Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Новое в налогообложении доходов КИК и иностранных организаций

Новое в налогообложении доходов КИК и иностранных организаций

Вступил в силу Федеральный закон (Федеральный закон от 15.02.2016 № 32-ФЗ (далее - Закон № 32-ФЗ)), который скорректировал положения Налогового кодекса в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (далее - КИК) и доходов, выплачиваемых иностранным организациям. Суть изменений раскрыл Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса

16.05.2016
Автор: Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Сергей Викторович, законодатели изменили понятие «лицо, имеющее фактическое право на доходы». Расскажите, пожалуйста, что оно теперь означает и какие появились особенности в его толковании?

Хотя изменения и сохранили смысл данного понятия (это по-прежнему физические или юридические лица, которые в силу обстоятельств имеют право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться доходом), был внесен ряд существенных уточнений (п. 2 ст. 7 НК РФ).

Право на доход теперь может быть реализовано через другое лицо, которое действует в интересах выгодоприобретателя.

Само понятие распространено на иностранные структуры без образования юридического лица (трасты, фонды и т.д.).

При этом теперь оно определяется только пунктом 2 статьи 7 Налогового кодекса (второе определение исключено из п. 3 ст. 312 НК РФ). Хотя, на мой взгляд, логичнее было бы привести его в статье, предназначенной для расшифровки понятий (ст. 11 НК РФ).

Из определения исключено упоминание о его применении для целей международных договоров. Поправка обусловлена следующими моментами.

Международные договоры имеют приоритет над Налоговым кодексом, и его нормы не могут изменять их положения. Однако толкование положений международных договоров по-прежнему сохраняется в пункте 3 статьи 7 Налогового кодекса.

На практике понятие «лицо, имеющее фактическое право на доходы» используется при выплате доходов иностранным лицам от источников в Российской Федерации, но в большинстве случаев налогообложение таких выплат регулируется международными договорами.

Более того, не во всех международных договорах РФ по вопросам налогообложения предусмотрено в качестве условия применения пониженных ставок налога или освобождения от него наличие у иностранных лиц фактического права на получаемые доходы.

Положения об ограничениях на применение льгот лицом, не имеющим на это право, прямо закреплены лишь в менее чем десяти конвенциях (соглашениях) об избежании двойного налогообложения, стороной которых является РФ.

В соответствии с комментариями к Модельной конвенции ОЭСР льготы (пониженные ставки и освобождения), предусмотренные международными соглашениями об избежании двойного налогообложения, применяются исключительно в случае, если резидент другого договаривающегося государства, с которым заключено соответствующее соглашение, является фактическим получателем дохода. Однако речь идет о таких видах доходов, как дивиденды, проценты и доходы от использования авторских прав от источников в договаривающемся государстве.

Следовательно, можно предположить, что нормы Налогового кодекса (п. 4 ст. 7пп. 1.1-1.3 ст. 312 НК РФ) содержат алгоритм действий в ситуации, предусмотренной международным договором, но последствия которой прямо им не урегулированы: выплата дохода производится иностранному резиденту, при этом налоговому агенту известно иное лицо, имеющее фактическое право на этот доход.

Таким образом, когда фактическим получателем доходов является иностранное лицо, то может применяться тот или иной международный договор РФ, а когда налоговый резидент РФ - нормы Налогового кодекса.

Когда налоговому агенту неизвестен фактический получатель дохода и при этом иностранное лицо - получатель дохода не претендует на применение международного договора, то применяются положения Налогового кодекса.

Когда фактическим получателем дивидендов, выплачиваемых иностранной организации, является российская организация, то для применения ставки 0 процентов (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ) требуется соблюсти дополнительные по отношению к подпункту 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса условия. Они сводятся к тому, что сумма выплачиваемых российскому бенефициару дивидендов должна составлять не менее 50 процентов от общей суммы распределяемых дивидендов (п. 1.1 ст. 312 НК РФ).

А какие подтверждающие документы должна представить иностранная организация своему налоговому агенту для целей применения международного договора об избежании двойного налогообложения?

С 2017 года иностранная организация для целей применения международного договора об избежании двойного налогообложения должна помимо сертификата налогового резидентства РФ представлять налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение фактического права на получение дохода (п. 1 ст. 312 НК РФ).

Что является таким подтверждением, Налоговый кодекс не разъясняет. На практике к нему относят заполненные анкеты, заверительные письма, учредительные документы, сведения об участниках (акционерах), финансовую отчетность, из которых можно составить обоснованное мнение о выполняемых функциях и рисках, принимаемых получателем дохода.

Перечень истребуемых документов, как правило, определяет налоговый агент в зависимости от вида, размера дохода и типа иностранного получателя дохода.

Положения Налогового кодекса о проверке подтверждения фактического права на доход пока сформулированы как право налогового агента запросить такое подтверждение (п. 1 ст. 312 НК РФ).

Внесенная в пункт 1 статьи 312 Налогового кодекса поправка не является принципиальной, поскольку можно считать уже устоявшейся практику запросов налоговыми агентами документов у получателей дохода и проверки представленной информации на предмет обнаружения признаков искусственного выполнения условий для получения налоговых преимуществ по международному договору.

Подтверждения места постоянного нахождения и фактического права иностранной организации на получение дохода предоставляются налоговому агенту до даты выплаты им дохода.

Вместе с тем если подтверждения будут получены позже момента фактической выплаты дохода иностранному лицу, то указанные обстоятельства не являются основанием для начисления пеней за период с момента выплаты доходов до получения подтверждения. Ответственность за представление подтверждения после фактической выплаты дохода Налоговым кодексом не установлена.

Подобный вывод сделал Верховный Суд РФ в части подтверждения постоянного местонахождения (сертификатов резидентства) (определение ВС РФ от 23.09.2014 № 305-ЭС14-1210). По аналогии он может быть применен и к документу, подтверждающему фактическое право иностранной организации на доход.

Что изменилось в порядке удержания налога на прибыль при выплате иностранной организации отдельных видов доходов, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в РФ, но относятся к доходам от источников в РФ? Например, процентов, доходов от реализации недвижимого имущества в РФ и т.д.

Теперь налог на прибыль со всех таких доходов должен быть удержан налоговым агентом (п. 1.1 ст. 309 НК РФ).

С 1 января 2015 года и до официального опубликования Закона № 32-ФЗ Налоговый кодекс не предусматривал (п. 1.1 ст. 309 НК РФ в предыдущей редакции) удержание у источника выплаты налога с доходов от реализации акций (долей) организаций, более 50 процентов активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, и которые не связаны с предпринимательской деятельностью иностранной организации в РФ, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), за исключением акций, признаваемых обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (подп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ).

Наряду с этим иные положения Налогового кодекса (ст. 309310 НК РФ) не содержали каких-либо исключений в порядке исполнения российской организацией обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию и уплате налога на прибыль с данного вида дохода. Напротив, указанный доход рассматривался как подлежащий налогообложению у налогового агента. Так, согласно позиции Минфина России (письмо Минфина России от 08.06.2015 № 03-08-13/33142) пункт 1.1 статьи 309 Налогового кодекса не является основанием для освобождения российской организации - источника выплаты дохода от исполнения обязанностей налогового агента в отношении доходов, указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса.

С учетом поправок описанная выше коллизия норм устранена.

Порядок уведомления об участии в иностранных организациях также претерпел изменения. Расскажите, какие поправки были внесены?

В Налоговый кодекс введено обобщенное понятие – «уведомление об участии в иностранных организациях» (п. 3 ст. 25.14 НК РФ). Это документ, предназначенный для использования при сообщении об участии (прекращении участия) в иностранных организациях и об учреждении иностранных структур без образования юридического лица (фонды, партнерства, товарищества, трасты и иные формы коллективных инвестиций или доверительного управления).

Исключена обязанность уведомлять налоговый орган о контроле над иностранными структурами без образования юридического лица или о фактическом праве на доход, получаемый такой структурой, включая случаи, когда налогоплательщик выступает учредителем структуры или лицом, имеющим фактическое право на доход (прибыль) такой структуры в случае его распределения (подп. 2 п. 3.1 ст. 23 НК РФ). Сообщение с подобным содержанием должно направляться в порядке исполнения налогоплательщиком обязанности по уведомлению о контролируемых им иностранных компаниях (пп. 346 ст. 25.14 НК РФ).

Для выявления лица, контролирующего иностранную структуру, в содержание формы уведомления были включены поля для сведений о том, является ли учредитель контролирующим лицом такой структуры или нет (подп. 6 п. 5 ст. 25.14 НК РФ).

Кроме того, обязанность уведомления об участии в иностранной организации (учреждении иностранной структуры) распространена на доверительных управляющих, которые вносят имущество в капитал такой иностранной организации (в учрежденную иностранную структуру) (п. 3.3 ст. 23 НК РФ). На практике же доверительные управляющие и ранее направляли уведомления как обычные организации.

В содержание уведомлений также включены сведения о наименовании, основном государственном регистрационном номере, ИНН, коде причины постановки на учет налогоплательщика - российской организации, через которую реализовано косвенное участие в иностранной организации (п. 5 ст. 25.14 НК РФ).

Следовательно, должны быть изменены формы и формат представления в электронной форме уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) (утв. приказом ФНС России от 24.04.2015 № ММВ-7-14/177@).

До внесения изменений рекомендую применять прежние форматы.

Срок подачи уведомления об участии (прекращении участия) увеличен с одного до трех месяцев (абз. 1 п. 3 ст. 25.14 НК РФ) (если месячный срок для направления сообщения не истек к моменту вступления в силу изменений, то он автоматически продлевается до трех месяцев).

Особенности направления уведомления об участии предусмотрены для случаев признания физического лица налоговым резидентом РФ по итогам года, в котором возникло участие или была учреждена иностранная структура. Документ необходимо представить, если на 31 декабря такого года у физического лица размер участия в организации составляет более 10 процентов или продолжает существовать учрежденная им иностранная структура без образования юридического лица (абз. 2 п. 3 ст. 25.14 НК РФ).

От направления уведомлений освобождены налогоплательщики, чье участие в иностранных организациях реализовано исключительно через публичные российские компании (абз. 5 п. 3 ст. 25.14 НК РФ).

Напомню, российскими публичными компаниями признаются российские организации, являющиеся эмитентами ценных бумаг, которые (либо депозитарные расписки на которые) прошли процедуру листинга и (или) были допущены к обращению на одной или нескольких российских биржах, имеющих соответствующую лицензию, или биржах, включенных в перечень иностранных финансовых посредников (ст. 11 НК РФ).

Налоговый кодекс не устанавливает ограничений по виду ценных бумаг для целей отнесения организаций к публичным компаниям. Иными словами, к последним могут быть отнесены и эмитенты облигаций, допущенных к обращению на ММВБ-РТС.

Какие виды ответственности предусмотрены за непредставление уведомления об участии (о прекращении участия) в иностранных организациях и об учреждении иностранных структур без образования юридического лица?

В отношении уведомлений об участии (о прекращении участия) в иностранных организациях, не представленных в установленный срок или представленных с недостоверными сведениями, предусмотрен штраф в размере 50 000 рублей (п. 2 ст. 129.6 НК РФ).

Что касается уведомлений об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, учрежденных с 1 января 2015 года, то Налоговым кодексом формально не был установлен срок представления таких документов. Но даже с учетом внесенных изменений, в том числе об использовании обобщенного наименования документа (п. 3 ст. 25.14 НК РФ), ответственность за непредставление уведомления (представление уведомления, содержащего недостоверные сведения) не может быть применена к сведениям об иностранных структурах без образования юридического лица.

Дело в том, что размер штрафа поставлен в зависимость от количества иностранных организаций, сведения о которых не представлены либо в отношении которых представлены недостоверные сведения (п. 2 ст. 129.6 НК РФ). При этом установленные Налоговым кодексом понятия «иностранная организация» и «иностранная структура без образования юридического лица» различаются (ст. 11 НК РФ).

Каким образом законодатели изменили порядок определения доли участия лица в организации?

Положения Налогового кодекса (ст. 105.2 НК РФ) теперь сформулированы по отношению к лицу, а не к организации. Данное изменение в большей степени носит редакционный характер, так как и ранее правила определения долей распространялись на физических лиц.

Более существенные поправки связаны с определением доли косвенного участия (п. 3 ст. 105.2 НК РФ).

После установления всех последовательностей участия и определения долей прямого участия будут определяться доли косвенного участия одной организации (иного лица) в другой организации каждой последовательности.

Доля косвенного участия определяется как произведение долей прямого участия первых двух лиц в последовательности. При наличии последующего участия доля косвенного участия определяется путем умножения получившегося произведения на долю следующего прямого участия в последовательности и каждого следующего получившегося произведения на каждую долю следующего прямого участия до последней организации в последовательности.

Если последовательностей участия лица в организации несколько, то все рассчитанные доли косвенного участия суммируются. Получившаяся сумма и есть доля косвенного участия.

Давайте перейдем к поправкам в части уведомления о КИК и налогообложения прибыли КИК. Расскажите, какие изменения произошли в порядке уведомления?

Законодатели уточнили дату направления уведомления о КИК - не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК (п. 2 ст. 25.14 НК РФ).

В предыдущей редакции Налогового кодекса дата определялась через указание на период, в котором доля прибыли подлежала учету у контролирующего лица, что создавало возможность двоякого толкования положений о сроке направления. Впрочем, стоит отметить, что Минфин России и до внесения поправок разъяснял, что первые уведомления о КИК (в части прибыли 2015 г.) должны быть направлены не позднее 20 марта 2017 года (письмо Минфина России от 20.10.2015 № 03-03-06/60105).

Изменено содержание процедуры направления налоговым органом требования о представлении уведомления о КИК, если у него имеется соответствующая информация (пп. 8-12 ст. 25.14 НК РФ).

Процедура стала носить исключительно административный характер. Какого-либо судебного порядка подтверждения того, что лицо считается контролирующим иностранную организацию, теперь не предусмотрено.

Освобождение лица от ответственности за непредставление (или представление с недостоверными сведениями) уведомления о КИК (п. 1 ст. 129.6 НК РФ), а также за неуплату (неполную уплату) сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли КИК (ст. 129.5 НК РФ) возможно при условии представления уведомления о КИК в пределах 30 рабочих дней со дня получения требования налогового органа и при том, что лицо признано контролирующим по такому основанию, как превышение совместно с другими налоговыми резидентами РФ 50-процентного размера доли участия в организации (подп. 2 п. 3 ст. 25.13 НК РФ).

Содержание уведомлений о КИК скорректировано. В них включены сведения о наименовании, основном государственном регистрационном номере, ИНН, коде причины постановки на учет налогоплательщика - российской организации, через которую реализовано косвенное участие в иностранной организации (п. 6 ст. 25.14 НК РФ).

Форма (формат) уведомлений о КИК ФНС России пока не утверждены.

Прибыль некоторых КИК освободили от налогообложения. Кто был включен в ряды «льготников»?

Это КИК, которые участвуют в проектах по добыче полезных ископаемых на основании соглашений о разделе продукции, концессионных соглашений, лицензионных соглашений или сервисных соглашений (контрактов), аналогичных соглашениям о разделе продукции, либо на основании иных аналогичных соглашений, заключаемых на условиях распределения риска. Прибыль таких компаний освобождается от налогообложения, если стороной соглашения выступает государство или организации, уполномоченные правительством государства (подп. 7 п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ).

До внесения поправок освобождение не применялось к КИК, если стороной соответствующего договора была РФ.

Не платят налог с прибыли активных иностранных, а также активных иностранных холдинговых и субхолдинговых компаний (подп. 4 п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ). Критерием для признания компании активной является соблюдение требований по соотношению размеров активных и пассивных доходов.

Расчет общей суммы доходов в данном случае производится без учета «бумажных» доходов в виде (п. 6.1 ст. 25.13-1 НК РФ):

  • курсовой разницы;
  • переоценки долей (паев, ценных бумаг, производных финансовых инструментов) по справедливой стоимости в соответствии со стандартами составления финансовой отчетности;
  • сумм прибыли (убытка) дочерних (ассоциированных) организаций (за исключением дивидендов), признанных в финансовой отчетности КИК в соответствии с ее личным законом (учетной политикой КИК для целей составления ее финансовой отчетности);
  • сумм расходов на формирование резервов и доходов от восстановления резервов.

Для расчета также необходимо проверить, не относятся ли доходы к доходам, полученным от пассивной деятельности (они представлены в Налоговом кодексе в виде перечня) (п. 4 ст. 309.1 НК РФ). Все не указанные в этом перечне доходы являются полученными от активной деятельности.

Отмечу, что речь идет не столько о доходах КИК, сколько о том, что дивиденды, проценты и другие доходы отнесены к пассивным для целей всего Налогового кодекса (п. 4 ст. 309.1 НК РФ).

Законодатели увеличили как минимум до 1 января 2018 года сроки ликвидации иностранной организации, в пределах которых доходы, получаемые в процессе такой ликвидации, освобождаются от налогообложения (п. 60 ст. 217пп. 2.22.3 ст. 277 НК РФ).

В связи с продлением сроков ликвидации КИК на этапе представления деклараций за 2016-2017 годы фактическое несоблюдение условия о ликвидации может стать распространенной ситуацией. При этом механизм ее администрирования в Налоговом кодексе не предусмотрен. В частности, не установлена обязанность налогоплательщика представлять сведения о ликвидации иностранной организации. Возможным способом привлечения к уплате налога могут стать:

  • проверка декларации, представленной физическим лицом для целей получения налоговых вычетов (в определенных случаях (в частности, подп. 2.1 п. 2 ст. 220 НК РФ));
  • выездная налоговая проверка при условии назначения ее в пределах сроков, указанных в статье 89 Налогового кодекса.

На мой взгляд, нарушение условий по срокам ликвидации КИК не является ошибкой, которая влечет санкции. Последствием такого нарушения должно стать восстановление суммы налога к уплате с пенями, начисляемыми со дня, следующего за установленным днем уплаты налога за налоговый период, в котором были получены доходы от КИК, не ликвидированной в установленный законодательством срок.

Еще одним важным изменением стало освобождение от налогообложения доходов в виде дивидендов, полученных от КИК, если ее прибыль, соответствующая или превышающая сумму дивидендов, была ранее задекларирована получателем дивидендов в налоговом органе и с нее уплачен налог (п. 66 ст. 217подп. 53 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Физические лица должны будут включать сведения об этих доходах в налоговую декларацию по НДФЛ (п. 4 ст. 229 НК РФ).

Прибыль каких КИК теперь облагается налогами?

Из категории КИК, прибыль которых освобождается от налогообложения, исключены организации, уполномоченные на получение процентных доходов, подлежащих выплате по обращающимся облигациям (абз. 3 подп. 6 п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ).

Однако данное изменение вступает в силу с 2017 года, поэтому контролирующие лица могут воспользоваться освобождением от налогообложения прибыли таких КИК по итогам 2015-2016 годов.

Расскажите об изменениях в порядке учета прибыли КИК.

Согласно изменениям прибыль КИК, являющейся иностранным юридическим лицом, для которого в соответствии с его личным законом не предусмотрено участие в капитале, уменьшается на величину распределенной прибыли (абз. 4 п. 1 ст. 25.15 НК РФ). При этом следует обратить внимание, что правила об иностранных структурах без образования юридического лица применимы к юридическим лицам, для которых не предусмотрено участие в капитале, и в других случаях (в частности, п. 15 ст. 25.13 НК РФ).

Налоговый кодекс теперь предусматривает правила определения доходов и расходов трастов и подобных структур при внесении в них имущества (подп. 1.1 ст. 25.15 НК РФ).

Изменился порядок учета доходов и расходов по операциям реализации КИК ценных бумаг и (или) имущественных прав (в том числе долей, паев) в пользу контролирующего лица либо его российского взаимозависимого лица (п. 10 ст. 309.1 НК РФ). Ранее действовавшая редакция Налогового кодекса предписывала учитывать их при налогообложении, что оказывало влияние на финансовый результат от операции.

В новой редакции Налогового кодекса ни доходы, ни расходы КИК в виде цены приобретения не учитываются при определении прибыли (убытка) КИК (п. 10 ст. 309.1 НК РФ, распространяется в том числе на отношения, возникшие с 2015 г.). При этом цена реализации должна быть равна их документально подтвержденной стоимости, отраженной в учете КИК, но не выше рыночной стоимости на дату перехода права собственности. Кроме того, новый порядок применяется в случае реализации соответствующих ценных бумаг (имущественных прав) не только организации, но и физическому лицу, признаваемому контролирующим лицом.

Подобное «отложенное освобождение от налогообложения» прироста стоимости имущества действует при условии ликвидации КИК до 1 января 2018 года. По сравнению с прежней редакцией срок ликвидации продлен как минимум на год, а в ряде случаев он может быть и более поздним.

Для распределения прибыли используется доля участия контролирующего лица в КИК на дату принятия решения о распределении прибыли (выплате дивидендов). Законодатели конкретизировали временные рамки принятия такого решения (п. 3 ст. 25.15 НК РФ):

  • должен быть закончен финансовый год КИК;
  • должен истечь налоговый период по НДФЛ или налогу на прибыль, на который приходится дата окончания финансового года КИК;
  • решение о распределении прибыли должно приниматься в следующий за этим налоговым периодом календарный год. Если такое решение не принято, то датой решения признается 31 декабря указанного календарного года.

Например, если 31 декабря 2015 года для КИК закончился финансовый год, значит, на период 2015 года пришлось окончание финансового года КИК, окончание налогового периода по НДФЛ и налогу на прибыль.

Следующим налоговым периодом по НДФЛ и налогу на прибыль является 2016 год. Если в 2016 году решение о распределении прибыли не принято, то датой, на которую определяется доля прибыли, причитающаяся контролирующему лицу, будет 31 декабря 2016 года.

Именно 31 декабря 2016 года в рассматриваемом случае будет являться и датой фактического получения дохода. При этом неясно, почему в Налоговом кодексе схожие по смыслу положения о дате получения дохода сформулированы для юридических и физических лиц по-разному (п. 1.1 ст. 223подп. 12 п. 4 ст. 271 НК РФ).

При несовпадении доли участия и причитающейся лицу доли прибыли КИК (например, в связи с наличием соглашений между акционерами (участниками)) для расчета доли используется доля прибыли, на которую лицо имеет право.

Какие появились особенности налогообложения прибыли КИК?

Принципиальным изменением является предоставление законодателями выбора одного из двух способов определения прибыли (убытка) КИК (п. 1 ст. 309.1 НК РФ). Обратите внимание, что изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.

Первый способ (подп. 1 п. 1 ст. 309.1 НК РФ) состоит в определения прибыли (убытка) по данным неконсолидированной финансовой отчетности КИК за финансовый год, составленной в соответствии со стандартом, установленным законом компании. Если такой стандарт не установлен, следует применять МСФО, в том числе используемые для принятия решения о допуске ценных бумаг к биржевым торгам (подп. 1 п. 1.2 ст. 309.1 НК РФ). Прибылью (убытком) КИК признается величина ее прибыли (убытка) до налогообложения.

Выбор первого способа возможен при соблюдении следующих условий (п. 1.1 ст. 309.1 НК РФ).

Постоянным местонахождением КИК должно являться иностранное государство, с которым имеется международный договор РФ по вопросам налогообложения. При этом согласно новому требованию такое государство (территория) не находится в списке государств (территорий), не обеспечивающих обмена информацией для целей налогообложения с РФ. Список таких государств (территорий) утверждает ФНС России.

Если условие о месте нахождения не выполняется, то необходимо, чтобы в отношении финансовой отчетности КИК был проведен аудит. При этом аудиторское заключение не должно содержать отрицательного мнения или отказа в выражении мнения.

Отмечу, что в прежней редакции Налогового кодекса никаких требований к содержанию аудиторского заключения не предъявлялось.

С другой стороны, теперь не имеет значения, является ли проведенный аудит обязательным или добровольным (п. 1.2 ст. 309.1 НК РФ). Однако при этом он должен быть проведен в соответствии с международными стандартами аудита. Ранее применение рассматриваемого способа определения прибыли допускалось, только если аудит носил обязательный характер.

Документальным подтверждением суммы прибыли (убытка) должна служить финансовая отчетность КИК, составленная за соответствующий период (периоды), с приложением в том числе ее налоговой отчетности (п. 2 ст. 309.1 НК РФ).

Второй способ заключается в применении правил, установленных главой 25 Налогового кодекса (подп. 2 п. 1 ст. 309.1 НК РФ). Документами, позволяющими определить сумму прибыли, выступают выписки с расчетных счетов КИК, первичные документы, подтверждающие произведенные операции согласно обычаям делового оборота иностранной компании.

Если речь идет о добровольном выборе второго способа, то он должен быть закреплен в учетной политике организации и применяться не менее пяти лет.

Соответственно, контролирующей компании в учетной политике следует указать наименования иностранных организаций (иностранных структур без образования юридического лица), в отношении которых прибыль (убыток) рассчитывается по правилам главы 25Налогового кодекса.

В любом случае для расчета прибыли КИК российской организации контролирующему лицу необходимо включить в учетную политику с 2017 года регистры налогового учета, предназначенные для отражения прибыли по каждой КИК.

Налогом должна облагаться величина нераспределенной прибыли КИК, то есть прибыль, уменьшенная на дивиденды. По этой причине уточнен алгоритм пересчета в рубли такой прибыли, выраженной в иностранной валюте. Сначала величину прибыли уменьшают на сумму дивидендов (распределенной прибыли), а затем полученную разницу переводят в рубли (п. 2 ст. 309.1 НК РФ).

Для пересчета следует применять средний курс иностранной валюты к рублю, установленный Центральным банком РФ за период, за который в соответствии с личным законом КИК составляется финансовая отчетность за финансовый год (п. 2 ст. 309.1 НК РФ) (при втором способе - за календарный год, за который определяется сумма прибыли КИК).

Обратите внимание, что отчетность, составляемая по МСФО, может предусматривать отражение показателей в рублях. В этом случае представляется, что для целей применения первого способа никаких перерасчетов валют производить не требуется.

Также отмечу, что теперь вся сумма налога на прибыль с прибыли КИК подлежит зачислению в федеральный бюджет (пп. 1.66 ст. 284 НК РФ).

Актуальная бухгалтерия

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться