Алексей Коршунов: «Теперь подключить организацию к системе сдачи электронной отчетности можно онлайн»
Сдача электронной отчетности через интернет имеет свои преимущества. Однако есть у нее и свои недостатки: высокая стоимость и сложность подключения. Обе проблемы, как рассказал Taxpravo.ru генеральный директор компании «БухСофт» Алексей Коршунов, наконец-то решены. Руководителю организации теперь не нужно приезжать в удостоверяющий центр или устанавливать программы на компьютер
21.03.2011Российский налоговый портал— Компания «БухСофт» активно развивает направление онлайн бухгалтерии. Расскажите, чем она отличается от обычной?
— Сервис, разработанный нами, – это наше представление о будущей бухгалтерии, в которой не будет бухгалтерских программ, скачиваемых и устанавливаемых на компьютер. Заходя прямо на сайт, бухгалтер может вести складской учет, расчет заработной платы, бухгалтерский и кадровый учет, автоматизировать отдел продаж. Причем этот сервис может быть полезен не только бухгалтерам, но и менеджерам, кладовщикам. И самое главное, после заполнения электронной отчетности, ее можно отправить через интернет.
Преимуществ у этой системы несколько. Во-первых, пользователю не надо ничего скачивать и обновлять. Это немаловажно, поскольку в период изменений законодательства бухгалтеру приходится это делать постоянно. Во-вторых, этот сервис позволяет работать с разных компьютеров. Бухгалтер может работать как дома, так и на работе. В-третьих, общение с разработчиком становится значительно удобнее и быстрее за счет обращения за поддержкой через этот же сервис. Любые вопросы решаются гораздо мобильнее. В-четвертых, использование онлайн сервиса позволяет сложить с себя некоторую часть работ, связанных с обеспечением соответствия бухгалтерской информационной системы требованиям законодательства о защите персональных данных. На первый взгляд, может показаться, что слабость как раз в том, что сервис предоставляется через интернет, однако это не так. Он аттестован по второму классу защиты персональных данных. А вот большинство бухгалтерий, особенно малых и средних компаний, как правило, совершенно не учитывают требований закона.
— Думаю, многих волнует вопрос о безопасности и сохранности данных. Останется ли информация, которая будет храниться в интернете, конфиденциальной?
— Мы проектировали и разрабатывали наш сервис с учетом необходимости обеспечить конфиденциальность и сохранность информации, обрабатываемой нашими пользователями. В силу этого в сервис заложен ряд элементов, которые в настольных системах часто просто отсутствуют. Например, размещение оборудования в специально предназначенном дли этого охраняемом помещении, куда подведены многократно резервированные кабели электропитания и связи, резервирование устройств хранения данных, периодическое резервное копирование. Для обеспечения конфиденциальности информации применяется также и ряд мер защиты от несанкционированного доступа.
— Что из себя представляет онлайн сервис?
— Сейчас он состоит из пяти блоков. Первый блок – складская часть – предназначен для менеджеров продаж. В нем также можно выставлять счета. Второй блок – бухгалтерский учет. Это раздел для бухгалтера, который позволяет организациям и предпринимателям, находящимся на упрощенной системе налогообложения, вести проводки, формировать оборотно-сальдовую ведомость и др. Третий блок – зарплата и кадры. Это самостоятельный раздел, в котором может работать не только бухгалтер, но и другие пользователи. Четвертый блок – формирование отчетности. Мы его выделили отдельно. Можно не пользоваться всем сервисом, а лишь вбить нулевую отчетность, сформировать файл и подать в налоговую.
И, наконец, пятый блок, который начал работать лишь несколько недель назад, – отправка электронной отчетности. Этот раздел разработан нашей компанией совместно с коллегами из ЗАО «Калуга Астрал» – удостоверяющим центром, который осуществляет непосредственно отправку электронной отчетности. Вместе мы разработали, на наш взгляд, гениальную идею, как подключить организацию к электронной отчетности, чтобы ее руководитель не приезжал в офис за электронной цифровой подписью и не устанавливал на свой компьютер дополнительное программное обеспечение в виде криптозащиты.
Сейчас существует три проблемы, связанные с получением ЭЦП. Это невозможность подключения онлайн, потому что директор должен приехать лично в центр, получить подпись. Кроме того, это сложные криптосервисы. Их практически невозможно установить самостоятельно, необходимо вызывать специалиста для установки. К тому же, они постоянно мешают работе других программ на компьютере. Третья проблема заключается в том, что удостоверяющий центр может выдать ЭЦП только компаниям, расположенным в их регионе. Все три главные проблемы мы успешно решили с помощью нашего сервиса.
— Как вам это удалось? Каким образом работает технология?
— Руководитель или бухгалтер, которому руководитель передал это право, вместо того, чтобы приехать в удостоверяющий центр, идет к нотариусу и доверяет удостоверяющему центру разместить его ЭЦП в защищенной ячейке удостоверяющего центра. Таким образом, удостоверяющий центр не выдает ЭЦП при личном контакте, а предоставляет к ней доступ. Пользователь не видит ее, но использует в момент совершения юридически значимых действий, например, отправки электронной отчетности. Доверенность выдается на три года. Как только доверенность получена, мы открываем доступ к сервису, и получатель, набив отчетность прямо на сайте или в программе на своем компьютере, может отправить ее, автоматически подписав своей ЭЦП.
Мы также установили дополнительные возможности защиты, например, привязав ЭЦП к мобильному телефону. Подав команду на отправку отчета, пользователь на мобильный телефон получит sms-сообщение с паролем, который нужно ввести для подтверждения операции. Фактически отчетность будет отправлена только после ввода пароля. На следующий отчет пароль будет уже другим – старый не подойдет.
— А если кто-то незаконно получит к серверу доступ и отправит отчетность вместо представителя компании?
— Допустим, произойдет необъяснимый форс-мажор и кто-то, получив абсолютно все сведения, включая одноразовый пароль, сможет отправить отчетность. Ответственность за это не предусмотрена. Поэтому мы считаем нашу систему более чем безопасной. А удобства и преимущества налицо. Единственное, что требуется – поход к нотариусу с уже готовым текстом доверенности. Кроме того, этот сервис позволяет не нарушать закон в виде передачи подписи от руководителя к бухгалтеру, а дает возможность оформить это официально.
— Чем отличается ваш сервис от тех, что предоставляют конкуренты?
— «Контур-Экстерн» впервые использовал идею подавать отчетность через интернет посредством сервера спецоператора, не устанавливая программу на компьютере клиента. Однако все равно требуется установить на компьютер криптозащиту (технология «тонкий клиент»), получить лично и использовать ЭЦП. В нашем же случае ничего устанавливать и лично получать не надо.
— Какова стоимость отправки электронной отчетности по интернету?
— Стоимость модуля отправки электронной отчетности в год составляет 2938 рублей. Для регионов – это нормальная цена, для Москвы – революционная. В любом случае, гораздо ниже обычного предложения. 138 рублей стоит ЭЦП. Оставшиеся 2800 рублей – это выручка компаний «БухСофт» и ЗАО «Калуга Астрал», которые являются соразработчиками сервиса и отвечают за его нормальную работу и актуализацию. Причем это не демпинг. Себестоимость услуги, действительно, невысокая. После того, как пользователь высылает нам комплект документов, мы подключаем его к сервису, и он может моментально начать им пользоваться.
— Если говорить о других сервисах, разработанных «БухСофтом», какова их стоимость?
— Цена онлайн-сервиса отдела продаж и складского учета составляет 3900 рублей в год. Объем возможностей, которые в него заложены, может быть использован крупными компаниями. Это довольно функциональный модуль, позволяет работать с биржевыми площадками, Яндекс-маркетом.
Остальные сервисы (зарплата, бухгалтерия, отчетность) пока бесплатны, поскольку находятся на стадии развития. Но, несмотря на это, они позволяют формировать бухгалтерские документы, печатать платежки, вести кассовые документы, формировать оборотно-сальдовые ведомости по итогам за любой период, рассчитывать сотрудникам зарплату и налоги, печатать платежные ведомости. То есть минимальный пакет данных для небольшой организации в ней уже есть. Это базовые возможности, которые мы будем развивать в течение 2011 года.



