
Аналитика / Налогообложение / Коучинг в бизнесе
Коучинг в бизнесе
Буквально несколько лет назад слова «коуч» и «коучинг» были знакомы очень небольшому кругу людей, которые либо работали, либо обучались в Америке или, может быть, в одной из стран Западной Европы. Оттуда коучинг как профессия и пришел к нам в Россию. Что такое коучинг и что нужно руководителю, чтобы стать коучем для своих подчиненных? Как сделать коучинг руководителя с подчиненным комфортным, а главное — положительно влияющим на достижение целей компаниии и сотрудника? Как сделать так, чтобы этот инструмент всегда приносил только положительные результаты?
20.04.2011Бухгалтерия.ruРуководство по распознаванию
Само слово «коучинг» (да и «коуч» тоже) в русском языке не имеет пока своего качественного аналога длиною в одно, всем одинаково понятное слово. Именно поэтому на вопрос «что такое коучинг» вы в 9 случаях из 10 услышите в ответ, что «коучинг – это не …»:
Коучинг - не психотерапия. Он сильно отличается от этого направления уже тем, что как следует из названия психотерапия – это лечение, работа с психо-травмирущими ситуациями, а не метод развития и раскрытия потенциала личности.
Коучинг - не консалтинг. Консультантов привлекают, чтобы получить экспертное мнение. Консультант выявляет проблемы и дает рекомендации, а иногда и осуществляет предложенные решения. Коучинг заключается в том, что и отдельная личность, и группа людей способны самостоятельно генерировать свои собственные решения, с помощью коуча
Коучинг - не тренинг. Тренинговые программы основаны на приобретении и отработке определенных навыков, нарабатываемых в программе. В коучинге же цели устанавливаются личностью или группой при помощи коуча. Тренер обычно следует установленной заранее программе, коуч - следует за клиентом, не имея под рукой строгого плана.
Если использовать язык метафор - коучинг всегда помогает прыгнуть «выше головы». Работая, и коуч, и клиент, как в спорте заряжены на то, чтобы выиграть не одно состязание, а весь чемпионат. Коучинг изначально заточен на желание победить.
Коучами рождаются или становятся?
Навыками коуча с большей легкостью овладевают те руководители, которые всегда проявляют подлинный интерес к другим людям (эмпатией) и обладают достаточной зрелостью (и жизненной, и профессиональной), а также с легкостью контактируют и выстраивают отношения с другими людьми. Потому что как коуч вы будете наиболее эффективным только тогда, когда будете искренним и естественным.
В той мере, в которой мы помогаем другим людям самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, выбирать свой путь, развиваться и расти, - мы для них являемся коучами, не зависимо от того, какие технологии, модели и инструментарий используем.
В той мере, в которой мы решаем за других, что они должны думать, что им следует говорить и делать, как им нужно жить – мы коучами не являемся.
Руководители в компании не всегда осознают, что коучинг является частью их роли, либо не понимают как его применять. А в действительности коучинг - важнейшая система навыков и умений, которыми руководитель просто обязан владеть, чтобы работать творчески. Зачем? Потому что люди работают лучше, производительнее, эффективнее и с большей отдачей тогда, когда о них заботятся. И забота об успехе другого в виде коучинга может мобилизировать все ресурсы человека на благо самого сотрудника и компании в целом.
Коучинг, прежде всего, – это качественные коммуникации и качественный диалог. Исходя из этого, основные компетенции коуча заключаются в следующих навыках.
Слушать
Все мы знаем разницу между словами «слушать» и «слышать». Но вы наверняка обращали внимание, что качество нашего «слышания» непостоянно и зависит от того, насколько нам интересно то, о чем говорят. В одни минуты наше внимание целиком приковано к говорящему, а в другие мы отвлекаемся. В нашей собственной голове так много всего – все мы ценим свои мысли и идеи, заняты своими предположениями и получаем удовольствие от собственных суждений, - что сложно выделить там место для кого-то еще.
Большинство из нас в тот момент, когда кто-то другой говорит, вообще не слушают, а готовятся говорить. Мы так и ждем, когда говорящий переведет дыхание, чтобы вставить свое слово, или пока он говорит - думаем над следующим вопросом (или подходящим ответом).
Чтобы услышать ‑ научитесь слушать!И не только слушать то, что человек произносит вслух, но и то, чего он не говорит! А чтобы развить способность слушать, я предлагаю вам использовать очень простое упражнение (простое, но иногда дается не легко): начните отмечать, когда вы не слушаете собеседника, и возвращайте свое внимание к нему.
Задавать правильные вопросы
Особое место в коучинге занимает умение задавать правильные, своевременные и подходящей остроты вопросы. Мне очень запомнилось достаточно меткое определение одного из моих коллег-коучей: «Коучинг - это исскуство задавать потрясающе-сильные вопросы». Вопросы - это вообще визитная карточка коучинга.
Преобладание вопросов в коучинге связано с тем, что вопросы развивают способность человека мыслить самостоятельно более эффективно, чем теоретическая и практическая информация. Вопросы углубляют понимание и пробуждают нашу осознанность. Именно в результате размышления над вопросом мы делаем самостоятельный, осознанный и взвешенный выбор.
…вопросы в коучинге должны быть открытыми, проясняющими и короткими…
Открытые вопросы предполагают достаточно развернутое содержание в качестве ответа (в отличие от закрытых с ответами: да-нет, и т.д).
Проясняющие вопросы максимально расширяют внимание. Такая категория вопросов помогает отвлечься от конкретной ситуации и контекста, и посмотреть шире и более укрупненно на обсуждаемую ситуацию.
Коротким вопрос должен быть для того, чтобы ваш собеседник мог держать его в своем воображении, пока ищет на него свой ответ. Вопрос не должен требовать большого усилия и концентрации, чтобы его запомнить.
Итак, вопросы позволяют нам работать абсолютно свободно и творчески в любой плоскости, в любом аспекте и в любом контексте. Они надежно помогают организовать мышление, коммуникации и взаимодействия.
Используйте хорошо известные вопросы Что? Как? Кто? и они помогут вам продуктивно работать и оставаться ориентированным на поиск решения и необходимых ресурсов.
Ответы, которые вы получите на эти вопросы, зададут направление для следующих вопросов.
Не рекомендую использовать вопросы, которые начинаются со слов «почему?» и »зачем?», потому что такие вопросы, как правило, подразумевают критику и провоцируют защитную реакцию.
Давать обратную связь
К сожалению, считается, что предлагать и давать обратную связь необязательно. Достаточно задать людям два вопроса, чтобы убедиться, что в большинстве компаний обратная связь никогда не осуществляется в полном объеме.
Первый: «Давали ли вы в последнее время обратную связь?», на который вам тут же ответят: «Да!». И второй вопрос: «А получали ли вы в последнее время обратную связь?», на который неизменным ответом будет: «Нет!».
Если задавать этот вопрос всем подряд, то можно предположить, что в компании все-таки есть один-единственный человек, который и получает всю эту обратную связь (только никто не знает как он выглядит и как его зовут). А если серьезно - это доказывает, что в компании, на самом деле, практически не существует никакой обратной связи.
Для нормального функционирования людям требуется обратная связь с окружающей средой, чтобы принять решение о том, как действовать дальше.Потому что, если у нас нет четкого представления о реальности - мы начинаем ее придумывать, а это не есть хороший способ прийти к правильному решению.
… для нормального функционирования людям требуется обратная связь с окружающей средой, чтобы принять решение о том, как действовать дальше…
Обратная связь не может быть ни негативной, ни позитивной. Это всего лишь данные, информация, наши собственные наблюдения или знания, которые при этом:
самого высокого качества;
эмоционально-нейтральные;
свободные от критики, суждений и интерпретаций.
Молчать
Молчание в коучинге – это настоящее золото. Особенность нашей современной жизни состоит в том, что тишина - большая редкость. Мы пропускаем через себя много информации, часами общаемся и все это в весьма стремительном темпе. Однако исследователями мозга доказано, что все наши гениальные идеи рождаются в расслабленном и спокойном состоянии. Именно на коуч-сессии, когда коуч замолкает после мастерски заданного вопроса, клиент имеет идеальную возможность сфокусироваться на важном и в тишине прийти к значимым для себя ответам.
Правила роста
Если коучинг обычно проходит в формате беседы, то каким образом ее проводить? В беседе есть определенная структура. Предлагаю одну из ключевых формул коучинга GROW - эмпирически созданный алгоритм поиска и выбора вариантов решения, продуктивный абсолютно в любом контексте (от бизнеса до жизненных ситуаций).
Итак, чтобы найти наилучшее решение, нужно поочередно исследовать практическую (проблемную) ситуацию вместе с подчиненным или коллегой (а может быть даже и с вашим непосредственным руководителем) по следующему алгоритму:
Шаг 1. Goal - расстановка целей
Спросите, что будет хорошим результатом вашего разговора (на ближайшее будущее, на долгосрочную перспективу):
Каковы наши цели? Чего мы хотим достичь?
Как ты считаешь, насколько это реалистично?
Какой результат ты будешь считать отличным?
Шаг 2. Reality - обследование реальности
Спросите, как обстоят дела сейчас по поиску решения, что уже предпринималось, какова реальность в данной ситуации:
Что происходит в данный момент?
Что ты сам думаешь обо всем этом?
Что ты предпринял в связи с этим?
Шаг 3. Options - список возможностей
Спросите, какие еще возможности или варианты решений видит (хочет увидеть):
Что ты можешь сделать, чтобы изменить ситуацию?
Какие еще есть возможности?
Что можно сделать лучше? Что еще? Как? Когда?
Шаг 4. Way - выбор варианта
Спросите, какой из вариантов интереснее выбрать, чтобы опробовать в действии:
Каким вариантам ты отдаешь предпочтение? Какой самый простой способ?
Что станет твоим первым шагом?
Каковы будут дальнейшие шаги?
Универсальность модели GROW заключается в том, что, во-первых, она как нельзя лучше подходит руководителю для реализации его ежедневных функций менеджмента - давать задание и спрашивать, а, во-вторых, такой алгоритм одинаково хорош как для работы в формате «один на один» (индивидуальный коучинг), так и для командной работы (групповой коучинг).
О пользе тренировок
Руководитель, который владеет навыком коучинга и умело использует его в своей работе, получает ни с чем несравнимое удовлетворение, когда люди под его опекой развиваются и достигают карьерных высот. Но этот инструмент действует лишь в умелых руках, только практика и тренировки помогут отточить этот навык.
В коучинге нет ничего мистического. Ему легко обучиться. Однако это нельзя сделать по книжке, точно так же, как нельзя по книжке научиться водить в машину, ездить на велосипеде или играть в гольф.
Как и любой навык, он требует практики. И если практиковаться целеустремленно, осознанно и ответственно, то вскоре можно стать опытным специалистом, свободно владеющим коучингом, и пожинать плоды.
Коучи разные важны…
Лайф-коучинг – индивидуальная работа с человеком, которая ориентирована на достижение баланса во всех жизненных сферах (улучшение качества жизни, личностный рост, здоровье, взаимоотношения).
Коучинг первых лиц (Executive-coaching, VIP-coaching) – персональная работа с первым лицом компании, направленная на максимально быстрое и эффективное достижение его целей в бизнесе, на повышение его личной и управленческой эффективности.
Бизнес-коучинг – работа с отдельными менеджерами и командами в целом в контексте компании и бизнеса. Направлен на организацию поиска максимально эффективных путей достижения целей компании и воплощение их в жизнь самими сотрудниками (подчинёнными).
Карьерный коучинг – помогает человеку определиться с долгосрочными карьерными планами - минимум на 1 год, а оптимально на 5-10 лет. Эта работа похожа на бизнес-планирование или сбалансированную систему показателей компании, но в применении к личному плану.
Спортивный коучинг – традиционно связан со спортом. У каждого серьезного спортсмена есть свой коуч, обычно такой же спортсмен, только постарше, в свое время добившийся успехов, хоть и не обязательно выдающихся.
Не хочу, не могу, не буду
(список самых распространенных заблуждений руководителей о коучинге, Джон Уитмор. Коучинг высокой эффективности. /Пер. с англ. - М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. - С. 168. Ил. ISBN 5-98397-003-8)
Люди не доверчиво относятся к любому новому подходу. Действительно, некоторые из них, возможно, именно так и отнесутся, особенно если коммуникация в вашей организации оставляет желать лучшего.
Они не поймут, что я делаю, и не будут мне доверять. Тот же самый комментарий.
На это уходит много времени — мне будет некогда проводить коучинг. Только от вас зависит, когда начать и когда закончить. Сегодня кажется, что просто дать сотрудникам указание гораздо быстрее. Но если они моментально его забывают, а вам приходится повторять все снова и снова и постоянно заглядывать им через плечо, что тогда быстрее?
Они хотят получать указания — им не нужна ответственность. Если людям никогда не предлагали взять на себя ответственность (ни родители, ни учителя, ни начальство), то сначала они будут ее бояться, как и всего нового. В глубине души большинство из нас жаждет ответственности отчасти потому, что она помогает нам оценить собственную значимость.
Я специалист в своей области, они уважают мои знания и рассчитываютна них. Ваши знания по-прежнему будут цениться; только использовать их вы теперь будете по-другому. Вам жалко что-то отдавать другим? Вы раздаете свои знания маленькими порциями, чтобы никто не смог, овладев ими и угрожать вашему положению?
Я уже использую коучинг в управлении, мне не надо ничего менять. Один из самых распространенных способов уклонения от изменений — заявить, что все уже именно так и делается. У таких людей обычно можно обнаружить какой-нибудь неполноценный вариант коучинга, завалявшийся на дне ящика рабочнго стола. Если хотите выяснить, как этот коучинг используется - спросите у своих подчиненных.
В этом нет ничего нового, я годами так делаю. Если вам свойственнен такой заносчивый ответ - значит точно не делаете!
Боюсь, у меня хорошо не получится. Без практики действительно не получится. На работе всегда встречаются люди и команды, с которыми работать легче, чем с другими. Начните с них, только обязательно объясните им то, что вы делаете.
Я собьюсь, не зная, какой вопрос задать. Этого не произойдет, если вы будете соблюдать золотое правило: слушать и следить за собеседником, следуя его интересам или направленности, тогда вы всегда будете знать, что спрашивать. Помните, ваша задача ‑ не давать указания, а развивать осознанность. И не выдумывайте ничего сверхсложного, весь процесс базируется на трех простых вопросах: ЧТО? КАК? КТО? будет делать и кто за что отвечать.
У меня не будет таких результатов, как сейчас. Не будет. Результаты окажутся гораздо лучше!
Если до сих пор все шло хорошо, зачем менять? Затем, что успех — как ваш личный, так и вашей компании, может зависеть от повышения эффективности исполнения и качества жизни на рабочем месте.
Я не верю во все эти новые «мягкие» подходы. Жаль. А вы пробовали хотя бы один из них?
Комментарии
По поводу всех новообразованных слов, включая и такие как "коучинг", есть одна старинная английская сказка, которая называется "Господин всех господ" (Сборник английских народных сказок "Как Джек ходил счастья искать", Государственное издательство детской литературы Миинстерства просвещения РСФСР, 1960 г.).
Не надо выдумывать ничего, что уже существует веками.
Живите проще. Занимайтесь бизнесом четно, без претензий на роль учителей. Никогда ещё торговцы (они же бизнесмены) не были теми, кто имел право называться Учителем.
Торговец - он и в Африке торговец: жуликоватый прохиндей.
Наталья Глухих - умеет слушать и слышать... гы....
Как часто так жизнь прикалывает и люди выбирают себе профессии созвучные фамилии...