Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Услуги для ИП и нотариусов: обязанность по применению ККТ

Услуги для ИП и нотариусов: обязанность по применению ККТ

Обязано ли представительство пробивать кассовые чеки?

01.11.2018
Российский налоговый портал

Иностранное представительство оказывает услуги по аренде, парковке, услуги по содержанию здания ИП и частным нотариусам. Оплата может производиться через операционную кассу в банке или электронными средствами платежа. Обязано ли представительство пробивать кассовые чеки?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

При получении денежных средств от индивидуальных предпринимателей ККТ не применяется, за исключением оплаты платёжной картой на месте совершения расчёта (в этом случае ККТ может не применяться до 1 июля 2019 г. при условии выдачи бланка строгой отчётности).

При получении денежных средств от частных нотариусов ККТ может не применяться до 1 июля 2019 г., но в случае оплаты платёжной картой на месте совершения расчёта должен быть выдан бланк строгой отчётности.

Обоснование позиции:

I. В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон о ККТ) контрольно-кассовая техника (далее - ККТ), включенная в реестр ККТ, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом о ККТ.

Представительством согласно п. 1 ст. 55 ГК РФ является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. По смыслу п. 3 ст. 4 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" представительство является правовой формой осуществления иностранным юридическим лицом деятельности на территории Российской Федерации. Соответственно, для целей применения ККТ представительство иностранного юридического лица следует рассматривать в качестве организации.

В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона о ККТ контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями (далее - ИП), за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением. Под расчётами с использованием электронного средства платежа с его предъявлением понимается оплата платёжной картой непосредственно на месте расчёта (на кассе продавца).

Таким образом, при получении арендной платы и платы за услуги от ИП через банк представительство не должно применять ККТ.

II. Частным нотариусом является физическое лицо, которое занимается частной практикой. В соответствии со ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Таким образом, частный нотариус не является индивидуальным предпринимателем и для целей применения ККТ рассматривается в качестве обычного физического лица.

Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" организации и ИП при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа), расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг, при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги вправе не применять ККТ и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 1 июля 2019 года.

К сожалению, в законе не разъясняется, каким образом применять данную норму в ситуации, когда невозможно определить, произведен ли безналичный платёж с использованием электронных средств платежа, либо без него (например, произведено ли перечисление с использованием электронного сервиса онлайн-банкинга или путём предъявления платёжного поручения в отделении банка). Безусловно установить факт использования электронного средства платежа возможно только в случае его предъявления, т.е. оплаты на месте платёжной картой, либо при наличии информации, предоставленной банком, о том, что такое средство использовалось.

Разъяснений уполномоченных государственных органов по данному вопросу также не имеется.

В связи с этим, на наш взгляд, при отсутствии у представительства, получающего безналичные платежи от частных нотариусов, информации об использовании электронных средств платежа оно вправе не применять ККТ и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 1 июля 2019 года.

III. Если у представительства имеется достоверная информация о применении плательщиками-частными нотариусами электронных средств платежа, применение ККТ до 1 июля 2019 г. также не требуется. Не требуется оно до указанной даты и в тех случаях, когда оплату производит ИП с использованием электронного средства платежа с его предъявлением (т.е. платёжной картой непосредственно на месте расчёта).

Дело в том, что согласно ч. 8 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 290-ФЗ; напомним, что именно этим законом введено применение онлайн-касс) организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания), вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (далее - БСО) в порядке, установленном Законом о ККТ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ), до 1 июля 2019 г.

Действовавшая до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ редакция Закона о ККТ предусматривала, что организации и ИП в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих БСО. Порядок утверждения формы БСО, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ (п. 2 ст. 2 Закона о ККТ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ). Соответствующий порядок был установлен Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.

Под населением в целях применения указанной нормы понимались также граждане, имеющие статус ИП (смотрите, например, п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16).

Отметим, что в правоприменительной практике неоднозначным являлся вопрос о том, относится ли сдача имущества в аренду к услугам для целей Закона о ККТ (смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.01.2010 по делу N А03-14324/2009). Однако Минфин России и налоговые органы неоднократно выпускали разъяснения, согласно которым предоставление в аренду имущества является услугой и на нее распространяются требования Закона о ККТ (смотрите, например, письма Минфина России от 04.08.2005 N 03-01-20/4-163, УФНС России по г. Москве от 05.06.2012 N 20-14/041276@, от 26.11.2009 N 20-14/2/124206@, от 12.03.2009 N 17-15/022192).

С учетом того, что новая редакция Закона о ККТ предусматривает право ИП производить расчеты без применения ККТ при сдаче в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности (абзац семнадцатый п. 2 ст. 2 Закона о ККТ), мы полагаем, что вопрос об отнесении сдачи имущества в аренду к услугам для целей Закона о ККТ должен считаться урегулированным. Кроме того, в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (принят и введен в действие приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) сдача недвижимости в аренду поименована как "68.2 Услуги по сдаче в аренду (внаем) собственного или арендованного недвижимого имущества".

К услугам же относится и парковка: "52.21.24 Услуги стоянок для транспортных средств".

При этом старая редакция Закона о ККТ распространялась только на наличные расчёты и на расчёты с использованием платёжных карт, а действующая редакция предполагает применение ККТ при всех формах расчётов (абзац двадцать первый ст. 1.1 Закона о ККТ). Учитывая, что порядок выдачи БСО без применения ККТ при оплате услуг с использованием иных форм расчётов ранее установлен не был, полагаем, что представительство вправе осуществлять расчеты в указанной ситуации без применения ККТ и без выдачи БСО до 1 июля 2019 г. Если же расчёт производится платёжной картой непосредственно на месте - должен быть выдан БСО.

Именно такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 27.06.2018 N 03-01-15/45084, от 21.06.2018 N 03-01-15/42668, от 20.06.2018 N 03-01-15/42073, от 15.06.2018 N 03-01-15/41183. В указанных письмах речь идет о расчетах платёжными поручениями, но, по нашему мнению, эта логика носит универсальный характер и применима и ко всем остальным формам расчётов, включая и расчёты электронными средствами платежа.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор Пивоварова Марина

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Барсегян Артем

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться