Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / По выручке или по расходам: выбираем формулу кассового лимита

По выручке или по расходам: выбираем формулу кассового лимита

21.05.2014
«Главная книга»
Автор: Бугаева Н.

Для расчета лимита кассы установлены две формулы. Одна - исходя из сумм наличной выручки <1>. Другая - исходя из сумм расходования денег из кассы <2>.

При этом в Положении говорится, что при отсутствии наличной выручки лимит нужно рассчитывать по расходам. Однако ничего не сказано о том, когда именно должна отсутствовать выручка:

<или> в выбранном расчетном периоде;

<или> вообще за все время существования фирмы (на деле это означало бы: за тот период, в котором получение наличной выручки могут увидеть налоговики);

<или> в том периоде, в котором будет применяться установленный лимит (это, в частности, означало бы, что установленный по расходам лимит действует только до тех пор, пока не появится наличная выручка).

То есть налицо неясность законодательства. И многие организации и ИП, у которых, кроме наличных расходов, есть (либо когда-то была) наличная выручка, предпочли просто установить лимит тем способом, который дает им наибольшую сумму допустимого в кассе остатка. Однако практика показала, что это не всегда безопасно. Чтобы предупредить вас о рисках, мы приводим ситуации, в которых инспекторы на местах сочли, что лимит установлен не по той формуле.

СИТУАЦИЯ 1. Сейчас у вас только наличные расходы, а раньше была еще и выручка

И лимит у вас определен именно по выручке, поскольку расчет исходя из объема выдач наличных из кассы за любой период дал бы меньшую сумму остатка.

Известен случай, когда инспекция оспорила такой расчет. Ее позиция: в период применения лимита выручка отсутствует, значит, следовало рассчитывать лимит по расходам. Такой расчет налоговики сделали сами. А поскольку остаток в кассе оказался больше получившейся у них суммы, они оштрафовали организацию за несоблюдение лимита <3>.

Суд с налоговиками не согласился <4>. Доводы простые. Есть приказ об установлении лимита, при расчете которого использована формула из Положения. Этот лимит соблюден. Следовательно, нарушения нет. Также суд решил, что инспекция вообще не обладает полномочиями по корректировке лимита. Она всего лишь должна следить за соблюдением лимита, установленного организацией.

Примечание. Даже если в такой ситуации вам выгоднее рассчитать лимит по расходам и вы так и поступили, то все равно не застрахованы от претензий инспекции. У налоговиков остается возможность повернуть все иначе: сослаться на то, что по расходам лимит следует рассчитывать только при отсутствии выручки. А раз когда-то она была, то о ее отсутствии говорить нельзя.

Узнать о том, что когда-то вы получали в кассу наличные от продаж, инспекторы могут, проверив кассовые книги. Срок давности для штрафа - 2 месяца, но инспекторы вправе заглянуть и в более ранние записи.

СИТУАЦИЯ 2. Вы начинаете продавать за наличные, а раньше у вас были только наличные расходы

Лимит, соответственно, был установлен по расходам. Им вы и продолжаете пользоваться, так как его вам вполне хватает. Как раз в такой ситуации оказалась наша читательница, и вот что произошло.

Проводившие у нее кассовую проверку налоговики решили, что как только фирма начала продавать за наличные, она обязана была установить себе новый лимит - исходя из выручки. По их мнению, право пользоваться лимитом, который рассчитан по расходам, есть только при отсутствии наличных поступлений от продажи товаров (работ, услуг). А раз организация лимит по выручке не установила, заключили инспекторы, значит, лимит равен нулю и весь остаток в кассе - сверхлимитный. В результате - штраф.

Есть ли аргументы, чтобы штраф оспорить? Да, вот они. Во-первых, в Положении ни слова нет о том, что при появлении наличной выручки лимит, установленный по расходам, утрачивает силу, применять его больше нельзя и следует установить новый - по выручке. Во-вторых, не определен там и срок действия однажды утвержденного лимита - этот срок оставлен на усмотрение организации. Поэтому вы вправе пользоваться им до тех пор, пока сами не захотите его изменить.

Примечание. Эти аргументы могут пригодиться также:

<или> в обратной ситуации: у фирмы была наличная выручка, исходя из нее посчитали лимит, а потом все расчеты с покупателями перевели в безналичную форму и остались только наличные расходы;

<или> в похожей ситуации: при создании организации установили лимит исходя из ожидаемых расходов, а потом появилась наличная выручка.

Обязанности устанавливать новый лимит нет, но нельзя исключать, что будет спор с инспекторами, если вы в таких ситуациях продолжите пользоваться прежним лимитом как более выгодным.

До судов подобные споры пока не доходили. Предположим, судиться вы не собираетесь и хотите обезопасить себя, установив лимит по выручке одновременно с началом продаж. Как это сделать? Брать ожидаемую выручку для установления лимита неправильно - это могут делать только вновь созданные организации <5>. Остается установить лимит исходя из наличной выручки за первый же день продаж - этот день и будет расчетным периодом. То есть вечером по окончании смены ККТ подсчитать выручку, вычислить лимит и с этого же дня его и утвердить. При необходимости сдать излишек в банк. Если впоследствии выручка будет расти, лимит можно будет пересматривать исходя из ее возросших объемов хоть каждый день.

Примечание. В похожей ситуации оказываются и организации, у которых постоянно есть незначительная наличная выручка и большие наличные расходы. Устанавливать лимит по выручке им невыгодно - он будет меньше обычной потребности в наличных. Но именно на этом могут настаивать налоговики, рассуждая, что раз выручка "не отсутствует", то лимит исходя из расходов устанавливать нельзя.

* * *

Кстати, в проекте нового порядка ведения кассовых операций, представленном ЦБ осенью 2013 г. (см. ГК, 2014, N 2, с. 24), выбор формулы целиком и полностью оставлен на усмотрение организации (ИП) - без условия о наличии либо отсутствии выручки.

На момент сдачи этого номера ГК в печать новый порядок уже был утвержден ЦБ и передан для госрегистрации в Минюст <6>. Изменилось ли в нем что-нибудь по сравнению с осенней версией, пока неизвестно. Как только документ пройдет госрегистрацию, мы расскажем о нем подробно.

-------------------------------

<1> п. I приложения к Положению ЦБ от 12.10.2011 № 373-П (далее - Положение)

<2> п. II приложения к Положению

<3> ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ

<4> Постановление 19 ААС от 30.11.2012 № А35-5624/2012

<5> п. I приложения к Положению

<6> Указание ЦБ от 11.03.2014 № 3210-У

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться