Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / Проведение выездной проверки по налогам, по которым ранее проводилась камеральная проверка, не противоречит налоговому законодательству

Проведение выездной проверки по налогам, по которым ранее проводилась камеральная проверка, не противоречит налоговому законодательству

Ограничения в отношении проверок, проводимых ИФНС, установлены только для выездных проверок

04.02.2013
ГАРАНТ
Автор: эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Медведь Светлана

Вправе ли налоговый орган при выездной налоговой проверке проверять налоги, которые были проверены ранее при камеральной проверке?

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п. 1, п. 2 ст. 88 НК РФ).

Из буквального прочтения положений ст. 80, ст. 88 НК РФ следует, что камеральная налоговая проверка проводится по тому налогу, который указан в соответствующей налоговой декларации (расчете), в рамках указанной проверки всегда проверяется период, за который подана данная декларация (расчет). Если подано несколько налоговых деклараций (расчетов) по разным налогам за различные периоды, то камеральная проверка проводится по каждому из этих налогов за соответствующие периоды, указанные в поданных декларациях (расчетах).

Согласно п. 4 ст. 89 НК РФ предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено ст. 89 НК РФ. В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

В силу п. 2 ст. 89 НК РФ в решении о проведении выездной налоговой проверки должны быть указаны, в частности, предмет проверки (то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке) и периоды, за которые проводится проверка.

Таким образом, предмет выездной налоговой проверки всегда ограничен перечнем проверяемых налогов и проверяемым периодом, которые указываются в решении налогового органа о проведении выездной налоговой проверки.

Обращаем внимание, что положения ст. 88 и ст. 89 НК РФ не исключают возможность корректировки обстоятельств, установленных в ходе камеральных налоговых проверок, по итогам выездной проверки, при проведении которой полномочия налогового органа значительно шире предоставленных проверяющим в рамках проведения камеральной налоговой проверки. На это указывают и арбитражные суды (постановления Президиума ВАС РФ от 16.11.2004 N 5872/04, от 08.02.2005 N 10423/04, от 22.03.2006 N 15000/05, ФАС Западно-Сибирского округа от 21.12.2011 N Ф04-6062/11 по делу N А75-7506/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 23.10.2008 N Ф08-6371/2008, Уральского округа от 14.09.2009 N Ф09-5760/09-С3).

При этом, обратим Ваше внимание, что отменить ранее принятые решения, вынесенные по результатам камеральной проверки, налоговая инспекция может только в том случае, если в ходе выездной проверки будут установлены обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности налогоплательщика, или, например, будут выявлены факты необоснованного возмещения налога (постановление Президиума ВАС РФ от 22.03.2006 N 15000/05, определения ВАС РФ от 16.07.2012 N ВАС-8251/12 и от 27.09.2011 N ВАС-11837/11, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2011 N 18АП-6477/11, Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.02.2011 N 03АП-4494/2010, Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2008 N 09АП-18324/2007).

Ограничения в отношении проверок, проводимых налоговым органом, установлены только для выездных налоговых проверок. В силу п. 5 ст. 89 НК РФ налоговый орган не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Таким образом, проведение выездной налоговой проверки по налогам, по которым ранее проводилась камеральная проверка, в силу положений ст.ст. 88-89 НК РФ, не противоречит налоговому законодательству.

К сведению:

Согласно п. 3 ст. 108 НК РФ основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу. При этом штрафовать повторно за одно и то же нарушение нельзя (п. 2 ст. 108 НК РФ).

Следовательно, если в ходе выездной налоговой проверки будут обнаружены налоговые правонарушения, не замеченные при проведении камеральной проверки, то налоговый орган вправе вынести решение о доначислении недоимки, соответствующих пени, а также штрафных санкций, предусмотренных ст. 122 НК РФ (постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.05.2008 N Ф03-А04/08-2/1276, постановление ФАС Центрального округа от 25.06.2012 N Ф10-1666/12 по делу N А54-3157/2011).

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться