Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Требования к участникам закупки услуг связи

Требования к участникам закупки услуг связи

Ни одно учреждение не обходится без телефонной (в том числе мобильной) и почтовой связи, а также Интернета. Проводя закупку услуг связи, государственные и муниципальные учреждения, а также иные заказчики в документации о закупке прописывают требования к участникам закупки. Изучив их и оценив свои возможности, организации связи формируют заявки на участие в закупке. Довольно часто заказчики отклоняют заявки из‑за несоответствия участников требованиям, установленным законодательством. Но всегда ли такое отклонение (впрочем, как и сами требования к участнику) законно? Сегодня вы узнаете, каким требованиям должны соответствовать организации, оказывающие услуги связи, для участия в госзакупках

18.09.2018
Автор: Комиссарова Т., эксперт журнала

Единые требования.

Частью 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) определены единые требования к участникам:

1. Они должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ для лиц, осуществляющих поставку товара, выполнение работы, оказание услуги – объекта закупки. Это значит, что заказчик, проанализировав действующее законодательство на предмет требований к определенным видам деятельности (к лицензированию, к членству в саморегулируемых организациях и пр.) может выставить требование о наличии лицензии, разрешения или допуска к каким‑то видам работ.

К сведению:

Напомним, что согласно ст. 29 Федерального закона от 07.07.2013 № 126‑ФЗ «О связи» деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень лицензируемых услуг связи определен Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87.

2.В отношении участника закупки не проводится ликвидация, отсутствует решение арбитражного суда о признании его несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства<[1] .

3. Деятельность участника не должна быть приостановлена (имеется в виду приостановление деятельности как административное наказание). Напомним, что в силу ст. 3.12 КоАП РФ такое приостановление возможно только по решению суда на срок до 90 суток.

4. Участник закупки не должен иметь недоимку по налогам, сборам, задолженность по иным обязательным платежам за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 % балансовой стоимости активов участника. Правда, есть исключение – суммы задолженностей, по которым предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ, которые реструктурированы и т. д.

5. У участника закупки – физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера юридического лица не должно быть судимости за преступления в сфере экономики или преступления, предусмотренные ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также в отношении указанных физических лиц не должно применяться наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом закупки, и административное наказание в виде дисквалификации.

6. Участник в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не привлекался к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» КоАП РФ.

7. Участник закупки обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права. Исключение – контракты на создание произведений литературы или искусства, их исполнение, на финансирование проката или показа национального фильма.

8. У участника закупки и заказчика нет конфликта интересов. Здесь имеется в виду, что работники заказчика, занимающиеся госзакупками, не должны быть родственниками или супругами работников руководства участника закупки, то есть они не должны быть заинтересованы в заключении госконтракта.

9. Участник закупки не является офшорной компанией. Это значит, что организация, оказывающая услуги связи, не должна быть зарегистрирована в государстве или на территории, которые включены в специальный перечень, утвержденный Приказом Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н.

10. У участника закупки не должно быть ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ.

Спорные вопросы при установлении единых требований.

Нередко госкомпании не задумываются и просто копируют в документацию о закупке требования из ст. 31 Закона № 44‑ФЗ. Между тем организация, оказывающая услуги связи, может оспорить выставленные заказчиком требования.

Например, в документации о закупке можно встретить требование о сроке действия лицензии, который должен покрывать весь период действия контракта. При этом заказчики отклоняют заявку, если срок лицензии истекает в период оказания услуг связи. Если видите такое требование, жалуйтесь в ФАС, поскольку и требование, и отклонение заявки в таком случае незаконны.

Минфин в Письме от 12.09.2017 № 24‑03‑06/58653 пояснял, что установление в документации о закупке требования о сроке действия лицензии ограничивает конкуренцию участников закупки и нарушает законодательство. Контрольные органы и суды поддерживают данную позицию и чаще всего признают отклонение заявки по той причине, что срок действия лицензии не покрывает срок исполнения обязательств по контракту, незаконным.

Например, заказчик проводил аукцион на оказание информационных услуг. Один из участников обратился в ФАС с жалобой на действия аукционной комиссии. По его мнению, комиссия незаконно допустила к участию заявку победившего в аукционе участника, так как она содержала лицензию на осуществление телевизионного вещания, срок действия которой заканчивался до истечения срока оказания услуг по контракту. Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что истечение срока лицензии победителя торгов до окончания оказания услуг не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям действующего законодательства. Судьи указывали, что из документации об аукционе не следует обязанность участников закупки представлять лицензию, срок которой должен покрывать срок действия контракта. При этом истечение срока действия лицензии до окончания оказания услуг не является основанием для признания заявки на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям Закона № 44‑ФЗ. Поскольку на момент подведения итогов аукциона лицензия была действующей, допуск к участию закупки законен, комиссия не вправе была отказывать в допуске (Постановление АС СЗО от 02.02.2016 по делу № А21-826/2015).

К сведению:

Если в период оказания услуг лицензия прекратит свое действие, а исполнитель не продлит ее, заказчик должен отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке на основании ч. 9, 15 ст. 95 Закона № 44‑ФЗ.

Еще один интересный момент связан с требованием насчет отсутствия информации об участнике в реестре недобросовестных поставщиков (РНП), в том числе сведений об учредителях участника, членах коллегиального исполнительного органа или руководителе. Право устанавливать данное требование к участникам закупок предоставлено ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44‑ФЗ.

Минфин в Письме от 26.09.2017 № 24‑05‑09/62505 указывал, что если участником закупки является юридическое лицо и сведения об учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа участника закупки, содержатся в РНП, то комиссия заказчика должна отклонить заявку такого юридического лица в случае, когда в документации установлено соответствующее требование.

 Если в закупке участвует физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, которое является учредителем, членом коллегиального исполнительного органа, лицом, исполняющим функции единоличного исполнительного органа юридического лица, и сведения о нем содержатся в РНП, заявка такого участника также должна быть отклонена. Аналогичной позиции придерживаются суды (см., например, Постановление АС УО от 20.04.2017 № Ф09-1846/2017).


Верховный суд в Определении от 18.04.2017 № 307‑КГ17-3978 по делу № А13-8168/2016 отметил: заказчик должен использовать любую информацию из РНП, свидетельствующую о наличии риска недобросовестной хозяйственной деятельности.


Таким образом, заказчик вправе отклонить заявку участника, если в документации о закупке установлено требование об отсутствии участников в РНП, а физическое лицо или ИП внесены в него как учредители, руководители, члены коллегиальных исполнительных органов недобросовестной организации, оказывающей услуги связи. Обжаловать данное решение заказчика бесполезно.

Отметим, что согласно ч. 6 ст. 31 Закона № 44‑ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона № 44‑ФЗ. Так, ФАС в Решении от 16.03.2016 по делу № К-318/16 признала требование к участникам об обеспечении сохранения имеющихся у госзаказчика телефонных номеров незаконным. Оператор местной связи имеет номерную емкость согласно выделенному ресурсу нумерации и вправе оказывать услуги связи только с использованием выделенной ему номерной емкости[2] . Возможность передачи нумерации от одного оператора связи другому иным способом, кроме как по договору возмездного оказания услуг, не предусмотрена.

То есть для обеспечения сохранения существующей нумерации необходимо, чтобы участнику закупки, претендующему на заключение контракта, уже был выделен абонентский номер в необходимом коде либо таким участником был заключен договор с соответствующим оператором о передаче данной нумерации. ФАС указала, что такие требования не соответствуют Закону № 44‑ФЗ.

Пара слов о дополнительных требованиях к участникам.

Частью 2 ст. 31 Закона № 44‑ФЗ Правительству РФ предоставлено право устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

  • финансовых ресурсов для исполнения контракта;
  • оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта на праве собственности или ином законном основании;
  • опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
  • необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 определены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. В основном они касаются строительства, транспортных перевозок, работ на оружейных комплексах, поставки продуктов питания и т. д.

Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установлен этим же постановлением.

Как подтвердить соответствие требованиям?

Частью 8 ст. 31 Закона № 44‑ФЗ на комиссию по осуществлению закупок возложена обязанность по проверке соответствия участников закупки требованиям законодательства.

Каким образом комиссия будет проверять соответствие, Закон № 44-ФЗ не уточняет, а вот что проверить – конкретизирует.

Комиссия по осуществлению закупок

Проверяет

Вправе проверить

Соответствие участников закупок требованиям, указанным в п. 1, 10 (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора) ч. 1 и ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона № 44‑ФЗ

В отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг – соответствие требованиям, установленным в соответствии с ч. 2, 2.1 ст. 31 Закона № 44‑ФЗ, если такие требования преду­смотрены Правительством РФ

Соответствие участников закупок требованиям, указанным в п. 3 – 5, 7 – 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44‑ФЗ

При проведении электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора – соответствие требованию, указанному в п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44‑ФЗ

Обращаем внимание на то, что комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участвующие в закупке организации связи обязанность подтверждать соответствие рассмотренным требованиям, за исключением случаев, когда указанные требования установлены Правительством РФ на основании ч. 2, 2.1 ст. 31 Закона № 44‑ФЗ.

Как организации, оказывающие услуги связи, могут обжаловать неправомерные требования заказчиков?

Если организация, оказывающая услуги связи, видит неправомерные требования, выставленные заказчиком, или же ее заявку отклонили ввиду несоответствия участника тем или иным требованиям, она может обжаловать такие действия заказчика.

Согласно ч. 1 ст. 105 Закона № 44‑ФЗ любой участник закупки имеет право обжаловать в суде или в контрольном органе в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа или учреждения, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Жалоба подается в контрольный орган, который выбирается в зависимости от того, для каких нужд совершалась закупка:

  • муниципальные нужды – ФАС, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ или местного самоуправления с учетом территориальной принадлежности;
  • нужды субъекта РФ – ФАС или орган исполнительной власти субъекта РФ;
  • федеральные нужды или государственный оборонный заказ – ФАС.

Это следует из положений ч. 17 ст. 105 Закона № 44‑ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Жалоба в контрольный орган подается в письменной форме (ч. 7 ст. 105 Закона № 44‑ФЗ) и должна содержать:

  • наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);
  • наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);
  • указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке;
  • указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, доводы жалобы.

К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Жалоба подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должна быть приложена доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия на подписание жалобы (ч. 10 ст. 105 Закона № 44‑ФЗ).

К сведению:

Нельзя подать одну жалобу на действия заказчика, совершенные при проведении нескольких закупок. В отношении нескольких закупок следует направлять отдельные жалобы по каждой из них.

Участник может отозвать поданную жалобу (ч. 15 ст. 105 Закона № 44‑ФЗ). Это можно сделать только до принятия контрольным органом решения по существу жалобы. Порядок оформления отзыва законодательно не урегулирован. На практике для того, чтобы отозвать жалобу, нужно написать заявление.

По результатам рассмотрения жалобы комиссия принимает решение о признании жалобы обоснованной, необоснованной или обоснованной в части установленных нарушений.

Если результаты рассмотрения жалобы не устраивают участника, он может обжаловать вынесенное решение в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ).

Также организация, оказывающая услуги связи, может пожаловаться в арбитражный суд. Соответствующее заявление подается в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения заказчика (ст. 35 АПК РФ). Подать заявление можно на бумажном носителе или в электронной форме. В последнем случае заявление подается через официальный сайт арбитражного суда в сети Интернет после прохождения пользователем регистрации (абз. 2 ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 125, ч. 1 ст. 199 АПК РФ). К заявлению должны быть приложены документы, которые указаны в ст. 126 АПК РФ. Если обжалуется решение заказчика, то необходимо также приложить копию оспариваемого решения (ч. 2 ст. 199 АПК РФ).

* * *

Организация, оказывающая услуги связи, для участия в госзакупках должна соответствовать требованиям, предъявляемым заказчиком согласно положениям Закона № 44‑ФЗ. Предъявление требований, не предусмотренных законодательством, является нарушением. Если вы видите, что требования излишни или противоречат Закону № 44‑ФЗ, смело обжалуйте действия заказчика. 


[1] Федеральный закон от 26.10.2002 № 127‑ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

[2] Пункт 19 Правил распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.07.2004 № 350.

Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение, №5, 2018 год

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться