Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Нормы расхода топлива грузовых автомобилей

Нормы расхода топлива грузовых автомобилей

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ рассмотрели следующую ситуацию. На балансе организации числятся грузовые автомобили, базовой нормы расхода топлива которых нет в Методических рекомендациях «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенных в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. Можно ли в данном случае применять норму расхода топлива в целях налогообложения прибыли из технических характеристик автомобиля?

23.01.2017
Автор: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член Российской коллегии аудиторов, Федорова Лилия

Организация может учитывать расходы на приобретение горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ) либо в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ в составе материальных расходов, либо согласно пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, как расходы на содержание служебного транспорта в зависимости от назначения используемого транспорта.

В разъяснениях уполномоченных органов (письма Минфина России от 17.11.2011 № 03-11-11/288, от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57, от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61) неоднократно указывалось, что при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщику следует принимать во внимание Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее - Методические рекомендации), введенные в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р.

При этом НК РФ не предусмотрено нормирование указанных расходов, а также не установлены правила определения обоснованноститаких расходов. На данное обстоятельство было обращено внимание в письме Минфина России от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875, смотрите также письма Минфина России от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12. Причем в этих письмах сказано о праве (а не об обязанности) налогоплательщика учитывать Методические рекомендации.

Следует отметить, что ФНС России письмом от 15.04.2008 № СК-6-5/281 разослала Методические рекомендации нижестоящим налоговым органам «для руководства в работе».

Как определено п. 1 Методических рекомендаций, они предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и другое, независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории РФ. Пунктом 3 Методических рекомендаций установлено, что нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены, в частности, для расчетов по налогообложению предприятий.

Согласно п. 6 Методических рекомендаций для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данном документе), по решению юридического лица, осуществляющего эксплуатацию автотранспортных средств, в отношении данных автотранспортных средств могут вводиться базовые нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике. Иной порядок в рассматриваемом документе не предусмотрен.

Таким образом, в общем случае организации во избежание споров с налоговыми органами могут применять нормы, которые установлены Методическими рекомендациями, а в случае их отсутствия - утвержденные приказом руководителя нормы, разработанные специализированной организацией.

Разработка и утверждение норм расхода топлива

Если организация не нашла в Методических рекомендациях нормы для используемого ею грузового автомобиля, то для разработки этих норм ей следует обратиться в специализированную организацию, например в Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) или Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ). Разработанные таким образом базовые нормы утверждаются приказом руководителя организации и применяются для расчета нормативного значения расхода топлива, учитывающего выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля, в соответствии с положениями Методических рекомендаций по расходу ГСМ.

При этом представители налоговых органов и финансового ведомства в своих письмах отмечали, что в отношении автомобилей, для которых нормы расхода топлива и смазочных материалов не утверждены, при определении норм расхода топлива налогоплательщику следует руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля (смотрите, например, письма УФНС России по г. Москве от 30.01.2009 № 19-12/007413@, от 30.12.2009 № 16-15/139308, от 03.11.2009 № 16-15/115253, УФНС России по Иркутской области от 28.02.2011 № 16-26/003475@, Минфина России от 14.01.2009 № 03-03-06/1/15 и от 14.01.2009 № 03-03-06/1/6). Как разъясняют финансисты, такие нормы могут применяться только до утверждения норм, разработанных специализированной организацией (смотрите, например, письма Минфина России от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61, от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67, от 11.07.2012 № 03-03-06/4/71).

Причем в письме Минфина России от 13.12.2013 № 02-10-010/55111 (адресованном госучреждению) было сообщено, что Методические рекомендации имеют рекомендательный характер (что следует из самого их названия) и несоблюдение установленного в них порядка не влечет применения мер административной ответственности и бюджетных мер принуждения, предписаний об устранении нарушений бюджетного законодательства.

Таким образом, на наш взгляд, в рассматриваемой ситуации организация имеет право самостоятельно разработать и утвердить временные нормы расхода топлива на основании данных технической документации или информации, полученной от изготовителя автомобиля, а также с учетом результатов испытаний, контрольных замеров, проведенных комиссией, при которых выявляется реальный расход топлива на 100 км.

Результаты замеров, как правило, оформляются актом контрольного замера расхода топлива для конкретной марки (модели) автомобиля произвольной формы. При разработке подобных норм необходимо также учитывать:

  • конструктивные особенности автомобиля (марка двигателя; рабочий объем двигателя, его мощность и тип, количество передач), его техническое состояние;
  • режим эксплуатации автомобиля;
  • дорожно-транспортные, климатические и иные факторы.

Кроме того, могут быть предусмотрены поправочные коэффициенты (например при эксплуатации в зимнее время, в городских условиях).

Периодичность и порядок пересмотра временных норм расхода топлива организация вправе определить самостоятельно. При этом порядок и периодичность пересмотра временных норм расхода топлива следует закрепить в учетной политике для целей налогообложения. Одновременно во избежание споров с налоговыми органами рекомендуем обратиться в специализированную организацию для разработки норм расхода топлива для конкретного автомобиля.

Судебная практика по расходам на топливо

Судебные органы в большинстве своих решений указывают, что НК РФ не содержит положений, ограничивающих принятие к учету для целей налогообложения расходов на ГСМ, расходов на содержание служебного транспорта какими-либо нормами (постановления ФАС Уральского округа от 12.10.2010 № Ф09-8425/10-С3, ФАС Северо-Кавказского округа от 15.12.2010 № А53-3254/2010, ФАС Московского округа от 28.09.2007 № КА-А41/9866-07, ФАС Северо-Западного округа от 01.06.2005 № А05-26242/04-10). Хотим обратить внимание на постановление ФАС Центрального округа от 04.04.2008 № А09-3658/07-29, в котором суд указал, что НК РФ не предусмотрено нормирование ГСМ в целях налогообложения прибыли, а нормы расхода топлива, утвержденные Минтрансом России, носят рекомендательный характер. При этом ВАС РФ не нашел оснований для пересмотра этого решения (определение ВАС РФ от 14.08.2008 № 9586/08). Иными словами, налоговым законодательством расходы на ГСМ прямо не отнесены к нормируемым, поэтому организация может учесть расходы на ГСМ в размере фактических затрат. Однако это не исключает необходимости представлять доказательства того, что произведённые расходы являются экономически обоснованными, в частности, в случае, когда ГСМ были использованы сверх норм, установленных налогоплательщиком самостоятельно (определение ВАС РФ от 09.07.2012 № ВАС-8327/12).

Между тем существует и отрицательное для налогоплательщика дело. Так, ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 01.12.2008 № Ф04-7500/2008(16942-А27-37) признал неправомерным списание организацией в расходы по налогу на прибыль затрат на ГСМ в части, превышающей установленные Минтрансом России нормы расхода топлива.

Актуальная бухгалтерия

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться