Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Реструктуризация бизнеса: финансовые аспекты

Реструктуризация бизнеса: финансовые аспекты

Современные ситуации в стране и мире заставляют многие компании пересматривать свой «образ жизни». Как правило, основной причиной перестройки может быть или низкая эффективность деятельности, или высокая величина налоговой нагрузки. Также снижение, либо потеря управляемости и незащищенность активов. Порой причиной становится уязвимость и незащищенность собственников или отсутствие дополнительно-го инвестирования

08.04.2011
Бухгалтерия.ru
Автор: Ларионова И.В., директор департамента аудита и бухгалтерского сопровождения Юридическая фирма «Клифф»

Изменить «текущую жизненную ситуацию» и решить возникшие проблемы помогает реструктуризация бизнеса.

Она может понадобиться как проблемным, так и вполне успешным предприятиям, либо группе предприятий, т.к. своевременная реструктуризация позволяет:

  • улучшить экономические и финансовые показатели;
  • увеличить рыночную стоимость предприятия, либо группы предприятий;
  • привлечь долгосрочные инвестиции;
  • решить конфликты между отдельными подразделениями предприятия, либо между предприятиями, входящими в группу;
  • изменить распределение собственности и контроль над деятельностью.

Поэтому разработка системы учета мероприятий реструктуризации, с одной стороны, и совершенствование нормативного регулирования данных процессов, с другой, позволяет создать условия для эффективного и перманентного осуществления процессов реструктуризации предприятий.

Основные рекомендации в статье будут даны в отношении группы предприятий, т.к. решение вопросов и «перестройка» процессов в группе лиц процедура более сложная и длительная. И, как правило, требующая привлечения сторонних консультантов. А реструктуризация одной компании проходит гораздо легче, чаще всего силами собственников, топ-менеджеров и других специалистов компании.

Как показала практика, цели и задачи реструктуризации группы предприятий могут не отличаться от целей и задач одной компании. А для их решения возможно использование единых методов. Поэтому вполне возможно использование рекомендаций, приведенных в данной статье, и в процессе реструктуризации единичной компании.

Главный герой

Одним из главных специалистов, который обязательно должен участвовать в реструктуризации бизнеса должен быть финансовый директор компании, либо группы предприятий. Это связано с тем, что практически любые процессы в бизнесе облекаются в денежные потоки и величину налоговой нагрузки.

Финансовый директор должен принимать участие в разработке и утверждении организационно-экономической модели группы, и, в последующем, на базе организационно-экономической модели, организовать движение денежных средств в группе лиц, изменить порядок ведения бухгалтерского, управленческого учетов, а также порядок налогообложения.

В денежном потоке

Важным элементом реструктуризации является детальная проработка и моделирование денежных потоков.

Их можно подразделить на наличные и безналичные.

Основная цель организации денежных потоков:

  • полное и своевременное поступление денежных средств от покупателей и кредиторов;
  • своевременное и полное осуществление расчетов с поставщиками, подрядчиками, сотрудниками по з/пл, бюджетом;
  • своевременные и полные расчеты с прочими кредиторами и дебиторами (например, по кредитам и займам).

Организация денежных потоков также необходима и для того, чтобы собственник/ руководитель мог в любой момент принять правильное управленческое решение на основании достоверной информации о движении и остатках денежных средств. Таким образом, она должна быть проведена на высоком уровне.

…организация денежных потоков также необходима и для того, чтобы собственник мог в любой момент принять правильное управленческое решение…

Моделирование производится на основе организационно-экономической модели и включает в себя подробное описание всех денежных потоков по поступлению и выбытию денежных средств. При этом выявляются недостатки, которые могут повлечь за собой дефицит денежных средств.

Также на стадии моделирования вырабатываются мероприятия, направленные на снижение рисков дефицита бюджета денежных средств.

При моделировании денежных потоков необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  • при построении организационно-экономической структуры группы компаний исключить дублирование денежных потоков по одним и тем же хозяйственным операциям в компаниях группы;
  • наличие возможности перераспределения денежных потоков между компаниями группы;
  • использование высокоэффективных банковских систем для обслуживания в режиме он-лайн;
  • финансовое планирование движения денежных средств: ежедневное, еженедельное, ежедекадное, ежемесячное;
  • резервирование денежных средств;
  • ведение оперативного учета.

В процессе моделирования целесообразно разработать документы для оперативного учета наличия и движения денежных средств. Например, заявки на проведение платежей, реестры платежей, бюджеты движения денежных средств.

Учет по вкусу

Наряду с денежными потоками все бизнес-процессы находят свое отражение в финансовом учете, куда можно отнести управленческий, налоговый и бухгалтерский учеты.

Для эффективного управления деятельностью предприятия необходима система управленческого учета.

Управленческий учет - это идентификация, измерение, сбор, систематизация, анализ, интерпретация и передача информации, необходимой для управления какими-либо объектами. Ведение управленческого учета не является обязательным для предприятий и организаций и зависит от внутренних потребностей.

Он не имеет строгих процедур и формализации в представлении результатов. Он основан на использовании утвержденных методик формирования показателей финансово-хозяйственной деятельности.

Следует учитывать, что каждое предприятие имеет свои особенности, которые необходимо принимать во внимание при организации системы учета.

Проведение реструктуризации бизнеса позволит определить, выполняет ли свои функции управленческий учет в полном объеме. И изменить систему управленческого учета, если его данные не удовлетворяют требованиям в полном объеме.

Основные цели управленческого учета:

  • получение своевременной, полной и точной информации не только о будущем, но и о настоящем финансовом состоянии предприятия, группы предприятий;
  • эффективное управление ресурсами;
  • эффективное управление прибылью и размером дефицита/профицита денежных средств;
  • рост капитализации и определение инвестиционной привлекательности отдельных направлений хозяйственной деятельности;
  • укрепление финансовой дисциплины и подчинение интересов отдельных структурных подразделений интересам предприятия в целом и собственников ее капитала.

Кроме того, одной из задач управленческого учета является предоставление всей финансовой информации о движении денежных средств, финансовых ресурсах в форме, которую требует пользователь управленческой отчетности любого уровня.

Выбор форм отчетности

Наиболее часто встречающейся проблемой при постановке управленческого учета является выбор форм отчетности. Хотелось бы обратить внимание на то, что формы должны содержать максимум необходимой информации. Что будет являться максимумом - должны определить пользователи отчетности. В первую очередь – собственники, во-вторую – топ-менеджеры. Далее – прочие заинтересованные лица.

Имея определенный набор показателей для отчетности, возможна разработка форм, куда они войдут.

Далее необходимо определить, кто, когда и как будет заполнять формы. Процессом формирования занимается специалист по управленческому учету.

Для заполнения форм и оперативной обработки информации желательно использовать программный продукт по управленческому учету, но при выборе важно учитывать, насколько громоздко программное обеспечение, как устроен пользовательский интерфейс, есть ли возможность импорта данных из бухгалтерских программ и т.д.

…в качестве ERP-систем выбираются дорогостоящие программы, а порядок получения информации настолько усложнен, что приходится набирать большой штат специалистов...

В управленческом учете также важны и сроки подготовки отчетности, т.к. для принятия решения необходимы оперативные и достоверные данные. Отчетность может предоставляться ежедневно, еженедельно и т.д. Сроки подготовки отчетности также определяют пользователи информации.

Важным документом по итогу работы с управленческой отчетностью может стать «Регламент подготовки управленческой отчетности», который и отразит все указанные ранее требования и порядок их исполнения.

Таким образом, в процессе реструктуризации целесообразно произвести корректировки действующей системы управленческого учета, либо ее постановку. При этом важно учесть все аспекты: от выяснения потребностей пользователей управленческой отчетности до выбора программного продукта, специалистов, форм, сроков подготовки.

Ход конем

На практике у большинства компаний управленческий учет «оторван» от бухгалтерского, а иногда даже во главу угла ставится управленческий учет, а бухгалтерский становиться повинностью, которую неудобно выполнять. Поэтому, я хотела бы обратить внимание на то, что эти два вида учета можно сблизить и заимствовать данные бухгалтерского учета для управленческого учета. Это позволит, как минимум, сократить штат специалистов по управленческому учету.

… два вида учета можно сблизить и заимствовать данные бухгалтерского учета для управленческого - это позволит сократить штат специалистов по управленческому учету…

Поэтому в процессе реструктуризации одной из задач финансового директора может стать сближение и совместное использование данных бухгалтерского и управленческого учетов.

Ведение бухгалтерского учета, в отличие от управленческого, является обязательным условием практически для всех предприятий. И в бухгалтерском учете также находят отражение все бизнес-процессы предприятия, либо группы предприятий.

Бухгалтерский учет не только выполняет информационную функцию – обеспечивает всех заинтересованных пользователей достоверной информацией, но и наделен контрольной функцией с целью предотвращения отрицательных результатов деятельности предприятия.

Поэтому, при разработке организационно-экономической модели бизнеса необходимо учесть все планируемые изменения в деятельности предприятий, внести изменения и дополнения в учетную политику предприятия. Либо разработать новую при создании предприятия, проанализировать порядок ведения бухгалтерского учета и внести коррективы согласно новой модели, либо осуществить постановку учета согласно новой организационно-экономической модели.

Что делать?

Возвращаясь к сближению управленческого и бухгалтерского учетов целесообразно взять за основу бухгалтерский учет, разработать единые справочники доходов и расходов для бухгалтерского учета, управленческого учета, бюджетирования. В процессе разработки форм отчетности так же можно выработать единые формы, либо максимально их сблизить.

Сближение учетов позволит сэкономить время на подготовку отчетности и снизить потребность в специалистах для управленческого учета и бюджетирования.

В случае трансформации и консолидации отчетности группы предприятий по МСФО возможно сближение бухгалтерского учета с нормами МСФО.

В настоящее время Положения по бухгалтерскому учету РФ претерпевают значительные изменения, в основе которых лежат стандарты МСФО. Отдельные вновь введенные в течение 2009-2010 годов. Положения в значительной части заимствованы из МСФО.

Возможность применения норм МСФО предусмотрена Положением 1/2008 «Учетная политика организации» (Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н).

Пересмотр налогов

Проведение реструктуризации является хорошим поводом для пересмотра порядка налогообложения компании, снижения налоговых рисков и устранения налоговой неэффективности.

В процессе подготовки к проведению реструктуризации при построении организационно-экономической модели группы лиц для решения налоговых задач необходимо провести налоговое планирование. Далее, при внедрении налогового проекта «жизни» группы лиц лучше придерживаться положений налогового планирования.

В процессе необходимо рассмотреть существующий порядок налогообложения группы лиц и выявить зоны риска, так как снижение и предотвращение налоговых рисков позволит не только предотвратить потери денежных средств (финансовых ресурсов), но и увеличить чистую прибыль группы лиц.

На практике у многих компании существуют системные налоговые риски. Системными они являются потому, что возникают из года в год и не устраняются.

Причины системных рисков могут быть разные: низкий уровень квалификации специалистов, отсутствие контроля за изменением законодательства и арбитражной практикой по спорным вопросам.

При разработке новой организационно-экономической модели структуры группы лиц для снижения налоговых рисков можно рекомендовать проведение налогового Due Diligence, либо налогового аудита, которые позволят выявить и оценить риски, а также помогут избежать ошибок в налоговом планировании новой структуры.

…при разработке организационно-экономической модели структуры группы лиц для снижения налоговых рисков можно рекомендовать проведение налогового Due Diligence…

В процессе реструктуризации возможно устранение налоговой неэффективности. Здесь необходимо четко разграничить законные и незаконные схемы оптимального и эффективного налогообложения, т.к. незаконное оптимизирование налогообложения может повлечь за собой ответственность согласно законодательству РФ должностных лиц и собственников компании.

Знания - сила

В процессе планирования необходимо изучить действующие состав и структуру налоговой нагрузки. Обратите внимание на то, что при построении новой организационно-экономической структуры целесообразно учесть требования Приказа ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 22.09.2010) "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" (далее по тексту – Концепция). Там предусмотрены показатели эффективности деятельности, а также величины налоговой нагрузки, рекомендуемые налоговыми органами. В Концепции указаны основные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, которыми также целесообразно пользоваться в процессе налогового планирования.

Также в процессе налогового планирования возможно перераспределение налоговой нагрузки между предприятиями, входящими в группу.

Для проведения процедур налогового планирования возможно привлечение как собственных специалистов, так и внешних консультантов.

Рекомендации, приведенные в настоящей статье, носят универсальный характер и могут применяться как в крупном, так и в малом и среднем бизнесе. Сам процесс реструктуризации является достаточно сложным, требует сосредоточения усилий всех специалистов компании, а также непосредственного участия собственника. При умелом взаимодействии собственника и специалистов компании, а также внешних консультантов возможно достаточно быстрое и умелое решение задач по построению новой организационно-экономической модели и ее внедрению в жизнь.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться