Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / Стационарные учреждения социального обслуживания: некоторые нюансы деятельности

Стационарные учреждения социального обслуживания: некоторые нюансы деятельности

Стационарные учреждения социального обслуживания бывают разные: оказывающие срочные социальные услуги (например, служба срочной психологической помощи), осуществляющие полустационарное социальное обслуживание (например, социально-реабилитационный центр, центр социального обслуживания населения) и стационарное социальное обслуживание (например, дом-интернат, специальный дом для одиноких престарелых, геронтологический центр). Сегодня коснемся учреждений последнего типа и разберемся, как выплачивается пенсия лицам, проживающим в них, кто является наследником имущества таких лиц, а также выясним, на что cтационарные учреждения социального обслуживания могут тратить средства, перечисленные на пенсионера

17.04.2018
Автор: Шадрина Т., эксперт журнала

Правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан устанавливает ГК РФ и Федеральный закон от 28.12.2013 № 442‑ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 442‑ФЗ).

Социальные услуги оказываются организациями социального обслуживания, которые могут находиться в ведении федеральных органов исполнительной власти или субъекта РФ.

Правила организации деятельности учреждений социального обслуживания и их структурных подразделений определены Приказом Минтруда РФ от 24.11.2014 № 940н, а порядок предоставления социальных услуг:

  • в форме социального обслуживания на дому – Приказом Минтруда РФ от 24.11.2014 № 939н;
  • в полустационарной форме социального обслуживания – Приказом Минтруда РФ от 24.11.2014 № 938н;
  • в стационарной форме социального обслуживания – Приказом Минтруда РФ от 24.11.2014 № 935н.

Согласно ч. 2 ст. 30 Закона № 442‑ФЗ финансовое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством РФ за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату.

Как оплачивается пребывание граждан в стационарном учреждении социального обслуживания?

По общим правилам социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату. При этом размер ежемесячной платы рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 % среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона № 442‑ФЗ.

К сведению:

Социальные услуги предоставляются бесплатно несовершеннолетним детям и лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов. Кроме того, на бесплатные услуги могут рассчитывать и граждане, у которых на дату обращения среднедушевой доход ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно. Нормативными правовыми актами субъектов РФ могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.

Правила определения среднедушевого дохода регламентированы Постановлением Правительства РФ от 18.10.2014 № 1075.

Расчет среднедушевого дохода производится на основании документов (сведений) о составе семьи, наличии (отсутствии) доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им (ему) имуществе на праве собственности. При расчете среднедушевого дохода учитываются доходы, полученные гражданином в денежной форме. Доходы, полученные гражданином в натуральной форме, при расчете среднедушевого дохода не могут быть учтены.

Расчет среднедушевого дохода производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении социальных услуг путем деления 1/12 суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Доход одиноко проживающего гражданина определяется как 1/12 суммы его доходов за расчетный период.

Например, рассчитаем максимальный тариф на соцуслуги в стационарной форме для одинокого пенсионера из Нижегородской области с месячным доходом в 14 000 руб. То есть величина среднедушевого дохода пенсионера – 14 000 руб. (учитывается только размер его пенсии, поскольку нет других членов семьи, имеющих доход). Следовательно, максимальный тариф на соцуслугу будет составлять 10 500 руб. (14 000 руб. х 75 %).

К сведению:

В доходы гражданина включается любая выплата, произведенная ему в денежной форме, в том числе ежемесячные выплаты инвалидам в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181‑ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ежемесячная денежная выплата в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178‑ФЗ «О государственной социальной помощи» (Апелляционное определение Костромского областного суда от 05.07.2017 № 33‑1539/2017, Письмо ПФ РФ от 15.04.2016 № ЛЧ-28-26/5325).

Согласно ст. 17 Закона № 442‑ФЗ социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора, заключаемого между учреждением социального обслуживания и и гражданином или его законным представителем. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату. Соответственно, именно в нем должен быть зафиксирован размер ежемесячной платы за оказание социальных услуг.

Плата за предоставление социальных услуг производится через кредитную организацию на лицевой счет поставщика социальных услуг или путем внесения наличных денежных средств в кассу учреждения пенсионером или его законным представителем. При этом:

  1. Пенсионер может самостоятельно оплачивать свое содержание в учреждении.
  2. Если у пенсионера есть дети или родственники, они могут оплачивать его содержание.

В первом случае, согласно п. 40 Правил выплаты пенсий, утвержденных Приказом Минтруда РФ от 17.11.2014 № 885н, пенсия по заявлению пенсионера полностью или в определенной им части перечисляется территориальным органом ПФР на счет стационарной организации социального обслуживания, где проживает пенсионер, в счет установленной платы.

Если на счет учреждения перечисляется часть пенсий в счет платы за предоставляемые пенсионерам социальные услуги в стационарной форме, то территориальным органом ПФР одновременно направляется список пенсионеров с указанием (п. 41 Правил выплаты пенсий):

  • размеров установленных пенсий;
  • сумм пенсий, удержанных и подлежащих перечислению в счет платы за предоставляемые социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.

Выплата причитающейся пенсионеру пенсии после удержания производится через кредитные организации, организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой пенсий.

Отметим, что нередки ситуации, когда пенсионер, считая, что учреждение оказывает некачественно социальные услуги (например, полностью не обеспечивает лекарствами или плохо кормит), пишет в ПФР заявление о прекращении перечислений части пенсии в счет платы за проживание в стационарном учреждении. В таком случае последнее лишается средств для предоставления социальных услуг в соответствии с договором. Но ситуация поправима: можно обратиться в суд и взыскать с пенсионера задолженность по оплате стационарного проживания в социальном учреждении (см., например, Апелляционное определение Омского областного суда от 15.10.2015 по делу № 33‑6913/2015).

В каком порядке выплачиваются пенсии гражданам, если учреждение является их опекуном или попечителем?

Если недееспособный или не полностью дееспособный гражданин помещен под надзор в организации, оказывающие социальные услуги, исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации (п. 4 ст. 35 ГК РФ). Аналогичная норма содержится в Правилах организации деятельности организаций социального обслуживания, утвержденных Приказом Минтруда РФ от 24.11.2014 № 940н.

Соответственно, именно они и будут получать пенсию проживающего в учреждении гражданина.

При поступлении в учреждение такого гражданина уполномоченное лицо учреждения в целях выплаты и доставки пенсии должно обратиться в территориальный орган ПФР, предоставив доверенность, выданную от учреждения, или приказ руководителя, а также акт органа опеки и попечительства (п. 8 Правил выплаты пенсий).

Недееспособным гражданам, проживающим в учреждениях социального обслуживания, выплата пенсии производится путем ее перечисления на счет этого учреждения (п. 37 Правил выплаты пенсий).

Зачисление всех полагающихся подопечному выплат осуществляется на отдельный номинальный счет учреждения. У автономных учреждений данные денежные средства учитываются как средства во временном распоряжении.

На что можно потратить средства, перечисленные учреждению за предоставление социальных услуг?

На основании ч. 6 ст. 30 Закона № 442‑ФЗ порядок расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг, устанавливается:

  • федеральным органом исполнительной власти – для организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
  • уполномоченным органом субъекта РФ – для организаций социального обслуживания субъекта РФ.

Порядок расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг, должен пре­дусматривать возможность использования этих средств на текущую деятельность, развитие организации социального обслуживания, стимулирование ее работников.

Например, согласно Постановлению Минтруда Астраханской области от 10.06.2014 № 29 «О порядке расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания населения» расходование средств возможно:

1) на текущую деятельность учреждения:

  • приобретение продуктов питания и медикаментов;
  • приобретение мягкого инвентаря и прочие текущие расходы;

2) на развитие учреждения. Расходование возможно на развитие материально-технической базы и обеспечение деятельности учреждения: оплату коммунальных услуг, хозяйственных нужд, текущего ремонта оборудования и зданий;

3) на стимулирование труда работников учреждения.

Перечень направлений, куда можно потратить средства, образовавшиеся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг учреждениями Белгородской области, значительно шире. В частности, на основании Постановления Правительства Белгородской области от 10.11.2014 № 407‑пп эти средства можно потратить на укрепление материально-технической базы (18 пунктов, включая обеспечение доступа к Интернету, повышение квалификации работников и пр.), оплату труда и стимулирующие выплаты (не более 30 % от суммы средств, образовавшихся в результате взимания платы), расходы по оплате дополнительных должностей сотрудников, занятых предоставлением социальных услуг, не предусмотренных штатным расписанием.

В любом случае расходование денежных средств осуществляется учреждением в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности на текущий финансовый год и плановый период.

На что могут расходоваться средства недееспособных граждан, оставшиеся после оплаты стационарного обслуживания?

Согласно п. 1 ст. 37 ГК РФ учреждение, являющееся опекуном или попечителем недееспособного или частично дееспособного гражданина, проживающего в нем, вправе распоряжаться доходами подопечного исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Суммы алиментов, пенсий, пособий, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем, и расходуются без предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Таким образом, финансовые средства недееспособного гражданина, оставшиеся после оплаты стационарного социального обслуживания, хранятся на номинальном или лицевом счете учреждения и могут расходоваться только на удовлетворение личных потребностей такого гражданина.

Например, Распоряжением Минсоцзащиты МО от 22.02.2008 № 10‑р определено, что решение о расходовании оставшихся средств принимается комиссией по расходованию денежных средств недееспособных граждан, которая создается приказом руководителя стационарного учреждения из числа представителей администрации и бухгалтерии. Эта комиссия составляет и утверждает перечень товаров и услуг, в которых нуждается недееспособный гражданин, а также назначает лиц, ответственных за приобретение товаров и их выдачу недееспособным гражданам.

Сотрудники стационарного учреждения, ответственные за приобретение товаров и их выдачу недееспособным гражданам, с учетом мнения недееспособных граждан:

  • составляют список товаров в пределах утвержденного перечня;
  • определяют сумму денежных средств, необходимых для их приобретения;
  • представляют информацию на комиссию для принятия решения о снятии денежных средств.

Выдача приобретенных товаров недееспособному гражданину производится в присутствии заведующего отделением стационарного учреждения, в котором проживает гражданин. Такая передача оформляется актом, который подписывается лицом, ответственным за их приобретение и выдачу.

Кто вправе распоряжаться имуществом престарелых граждан?

С оплатой содержания все понятно. Но ведь учреждению важно понимать, кто будет владеть имуществом пожилых граждан, получающих социальные услуги в стационарной форме. И здесь нужно обратиться к нормам гражданского законодательства и Закону об опеке и попечительстве.

Во-первых, стоит иметь в виду, что опекуны или попечители не имеют права на имущество подопечных, в том числе на суммы пенсий, пособий и иных выплат, предоставляемых на их содержание (ст. 17 упомянутого закона).

Учреждение, где проживает пенсионер или инвалид, выполняющее функции опекуна или попечителя, не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать или давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или залог.

Обратите внимание:

Учреждение может распоряжаться имуществом гражданина, признанного недееспособным, основываясь на мнении подопечного. Если мнение подопечного установить нельзя, нужно учитывать информацию о его предпочтениях, полученную от родителей такого гражданина, его прежних опекунов, иных лиц, оказывавших такому гражданину услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности (ст. 37 ГК РФ).

Относительно владения имуществом проживающих в социальных учреждениях граждан скажем следующее. Если у такого гражданина имеются дети или иные родственники, они распоряжаются имуществом и наследуют его по нормам ГК РФ в соответствии с очередностью. Напомним, что наследниками являются (ст. 1141 – 1143 ГК РФ):

  • в первую очередь – дети, супруг и родители наследодателя;
  • во вторую очередь – братья и сестры, дедушка и бабушка;
  • в третью очередь – дяди и тети наследодателя.
  • Отметим, что проживающий в учреждении пенсионер или инвалид может написать завещание и заверить его у нотариуса, тем самым распорядиться своим имуществом на случай смерти. Также заверить завещание может директор дома престарелых, и такое завещание будет приравнено к нотариальному.

Если у пожилого человека нет детей и иных родственников, которые могли бы вступить в наследство, возможно два варианта:

  1. Пенсионер может передать свое имущество в распоряжение социального учреждения. Для этого с домом престарелых или иным социальным учреждением, где проживает гражданин, заключается договор пожизненного содержания с иждивением (ст. 601 ГК РФ). В таком случае социальное учреждение содержит гражданина за счет собственных средств, но имущество после смерти гражданина перейдет учреждению.
  2. Если собственность пенсионера не была передана в распоряжение учреждения, где он проживает, у него нет наследников и она никому не завещана, то после смерти гражданина имущество считается выморочным (ст. 1151 ГК РФ). В таком случае недвижимое имущество передается в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа. Иное выморочное имущество (в том числе денежные средства) переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

К сведению:

Как правило, порядок действий государственного (муниципального) учреждения с имуществом граждан, признаваемым в соответствии с законодательством РФ выморочным, устанавливается государственным (муниципальным) органом власти, на которое возложены такие полномочия. Например, Приказом Министерства социальной политики Нижегородской области от 26.01.2016 № 31 утверждены Методические рекомендации о порядке сбора документов для оформления права собственности на выморочное имущество, оставшееся после смерти граждан, находившихся на стационарном социальном обслуживании в психоневрологических интернатах, подведомственных Министерству социальной политики Нижегородской области.

Иная ситуация с пенсионером, у которого квартира не в собственности, а он проживает в ней по договору социального найма. При оформлении в дом престарелых или иное социальное учреждение на постоянное проживание муниципалитет вправе расторгнуть с таким пенсионером договор найма. То есть права на квартиру у такого пенсионера будут утрачены. Чтобы этого не произошло, многие граждане:

  • оформляются в социальное учреждение временно (в договоре нужно прописать срок);
  • приватизируют квартиру и после этого заключают договор с учреждением, оказывающим соцуслуги.

* * *

Обобщим вышесказанное.

  1. Социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату. Размер ежемесячной платы рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 % среднедушевого дохода получателя социальных услуг. Пенсионер может самостоятельно оплачивать свое содержание в учреждении (например, из пенсии), или это могут делать его родственники либо опекуны.
  2. По заявлению пенсионера пенсия полностью или в определенной им части перечисляется территориальным органом ПФ РФ на счет стационарной организации социального обслуживания, где проживает пенсионер, в счет установленной платы. Оставшаяся часть пенсии может перечисляться на счет пенсионера в кредитной организации или доставляться непосредственно ему. Недееспособным гражданам, проживающим в учреждениях социального обслуживания, выплата пенсии производится путем ее перечисления на счет этого учреждения.
  3. Средства, образовавшиеся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг, могут использоваться учреждением для его развития, покрытия расходов по текущей деятельности и стимулирования работников. Средства недееспособного гражданина, оставшиеся после оплаты стационарного социального обслуживания, хранятся на лицевом счете учреждения и могут расходоваться только на удовлетворение личных потребностей такого гражданина.
  4. Имущество недееспособных граждан, проживавших в социальных учреждениях, после их смерти не переходит в распоряжение этого учреждения. Оно может быть передано учреждению по договору пожизненного содержания с иждивением, заключенным с пенсионером при жизни, или по иным правовым основаниям. Если такой договор не заключался, наследников на имущество нет и оно никому не завещано, то после смерти такого гражданина имущество считается выморочным (ст. 1151 ГК РФ) и переходит в собственность государства.

Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение, №4, 2018 год

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Темы: Пенсии