Офшор навсегда!
Офшор как система знаний сам по себе не имеет целью причинять ущерб интересам государства.
01.11.2012Российский налоговый порталАлександр Захаров, заместитель исполнительного директора DS Express, Inc., кандидат юридических наук
— Какие сейчас вообще тенденции в мире офшоров? Есть ли ощущение, что началась эра заката офшоров?
— Прежде всего, нужно определиться, что подразумевается под понятием офшора. Офшоров в понимании государств, предоставляющих избирательное право не платить налоги субъектам хозяйственной деятельности, зарегистрированным на их территории, и обязанных вести деятельность только за ее пределами, а также обеспечивающих абсолютную офшорную конфиденциальность по национальному закону, сейчас нет.
Что касается раскрытия конфиденциальности, то для большинства развитых государств такая возможность стала реальностью после выпуска ОЭСР в апреле 2009 года нового списка несотрудничающих юрисдикций. На настоящий момент в мире не осталось ни одного государства, которое бы не взяло на себя обязательства по обеспечению международно-признанных стандартов налоговой транспарентности и обмену налоговой информацией. Здесь можно лишь говорить о степени сложности получения информации, поскольку порядок определяется национальным законодательством. Автоматический обмен существует пока только в рамках Европейского Союза. Большинство государств согласились осуществлять обмен информацией только по обоснованному запросу, что также значительно может затруднить или сделать не возможным получение информации на основе налоговых договоренностей. Плюс отдельный аспект – это политика.
Можно констатировать, что бизнес, тем не менее, в состоянии достичь эффективного уровня конфиденциальности посредством использования номинальных и «доверенных лиц» (в этом случае бенефициар не защищается законом от злоупотреблений со стороны такого лица), а также путем использования фондов или трастов (что в некоторых случаях позволяет скрыть бенефициаров). Конечно, таких дешевых решений вопроса конфиденциальности, как раньше, когда было достаточно купить компанию со счетом, и чувствовать себя спокойно, больше нет. А оформлять иностранную компанию на «доверенных лиц» (при отсутствии у них юридических обязательств перед бенефициаром), наверное, легкомысленно, хотя существуют специалисты, которые и допускают такие решения бенефициаров.
Остались похожие на ранее существовавшие офшоры страны, в которых регистрируются все еще компании международного бизнеса (an international business company), которые платят ежегодный регистрационный сбор, например, к ним можно отнести Багамы, Белиз, Сейшелы, Невис, Лабуан (Федеральная территория Малайзии) и др.
Ряд государств, просто, не взимают общий корпоративный налог со всех видов юридических лиц, например, Багамские острова, Бермудские острова, Каймановы острова или Объединенные Арабские Эмираты. На Британских Виргинских островах и Джерси введен общий корпоративный налог по ставке 0%.
Другой категорией государств, которые предоставляют свои корпоративные решения являются юрисдикции с достаточно невысокой налоговой нагрузкой, например, Кипр, вступив в ЕС в 2004 году ввел для всех компаний единую ставку корпоративного налога в 10% (отменив при этом возможность создания освобожденных компаний, которые платили налог по специальной ставке 4,25%), другой низконалоговой юрисдикцией в Европе является Гибралтар (ставка корпоративного налога - 10%), аналогичную ставку налога имеет и Болгария. В Азии к таким странам относится Гонконг (16,5%) и Сингапур (17%).
Отдельную когорту занимают компании из высоконалоговых стран, таких как, Люксембург, Швейцария, Австрия, Швеция и до недавнего времени Дания. С 2013 года они получат нового конкурента за российский рынок в лице Латвии. Названные юрисдикции рассматриваются, как признанные специалистами, холдинговые юрисдикции (с их использованием структурируются система владения активами и оптимизируется дивидендная схема извлечения дохода).
Для ведения торговой деятельности часто привлекают нерезидентные компании из государств с территориальной системой налогообложения. Минусы таких компаний заключаются в том, что к ним, как правило, не применяются положения соглашений об избежании двойного налогообложения, что очень важно, когда существуют значительные налоги у источника (что устраняется путем введения в состав акционера нерезидентной компании резидентной компании того же государства).
Таким образом, офшор сейчас – это не государство, не компания, траст или фонд, а «ноу-хау», которое позволяет оптимизировать систему владения, контроля и управления группой активов, добиваясь путем использования особенностей той или иной юрисдикции эффективного снижения расходов, в том числе и налоговых. Поэтому можно говорить о том, что офшор переродился и получил новую жизнь как инновационное и эффективное средство развития частного бизнеса.
Здесь важно заметить, что офшор как система знаний сам по себе не имеет целью причинять ущерб интересам государства или частных лиц, чего нельзя сказать, конечно, наверное, о возможных эксцессах со стороны отдельных представителей бизнеса, которые готовы нести риск совершения и внеправовых действий.
Итак, заката нет, офшоры есть!
— Есть ли данные о том, как работает обмен информацией между Россией и иностранными государствами? Ведь существует стереотип, что достаточно создать иностранную структуру и налоговики никогда ничего не узнают.
— В настоящее время сложно дать какую-либо оценку перспективам эффективности обмена налоговой информацией. Судебной практике в России известно получение информации преимущественно по каналам Интерпола. Имеются случайные ответы иностранных налоговых органов по отдельным юридическим лицам, полученные вне правовых оснований для их предоставления.
Насколько известно, в структуре налоговой службы долгое время вообще отсутствовало подразделение, уполномоченное на внешние сношения. Известно, что сейчас в налоговом ведомстве проходит соответствующая подготовительная работа.
Со следующего года ожидается вступление в силу протокола к соглашению об избежании двойного налогообложения с Республикой Кипр, исполнение обязательств по которому должно стать основанием для исключения Кипра из российского списка офшоров.
Кипрские юристы уже сейчас предупреждают о том, что обязательства Кипром исполняться будут. Есть основания полагать, что в соответствии с положениями протокола может быть запрошена только обоснованная и индивидуализированная информация, не допускающая фишинга.
Однако уже сейчас можно свидетельствовать, что по ряду дел компетентные органы РФ для получения установочной информации используют каналы сотрудничества полицейских, следственных органов, и организаций по борьбе с отмыванием денежных средств, полученных преступным путем. Такого рода запросы имеют статус конфиденциальных, но они уже имеют место в ряде используемых российскими налогоплательщиками юрисдикций.
Также нужно упомянуть, что имеется практика привлечения правоохранительными органами РФ к сотрудничеству иностранных представителей профессионального сообщества, как это происходило по делу А. Бородина и Банка Москвы, что позволило своевременно для произведения ареста произвести поиск активов, и осуществить необходимые процессуальные действия.
— Как обстоят дела с применением у нас концепции фактического бенефициара и определение резидентства по месту управления? Приходит ли понимание у налогоплательщиков, что пора задумываться над этими вопросами?
— Можно констатировать, что все чаще сознательные заинтересованные лица с долговременным горизонтом планирования задумываются над обеспечением эффективного присутствия (effective substance) менеджмента иностранной компании в стране ее регистрации.
Положения практически всех соглашений об избежании двойного налогообложения предусматривают применение наиболее выгодной ставки налога у источника или даже налогового освобождения исключительно в отношении пассивного дохода, получателем которого выступает beneficial owner или в российской версии лицо, обладающее фактическим правом на такой доход.
Также необходимо обратить внимание заинтересованных лиц, что понятие «лицо, обладающее фактическим правом на доход» или «бенефициарный собственник» для целей международного налогообложения не всегда просто определить, поскольку в соглашениях оно отсутствует. В настоящее время государства активно используют по этому вопросу в своей практике комментарии к Модельной конвенции ОЭСР, которые периодически обновляются.
— Есть ли мода на низконалоговые юрисдикции? если да, что сейчас «модно»? Может России тоже следует аналогичными методами привлекать капитал в страну, создав офшор?
— Как таковой моды на какие-либо страны сейчас нет, как это было лет десять назад, когда покупки единственной компании могло быть и достаточно. Спрос определяется исключительно полезными свойствами страны регистрации компании, фонда или учреждения траста. Как правило, сейчас существует интерес к созданию групп компаний, которые позволяют осуществлять деятельность в различных географических регионах. В последнее время среди участников рынка отмечается повышенный интерес к Азии. Ряд профессиональных консультантов открыли свои дочерние компании в Гонконге.
Ранее можно было только увидеть названия «российских» провайдеров среди лицензированных зарегистрированных агентов на Британских Виргинских островах и Сейшелах. Теперь многие имеют свое присутствие и в ряде других юрисдикций. Лично я полагаю, что наличие связанных или аффилированных владением с неким «российским» провайдером иностранных зарегистрированных агентов лишь еще одно слабое звено в проектировании корпоративной защиты. Поскольку такой зарегистрированный агент уже не является независимым, а отсюда возможны и соответствующие риски.
Что касается возможности создания в России аналога офшорной зоны в современном виде международного финансового центра, то я считаю, что пока при существующих условиях это невозможно. Например, Гонконг смог получить такой кредит доверия только после того, как значительный интерес в нем был предоставлен лондонскому Сити. Конечно, сложно прогнозировать, чем закончится желание КНР иметь большее влияние в Гонконге. Пока есть гарантии на 50 лет с момента возврата Великобританией Гонконга в состав КНР в 1997 году.
— Какие требования необходимо предъявлять клиенту к своим зарубежным структурам? насколько важен выбор провайдера услуг по созданию и поддержки иностранных компаний?
— Для получения лучшего решения от специалиста клиент должен в мельчайших деталях иметь представление обо всех аспектах своего бизнеса. Нужно заранее знать то, что ты желаешь получить на выходе. Для клиента очень важно понимать, что разработка структуры – это очень трудоемкий процесс, без результатов которого сложно выбрать самые удобные юрисдикции, предложить конкретные и действительно необходимые правовые решения, и оптимизировать расходную часть. Правильная стратегия создания необходимой корпоративной архитектуры – является основой и залогом получения требуемых результатов.
Сейчас на рынке очень широко представлены предложения для приобретения иностранных компаний. Наверное, самой правильной рекомендацией будет необходимость всесторонней оценки клиентом конкретного специалиста и компании на предмет его компетентности, известности и истории нахождения на рынке. Если данная информация о таком специалисте или фирме не доступны, то рекомендации довольных клиентов также должны приниматься во внимание.
Российский налоговый портал обращает внимание посетителей на следующее: 26 ноября 2012 года пройдет онлайн-конференция, которая будет посвящена таким понятиям как: оффшорная компания, страна регистрации, «налоговые гавани». Наши эксперты ответят на все вопросы: как правильно выбрать нужную юрисдикцию, с помощью каких компаний можно купить оффшор, как не ошибиться с посредником, как правильно управлять компанией и какие проблемы могут возникать при этом, а также многие другие вопросы. Приглашаем посетителей задавать свои вопросы, которые мы принимаем до 25 ноября 2012 года.
Темы: Международное налогообложение  
- 05.12.2023 Кабмин Словакии хочет ввести 30% налог на прибыль банков
- 24.08.2022 Украина денонсировала соглашение об избежании двойного налогообложения с РФ
- 22.06.2020 Французский суд обязал российского предпринимателя Малкина выплатить 1,7 млн долл. налогов
- 04.10.2016 Зачем МСФО в России и кому оно нужно
- 08.02.2016 Европейские меры по борьбе с легализацией незаконных денежных средств
- 23.07.2013 Вокруг земли
- 06.08.2024 Письмо Минфина России от 18.07.2024 г. № 03-04-09/67255
- 14.06.2023 Письмо Минфина России от 29.05.2023 г. № 03-04-05/49212
- 31.01.2023 Письмо Минфина России от 27.12.2022 г. № 03-08-05/128285
Комментарии