Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Константин Гранков: «Отправлять расчет 4-ФСС лучше минимум за трое суток до окончания срока»

Константин Гранков: «Отправлять расчет 4-ФСС лучше минимум за трое суток до окончания срока»

Страхователи, у которых работает более 50 человек, обязаны сдать 4-ФСС за первый квартал 2011 года в электронном виде. До этого обязанность по сдаче электронной отчетности в ФСС была только у страхователей, имеющих более 100 работников. Это означает, что количество организаций и предпринимателей, сдающих электронные отчеты, увеличится в несколько раз. О том, как такой рост повлияет на процесс сдачи отчетности, и как свести возникающие риски к минимуму, рассказал руководитель направления «Отчетность в ФСС» федеральной IT-компании СКБ Контур Константин Гранков

06.04.2011
СКБ Контур

—  Константин, насколько, на ваш взгляд, велики шансы страхователей пройти эту отчетную кампанию без проблем?

— Сложности, к сожалению, вполне вероятны. Определенные риски заложены уже в самой технологии приема отчетности Фондом. Отчетность в налоговые органы приходит на приемные комплексы конкретных инспекций и нагрузка равномерно распределяется по ИФНС всей страны, а расчеты 4-ФСС направляются всеми страхователями на одну-единственную площадку – приемный шлюз портала ФСС. Если учесть, что многие организации подают сведения в последние дни отчетного периода, то станет ясно, какая невероятная нагрузка ложится на портал Фонда. Очереди в этой ситуации неизбежны. Кроме того, помимо увеличения количества организаций и предпринимателей, обязанных сдавать отчетность в электронном виде, есть и другие дополнительные факторы, которые в последние дни сдачи отчетности существенно увеличат нагрузку на приемный шлюз.

— Что еще может осложнить сдачу электронных отчетов в ФСС?

— Это новая форма 4-ФСС и, соответственно, новые форматы для сдачи электронной отчетности. Приказ, которым утверждена форма, вступает в силу 5 апреля. Понятно, что форматы не могут начать действовать раньше. Было бы логично до 5 апреля принимать отчеты по старым форматам, а с 5 апреля — по новым. Это обычная практика, скажем, для налоговых органов. Однако приемный шлюз ФСС сейчас настроен так, что сдать отчет по старому формату уже нельзя. Мы же в своей программе для сдачи отчетности в ФСС реализовали проверку и сдачу по новым форматам 5 апреля, так как не хотим вступать в конфликт с законом — ведь в этом случае проблемы могут возникнуть и у отчитывающихся через нас страхователей. Получается, что у страхователя, который пользуется для сдачи отчетности в ФСС специальным сервисом, встроенным в систему «Контур-Экстерн», останется только 10 дней на подготовку и сдачу отчета. Хотя если учитывать новый порядок приема отчетности, то надо говорить не о десяти днях, а всего о семи.

— То есть утвержденный в конце марта новый порядок приема 4-ФСС в электронном виде — это еще один фактор, который создаст страхователям сложности?

— Пожалуй, можно сказать и так. Порядок содержит одно изменение, которое улучшает положение страхователей. Но другое важное новшество перечеркивает положительный эффект. Поясню. Раньше по итогам обработки электронной формы 4-ФСС страхователь получал либо протокол о том, что отчет не принят, либо квитанцию о приеме. Протокол высылался, если обнаруживались ошибки двух типов: ошибки в форматах и ЭЦП;  а также ошибки в содержании расчета, когда не выполнялись контрольные соотношения. В любом из этих случаев страхователь получал протокол проверки,  отчет считался непринятым, а дата представления отчета устанавливалась по дате формирования квитанции о приеме отчета. Она формировалась, если в отчете не было ошибок ни первого, ни второго типа.

Теперь специалисты Фонда будут отличать ошибки первого типа от ошибок второго. Ошибки первого типа приведут к тому, что отчет будет считаться непринятым, а время сдачи отчета будет устанавливаться по дате поступления нового, исправленного отчета на шлюз Фонда. Если ошибок первого типа не обнаружено, то страхователь может получить одну из двух квитанций. Это будет либо квитанция о приеме отчета (высылается в случае, когда ошибок в содержании отчета не обнаружено), либо квитанция о получении расчета с ошибками (высылается, когда не выполняются контрольные соотношения). Дата сдачи отчета устанавливается по времени формирования любой из квитанций. То есть отчет, который прошел контроль, связанный с ЭЦП и форматами, но в содержании которого есть ошибки, будет считаться представленным.

— Это нововведение явно в пользу страхователей. А есть ли изменения, ухудшающие их положение?

— Да. ФСС вдвое увеличил время обработки отчетности. Если в файле будет обнаружена ошибка в ЭЦП или форматах, файл не будет считаться представленным. В этом случае время сдачи отчета будет устанавливаться по дате поступления нового, исправленного отчета на шлюз Фонда. Но если ФСС потратит на обработку отчета максимально возможное время — 48 часов, то о том, что надо выслать исправленный отчет, страхователь узнает только спустя двое суток после отправки первого отчета. Раньше максимальное время на обработку составляло 24 часа. Поэтому электронный отчет в ФСС следовало отправлять минимум за двое суток до крайнего срока. Первые сутки — на ожидание результатов обработки отчета, вторые — на подготовку и отправку нового отчета. А теперь начинать отправку отчета лучше минимум за трое суток до окончания срока.

— В ситуации с фиксированием времени отправки отчета ничего не изменилось?

— Увы, нет. Если шлюз не будет работать, как это случилось в январскую отчетность, страхователь просто не сможет загрузить отчет и получить какую-либо отметку о времени его предоставления. Мы неоднократно высказывали предложение передать спецоператорам функцию независимого арбитра, который по аналогии с отправкой отчетности в ИФНС устанавливал бы время сдачи отчета. Однако официально ФСС на это так и не пошел.

— Но есть какие-то неофициальные договоренности?

— Их пока тоже нет. Однако наша компания направила в ФСС письмо, где спрогнозировали описанные выше проблемы. В конфликтных ситуациях мы предложили ФСС обращать внимание на отметку о времени загрузки отчета, которую получают абоненты «Контур-Экстерн», отправляющие отчет через встроенный в систему специальный сервис. Если приемный шлюз будет работать с задержками, страхователю не придется самостоятельно «стучаться» туда, достаточно загрузить отчет через сервис «Отчетность в ФСС» в системе «Контур-Экстерн». Сервис ставит отчеты «в очередь» и сразу после разгрузки приемного шлюза автоматически размещает их там. Страхователь получает квитанцию с сервера СКБ Контур, где зафиксирована даты загрузки отчета на наш сервер. При нынешней схеме приема отчетности мы только так можем защитить своих абонентов. Очень надеемся на понимание — ведь сотрудники ФСС тоже отлично осознают, насколько эта отчетность будет тяжелой.

— Что можете посоветовать тем, кто сдает 4-ФСС в электронном виде?

— Во-первых, начать отправку отчета не позднее 12 апреля. И, во-вторых, всем абонентам системы «Контур-Экстерн» я бы настоятельно рекомендовал воспользоваться сервисом для отправки отчетов, тем более что он без дополнительной оплаты доступен абонентам почти всех тарифных планов. По всем возникающим вопросам пользователи могут обращаться в сервисные центры СКБ Контур.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться