Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Непредставление уточненной декларации не является основанием для отказа в возврате излишне уплаченного налога

Непредставление уточненной декларации не является основанием для отказа в возврате излишне уплаченного налога

24.10.2013
«КонсультантПлюс»
Автор: Кудинова Анна

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.09.2013 № А32-35148/2012

Организация обратилась в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога. По мнению налогоплательщика, часть заявленной суммы была перечислена в бюджет до даты вступления в силу нормативного акта, устанавливающего кадастровую стоимость. Ввиду отсутствия утвержденной на соответствующий период нормативной стоимости спорных земельных участков компания посчитала данную сумму излишне уплаченной. Кроме того, при исчислении земельного налога за последующие периоды налогоплательщик, по его мнению, ошибочно не применял льготную ставку, на которую имел право. Инспекция отказала в возврате излишне уплаченного налога, обосновав это следующим: налогоплательщик не представил уточненные декларации, кроме того, в карточке лицевого счета переплата не числится. Организация обжаловала отказ налогового органа в суде.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций признали решение инспекции недействительным, аргументировав свою позицию так.

База по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, установленная на 1 января года, который является налоговым периодом (п. 1 ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ). Кадастровая стоимость должна быть доведена до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта указанного года (п. 14 ст. 396 НК РФ). Исходя из толкования п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 и п. 1 ст. 393 НК РФ суды пришли к выводу, что в целях налогообложения применяется только та кадастровая стоимость, которая утверждена по состоянию на 1 января очередного года.

Как отметили суды, земельный налог уплачен исходя из кадастровой стоимости, установленной нормативным актом уполномоченного органа субъекта РФ от 2007 г. Однако данный правовой акт был опубликован только в 2009 г., поэтому он должен применяться только с 1 января 2010 г. в силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ.

Помимо прочего, суды сослались на п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога». Согласно правовой позиции Пленума ВАС РФ в случае неустановления кадастровой стоимости участка суды должны использовать для целей налогообложения нормативную цену земли. В силу действующего законодательства указанная цена утверждается ежегодно на основании нормативного акта органа исполнительной власти субъекта РФ. При рассмотрении данного дела суды выяснили, что нормативная цена на спорный период не была утверждена. Таким образом, перечисленная налогоплательщиком сумма земельного налога за периоды до 1 января 2010 г. признается излишне уплаченной.

В отношении неприменения льготы суды указали на следующее. В соответствии с нормативным актом органа местного самоуправления организация имела право на пониженную ставку земельного налога, однако ошибочно исчисляла и уплачивала в бюджет налог без льготы. Согласно п. 2 ст. 56 НК РФ налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее применение на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Суды указали также на п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации». В данном пункте Пленум ВАС РФ отметил, что сам по себе факт неучета налогоплательщиком льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период не означает отказа от нее в этом периоде.

Кроме того, суды указали, что реализация лицом права на льготу не ограничивается случаями подачи уточненной декларации. Для возврата излишне уплаченного налога необходимо подтверждение факта переплаты, отсутствие недоимки и заявление налогоплательщика. В случае когда такая переплата подтверждена документально, отсутствие в карточке лицевого счета соответствующих сведений не может служить основанием для отказа в возврате налога.

Тенденция вопроса

Необходимо отметить, что Минфин России в Письме от 15.03.2012 № 03-05-05-02/15 также разъяснял, что в случае неустановления как кадастровой, так и нормативной стоимости земельного участка отсутствует база по земельному налогу.

В отношении вывода о том, что отсутствие сведений о переплате в карточке лицевого счета налогоплательщика не является основанием для отказа в возврате излишне уплаченного налога, то аналогичную позицию занимают многие арбитражные суды (см., в частности, Постановления ФАС Московского округа от 13.09.2012 № А40-10084/12-20-48 , ФАС Северо-Кавказского округа от 12.09.2011 по делу № А15-2447/2010 , ФАС Северо-Западного округа от 29.09.2008 по делу № А56-30867/2006).

Следует обратить внимание, что по вопросу необходимости подачи уточненной декларации есть примеры противоположных судебных решений (см., например, ФАС Дальневосточного округа от 03.04.2009 № А51-6809/2008 и от 11.03.2009 № А51-6807/200837-159).

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться