компаниям — в юрисдикции, у которых с Россией заключено соглашение об избежании двойного налогообложения.
Так холдинговые структуры экономили на налогах: либо уплачивали у источника в 5–10% с дивидендов, либо полностью освобождались в случае с процентами и роялти.
Транзитные компании чаще всего располагались на Кипре, но могли находиться и в других европейских странах, например в Венгрии, Болгарии, Швейцарии. У них не было права распоряжаться поступившими деньгами. С транзитных компаний деньги почти в полном объеме переводились в безналоговые офшорные юрисдикции и расходовались на личные цели.
Как Минфин справился с проблемой
В 2015 году Минфин ввел концепцию фактического получателя дохода. Она наложила существенные ограничения на использование таких транзитных компаний, иначе называемых кондуитными структурами. Сейчас при выплате дохода нерезиденту РФ нельзя использовать пониженные ставки налога, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения между странами, если получатель денег — транзитная компания, у которой нет права распоряжаться таким доходом.
В этих условиях для российского бизнеса возможны два варианта действий:
- Придание иностранной компании критериев фактического получателя дохода: наличие офиса, сотрудников, налогооблагаемой базы, рисков ведения предпринимательской деятельности и т.п.
- Использование «сквозного» распределения дивидендов, при котором транзитная компания заявляет об отсутствии у себя права распоряжаться таким доходом. В данном случае для применения льгот проверяется наличие налогового соглашения между РФ и следующим получателем или иным звеном в цепочке, у которого есть фактическое право на такой доход.
Если в качестве фактического получателя дохода заявлен налоговый резидент РФ, то налогообложение идентично случаю прямой выплаты, без использования промежуточных компаний: НДФЛ по ставке 13% при выплате дохода физическому лицу, 0 или 13% с дивидендов, до 20% в отношении роялти и процентов при выплате юридическим лицам.
Что не устраивает Минфин в нынешнем положении дел
Налоговый кодекс не содержит каких-либо требований о зачислении выплаченных денежных средств на счет конечного фактического получателя.
Эта ситуация с аккумулированием денежных средств не на счетах фактического получателя Минфин и налоговые органы не устраивает. На текущий момент есть дела, в которых налоговая оспорила право компаний применять льготные налоговые ставки, предусмотренные налоговыми соглашениями на том основании, что денежные средства не дошли до фактического получателя.
Из-за отсутствия необходимости перевода денег фактическому получателю бизнес указывает в качестве фактического номинальное лицо, что противоречит самой сути холдинговой структуры.
Какие изменения предлагает министерство
В проекте «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020–2022 годы» Минфин предлагает изменить правила использования налоговых льгот при трансграничных сделках и обновить критерии признания лица налоговым резидентом России.
Рассмотрим эти предложения подробнее.
1. Применять льготную ставку, только если деньги окажутся у российского резидента в течение 180 дней после зачисления на счет транзитной компании.
Условие будет считаться выполненным, только в случае если сумма была зачислена на счет фактического получателя в полном объеме.
Что это значит для бизнеса?
Введение этого требования, с одной стороны, позволит госорганам избегать злоупотреблений льготой, с другой — не принесет законопослушным бизнесменам больших проблем и ограничений.
Предложение Минфина не ограничит для бизнеса возможность хранения денежных средств за границей: дивиденды могут быть распределены напрямую на иностранный банковский счет фактического получателя либо при распределении на российский банковский счет переведены в полном размере на другой счет в иностранном банке.
В предложении Минфина отсутствуют какие-либо требования о репатриации и дальнейшем хранении денежных средств, полученных с применением льготы, на российских счетах. Кроме того, требование о фактическом зачислении денежных средств на счет конечного получателя позволит бизнесменам иметь еще одно веское подтверждение фактического права на доходы у заявленного лица.
Единственная проблема, которая может возникнуть при введении предлагаемых требований, — невозможность зачислить полученные доходы в полном размере на счет фактического получателя: банковские комиссии, налоги в промежуточных компаниях могут уменьшить сумму дохода и, соответственно, привести к невозможности использования льготы. Данный аспект, на мой взгляд, требует дополнительной правовой проработки.
2. Обновить критерий признания человека налоговым резидентом РФ
Еще одно предложение Минфина — изменение критериев для признания физического лица налоговым резидентом РФ.
На текущий момент в России действует только один критерий для признания физического лица налоговым резидентом РФ — пребывание на территории страны 183 дня за календарный год.
Минфин предлагает уменьшить пороговый срок пребывания до 90 дней и ввести второй критерий — центра жизненных интересов. Этот критерий применяется в большинстве государств, под ним подразумевается наличие у физического лица бизнеса, семьи, недвижимости и других активов преимущественно в одной стране.
Что это значит для бизнеса?
Ограничение правила определения резидентства только количеством дней, проведенных в одной стране, позволяет достаточно легко манипулировать статусом нерезидента, тем самым уходить от налогообложения своих доходов, так как формально физические лица нигде не соблюдают критерий в 183 дня и нигде не являются резидентами. Критерий центра жизненных интересов позволит достаточно просто избавиться от этой правовой коллизии.
- 24.01.2025 Минфин предостерег от уклонения от уплаты НДС при УСН
- 05.10.2024 В ГД заявили, что в налоговой сфере мало серых зон
- 19.03.2024 Тюменский бизнес не заплатил ФНС 37 млрд рублей
- 07.12.2023 Как буфеты в столичных театрах уходят от налогов и нарушают права потребителей
- 18.10.2023 Центробанк дал советы по борьбе с «ресторанной схемой» отмывания
- 12.05.2023 Эксперт объяснила схему ухода от налогов, популярную у блогеров
- 28.05.2025 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.03.2024 г. № Ф04-188/2024 по делу № А03-6938/2023
- 23.03.2025 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.02.2024 г. № Ф07-17720/2023 по делу № А21-12881/2022
- 19.03.2025 Письмо Минфина России от 09.12.2024 г. № 03-02-08/124125
Комментарии