
Аналитика / Налогообложение / Имеет ли право налоговый орган препятствовать переходу на УСН, если организация не восстановила НДС?
Имеет ли право налоговый орган препятствовать переходу на УСН, если организация не восстановила НДС?
Положений о неприменении «упрощенки» организациями, которые не восстановили НДС, ранее предъявленный к вычету, НК РФ не содержит.
31.07.2014Российский налоговый порталОрганизация приобрела в IV квартале 2011 года оборудование к установке, учитываемое в бухгалтерском учете на счете 07, и предъявила к вычету НДС по нему. В тот момент организация применяла общую систему налогообложения. Налоговая инспекция по результатам камеральной налоговой проверки не приняла к вычету данную сумму. На основании полученного решения налоговой инспекции были произведены изменения в учете в I квартале 2012 года, в результате оспариваемая сумма была отнесена на счет 07. Также на 01.01.2013 у организации числятся суммы на счете 08. С 2013 года организация перешла на УСН, в связи с чем налоговый орган требует восстановить НДС.
Каков порядок действий организации при переходе на УСН, в том числе в применении к объектам, числящимся на счетах 07 и 08? Следует ли при переходе с общей системы налогообложения на УСН восстановить НДС? Имеет ли право налоговый орган препятствовать переходу на УСН, если организация не восстановила НДС?
Авторы: эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Карасёва Анна, Горностаев Вячеслав
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Организация может произвести сверку расчетов с ИМНС и выяснить идентичность факта отражения результатов проверки. При выявлении расхождений можно обратиться в налоговую инспекцию для проведения проверки отражения в карточке учета НДС непринятия к вычету НДС.
2. При переходе с общей системы налогообложения (далее – ОСН) организации необходимо восстановить налог на добавленную стоимость (далее – НДС), ранее принятый к вычету по основным средствам (далее – ОС), пропорционально остаточной стоимости ОС в налоговом периоде, предшествующем переходу на УСН. Также восстановлению подлежат суммы НДС, предъявленные к вычету по объектам, стоимость которых числится на 07 и 08 счетах.
3. Зависимость перехода организации на упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) от факта восстановления НДС Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ) не установлена.
Обоснование вывода:
Отражение результатов камеральной налоговой проверки по НДС
Камеральная налоговая проверка, являясь одним из средств налогового контроля, проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (абзац 1 п. 1 ст. 88 НК РФ).
На основании п. 3 ст. 88 НК РФ, если в результате проведения камеральной налоговой проверки выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если в результате их рассмотрения либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в соответствии со ст. 100 НК РФ (п. 5 ст. 88 НК РФ) в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (абзац 2 п. 1 ст. 100 НК РФ).
Согласно п. 5 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
Проверяемое лицо (его представитель), в случае несогласия с фактами, а также с выводами и предложениями, изложенными в акте налоговой проверки, в течение одного месяца со дня получения акта может представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ акт и другие материалы налоговой проверки, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ (один месяц). Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
При наличии вынесенного решения по результатам проведенной камеральной налоговой проверки с указанием предложений по выявленным нарушениям подачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации не требуется в силу абзаца 4 п. 2 Приложения 2 «Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость», утвержденного приказом Минфина России от 15.10.2009 г. № 104н.
Таким образом, при наличии претензий налогового органа по восстановлению вычета по НДС, не принятого в результате камеральной налоговой проверки, можно порекомендовать провести сверку расчетов по НДС, где обратить внимание на отражение результатов камеральной налоговой проверки.
Переход с ОСН на УСН
Порядок исчисления и уплаты НДС при переходе с ОСН на УСН установлен п. 5 ст. 346.25 НК РФ, согласно которому в организации при переходе с ОСН на УСН суммы НДС, исчисленные и уплаченные плательщиком НДС с сумм оплаты, частичной оплаты, полученной до перехода на УСН в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, осуществляемых в период после перехода на УСН, подлежат вычету в последнем налоговом периоде, предшествующем месяцу перехода налогоплательщика НДС на УСН, при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателям в связи с переходом налогоплательщика на УСН (письма Минфина России от 18.04.2011 г. № 03-07-11/97, от 01.04.2008 г. № 03-11-05/78 и другие).
В соответствии с п. 3 ст. 170 НК РФ суммы НДС, правомерно принятые к вычету налогоплательщиком в период применения ОСН, по товарам (работам, услугам), в том числе по ОС и нематериальным активам (далее – НА), подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае перехода налогоплательщика на УСН в соответствии с главой 26.2 НК РФ в налоговом периоде, предшествующем переходу на УСН (смотрите письма ФНС России от 13.12.2012 г. № ЕД-4-3/21229, Минфина России от 26.03.2012 г. № 03-07-11/84, от 16.02.2012 г. № 03-07-11/47, от 01.04.2010 г. № 03-03-06/1/205, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 21.07.2010 по делу № А43-28265/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 21.07.2010 по делу № А70-10786/2009).
Исходя из вышесказанного, восстановлению подлежат суммы НДС, предъявленного к вычету по всем расходам, связанным с формированием первоначальной стоимости объекта основных средств, которые на момент изменения режима налогообложения были учтены на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (письмо Минфина России от 10.06.2009 г. № 03-11-06/2/99), а также оборудования, числящегося на счете 07 «Оборудование к установке».
Восстановлению, согласно абзацу 2 подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении ОС и НА – в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки (смотрите, например, письмо Минфина России от 10.06.2009 г. № 03-11-06/2/99).
На сумму восстановленного НДС стоимость имущества не увеличивается. Изменять первоначальную стоимость активов в бухгалтерском учете можно только в случаях, установленных законодательством. Переход на УСН к таким случаям не относится.
В бухгалтерском учете восстановленный НДС следует отнести в прочие расходы:
Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС».
В налоговом учете согласно абзацу 3 подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы НДС, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), в том числе ОС и НА, а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ (письма Минфина России от 26.03.2012 г. № 03-07-11/84, от 23.06.2010 г. № 03-07-11/265, от 27.01.2010 г. № 03-07-14/03).
Чтобы восстановить НДС, следует зарегистрировать в книге продаж на нужную сумму тот счет-фактуру, на основании которого налог ранее был принят к вычету (п. 14 Правил ведения книги продаж, утвержденных Приложением № 5 к Постановлению № 1137). Отраженную в книге продаж сумму покажите в декларации по НДС за IV квартал 2012 г. по строке 090 разд. 3.
Таким образом, при переходе с 2013 года на УСН организации нужно было в IV квартале 2012 года восстановить суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету, в размере, пропорциональном остаточной стоимости ОС по данным бухгалтерского учета на дату перехода на УСН.
Условия перехода на УСН
Порядок и условия начала и прекращения применения УСН обозначены ст.ст. 346.12, 346.13 НК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН:
1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
2) банки;
3) страховщики;
4) негосударственные пенсионные фонды;
5) инвестиционные фонды;
6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;
7) ломбарды;
8) организации, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
9) организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;
10) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;
11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
12) организации, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) в соответствии с главой 26.1 НК РФ;
13) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Данное ограничение не распространяется:
– на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%;
– на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19.06.1992 г. № 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ», а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы;
– на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» бюджетными научными учреждениями и созданными государственными академиями наук научными учреждениями хозяйственные общества;
– на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» высшими учебными заведениями, являющимися бюджетными образовательными учреждениями, и созданными государственными академиями наук высшими учебными заведениями хозяйственные общества;
14) организации, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек;
15) организации, у которых остаточная стоимость ОС, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей. В данном случае учитываются ОС, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ;
16) казенные и бюджетные учреждения;
17) иностранные организации;
18) организации, не уведомившие о переходе на УСН в сроки, установленные п.п. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ;
19) микрофинансовые организации.
Для перехода на УСН необходимо:
– уведомить о своем желании перейти на УСН налоговый орган по местонахождению организации не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего году, начиная с которого они переходят на УСН, по форме, утвержденной приказом ФНС от 02.11.2012 г. № ММВ-7-3/829@ (Приложение 1). При этом выбирается объект налогообложения, указывается остаточная стоимость ОС и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН (п. 1 ст. 346.13 НК РФ);
– чтобы по итогам девяти месяцев года, в котором организация подает уведомление о переходе на УСН, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 45 млн. рублей (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). В случае если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и подп.подп. 1, 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 60 млн. рублей, налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала квартала, в котором допущено это превышение. Величина предельного размера доходов налогоплательщика подлежит индексации в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 346.12 НК РФ (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
Таким образом, положений о неприменении УСН организациями, которые не восстановили НДС, ранее предъявленный к вычету по неполностью самортизированным ОС, НК РФ не содержит.
Темы: Упрощенная система налогообложения (УСН)  
- 21.05.2025 Минфин подтвердил: при УСН-15% можно учесть компенсацию за личный автомобиль в командировке
- 16.05.2025 Минфин пояснил, обязаны ли фитнес-клубы на УСН платить НДС в 2025 году
- 12.05.2025 Возмещение от СФР за аптечки: как учитывать при УСН
- 02.04.2025 ФНС попросили не наказывать бизнес на УСН за ошибки с НДС
- 18.03.2025 Декларация по УСН за 2024: основные изменения для бухгалтера
- 06.10.2024 Совмещение УСН и патента в одном регионе при продаже одного наименования товара
- 22.05.2025 Письмо Минфина России от 19.03.2025 г. № 03-07-11/27079
- 16.05.2025 Письмо Минфина России от 10.04.2025 г. № 03-07-11/35779
- 15.05.2025 Письмо Минфина России от 04.04.2025 г. № 03-07-11/33597
Комментарии