Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Критерии добросовестности ФНС - теория и реальность

Критерии добросовестности ФНС - теория и реальность

ФНС рекомендует организациям самим определять добросовестность контрагентов. Но фирмы с одинаковой спецификой работы и названиями так похожи друг на друга, что определить среди них неблагонадежную достаточно сложно. Ирина Голова узнала, на основе каких критериев бухгалтеры делают выбор

12.01.2011
«Расчет»
Автор: Ирина Голова

Сотрудникам компаний перед заключением контрактов приходится проводить собственное расследование. Чтобы помочь им, налоговая служба разработала рекомендации, которые изложены в Приказе ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@. При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки контрагента: отсутствие личных контактов руководства компании-поставщика и покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров; подтверждения полномочий руководителя фирмы-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность; отсутствие подтверждения полномочий представителя контрагента, документов, удостоверяющих личность; отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о его складских, производственных, торговых площадей.

Визитная карточка

Сайты для оценки деятельности фирм были выбраны не случайно, они дают первое впечатление о деятельности организации, и зачастую – последнее, если не содержат необходимой информации или очевидную и заведомо ложную. Респонденты, участвовавшие в нашем опросе, отметили, что именно с веб-страницы компании начинают анализ добросовестности контрагентов. «Я смотрю на наполнение сайта — чем больше информации, тем лучше. Обращаю внимание, где находится офис, обязательно звоню туда, чтобы проверить, отвечают ли на телефон, замечаю, как со мной общаются. Если на сайте есть вакансии и фото генерального директора, то я почти им верю. А уж если лицензия, то я точно готова работать. Я прекрасно понимаю, что это неправильный подход, но в своей организации я единственный бухгалтер и у меня просто нет времени выяснять что-то более подробно», — говорит Ольга Ильина, бухгалтер рекламной компании, Москва. Наличие сайта само по себе не убеждает специалистов в надежности компании, что именно анализируют бухгалтеры, заглядывая на интернет-страницу компании? «Еще недавно одним из критериев добросовестности фирмы было наличие в интернете ее сайта, а так же его продвижение. Чтобы определить, насколько фирма надежна, следовало зайти в интернет и найти ее через поисковик. Но сегодня это уже не так актуально, потому что фирмы-однодневки появляются в сети в большом количестве. Следует смотреть не только на наличие сайта в принципе, но и на его наполнение. Минимум информации,  в прайсах не указаны цены, нет перечня компаний, с которыми организация сотрудничает — все это говорит о том, что мы имеем дело с «однодневкой». Неполные контакты тоже говорят о том, что иметь дело с этой фирмой не стоит. Также хорошо, если на сайте представлены вакансии. У двух страниц, которые представлены для опроса, довольно серьезные ресурсы, со ссылками на статьи о них, перечнем компаний, которые с ними работают, историей фирмы, большим количеством информации. Разумеется, не стоит целиком доверять интернету, проверять надо все. Я думаю, что мало кто будет делать заказ ориентируясь только на сайт в интернете», — считает Елена Никитина, бухгалтер строительной компании, Москва.
Оценке бухгалтеров подвергается информация, на которую другие специалисты не обратят внимания. «На сайте представлены грамоты и благодарственные письма, не содержащие синей печати, что заставляет задуматься об их происхождении. Публикации не имеют ссылки на первоисточники. Это может наводить на мысль о правомерности использования данных и о возможной попытке сознательно ввести в заблуждение», — отмечает Александр Калмыков, государственный служащий Федеральной службы по финансовым рынкам России, Москва. Также серьезному анализу подвергаются новости и сообщения об участии в выставках. Эта информация дает представление о направлении развития компании и ее заслугах, умении представлять свой продукт на суд посетителей всевозможных ярмарок, а главное, присутствие на таких мероприятиях – это деятельность на виду, не сложно проверить, действительно ли компания есть среди участников или только приписала себе эту заслугу. 
«Один из сайтов мне не понравился, потому что содержал минимум информации, к тому же при переходе со страницы на страницу, все время выдавал ошибку. Если ресурс принадлежит работающей организации, она за ним следит и не допускает таких ошибок. Из предложенных сайтов – четвертый показался мне принадлежащим надежной организации, есть и контакты, я с ними связалась и мне ответили на все интересующие вопросы. Последний сайт не переходит на русский язык. Может быть он и настоящий, но к нему мало кто обратится», — считает Ольга Гусева Ольга, эксперт-аналитик  ЗАО «ОВИОНТ ИНФОРМ».

Открытый источник

Какая информация по мнению бухгалтеров при оценке добросовестности контрагента действительно заслуживает внимания? Далеко не все интересующие сведения находятся в открытом доступе, но все же их достаточно много для того чтобы провести быстрый анализ, прежде чем обращаться в организацию и запрашивать документы. Самый легкий критерий и обязательный по мнению большинства опрошенных нами бухгалтеров – контакты организации. В оценке представленных нами сайтов респонденты обзвонили организации и установили, какие из них выходят на связь, а в каких телефон молчит. На практике же, как отмечают наши комментаторы, для проверки достоверности сведений они часто заезжают в офис организации или просят кого-то из сотрудников фирмы заглянуть к потенциальному контрагенту и убедиться, что офис находится по указанному адресу. При оценке сайта, многие специалисты говорят, что доверие у них вызывают страницы с несколькими адресами, когда фирма указывает кроме офиса, склады и магазины.
Указание реквизитов компании заранее вызывает у бухгалтеров уважение к организации, так как является признаком того, что контрагент настроен на сотрудничество. Кроме того доверие основано на том, что по реквизитам, при желании, можно проверить организацию, сделать запрос в налоговую, которая подтвердить есть ли у данной фирмы движение по счетам или нет.
Также положительные отзывы получают компании, у которых на сайте представлены документы: лицензии, свидетельства о регистрации, сертификаты, грамоты и благодарственные письма. Кроме того список клиентов компании дает возможность понять с кем она сотрудничает и без особого труда проверить эту информацию и получить рекомендацию.
Среди информации, которую не сложно найти при простейшей проверке контрагента на добросовестность, многие отмечают рекомендации отзывы клиентов, которые размещены не на основном сайте компании, а на профильных ресурсах, где специалисты обмениваются информацией, как позитивной, так и негативной. В особенности это работает, если речь идет о компании, которая довольно давно находится на рынке и накопила достаточный список клиентов, готовых поделиться «впечатлениями» о сотрудничестве.
Большое значение имеет «стаж» фирмы на рынке. «Я смотрю  как долго работает компания. Опять-таки ориентироваться следует не на две строчки в информации на сайте, где рассказывается, что фирма на рынке уже 15 лет Лучше попросить предоставит соответствующие документы, которые это подтверждают», — комментирует Светлана Рощина, бухгалтер полиграфической компании, Нижний Новгород. Если бухгалтер делает экспересс-анализ и времени на запрос документов нет, а компания заявляет о том, что работает уже давно, можно посмотреть о ней информацию в интернете, крайне редко достойная и давно существующая организация не оставляет о себе никаких следов, по датам сообщений видно, с какого периода компания начала свою деятельность, а зачастую можно узнать таким образом и о вехах ее развития.

Свои методы

Большинство специалистов для оценки рисков компании разрабатывают собственные методики определения добросовестности контрагентов, которые позволяют быстро установить, можно ли работать с данной организацией.  «Для того, чтобы увидеть, как работает компания, нужно хотя бы два последних баланса, желательно с расшифровкой дебиторов и кредиторов. А так же комплект учредительных документов, договора аренды на юридический и фактический адрес. Кому скрывать нечего, те предоставят, причем некоторые изначально вывешивают эти данные в информации о компании. Кто-то не хочет предоставлять эти документы на общее обозрение, но в любом случае покажут возможным клиентам по их просьбе. Если компания отказывается предоставить подобные документы, то считаю, что работать с ними не стоит. Так же, на мой взгляд, полезно встретиться в руководителем. Для меня личность руководителя является одним из определяющих факторов, хотя здесь тоже не угадаешь», – советует Светлана Рощина, бухгалтер полиграфической компании, Нижний Новгород.
Очень многие специалисты оценку полученных сведений доверяют налоговому ведомству, причем при отсутствии хорошо налаженных контактов можно свериться с базами данных. «Если не видно отчетов по которым можно чётко определить ликвидность и состояние фирмы, то по крайней мере обязательная информация это ИНН, ОГРН и юридический адрес, при наличии этих данных через налоговую базу можно узнать по крайней мере соответствие предоставленной информации», – бухгалтер Елена Пивоварова, Самара. Сегодня ФНС запустила достаточно большое количество электронных сервисов, в том числе через интернет можно получить выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, что тоже может помочь бухгалтеру при проверке добросовестности контрагентов.

Рекомендации налоговиков

При сравнении методик оценки рисков бухгалтеров с рекомендациями ФНС, можно сделать вывод, что совпадает только проверка адресов организации, в остальном специалистам, которые решили проверить контрагента перед заключением контракта, удобнее пользоваться учредительными документами, фактами, которые подтверждают, что компания работает и оказывает услуги своим клиентам. «У нас был опыт, когда компания, заключая с нами договор, попросила документы согласно рекомендациям ФНС, наш финансовый отдел сказал, что это слишком и вполне достаточно того перечня, которым организации обмениваются обычно для подтверждения своей надежности: сертификатов, свидетельств. Поэтому попадая в оборотную ситуацию, когда такие документы запрашивают уже у нас, мы не очень этому рады», — уверяет Ольга Гусева, эксперт-аналитик  ЗАО «ОВИОНТ ИНФОРМ». Это подтверждает и другой наш респондент, юрист Геннадий Андрющенко, Москва: «Перечисленные критерии самостоятельной оценки рисков — это то, что должно быть в идеале. Но на практике проверять подобным образом каждую компанию невозможно, да и не все, даже реальные фирмы, будут предоставлять эту информацию, скорее они откажутся от заказчика, особенно нового, испугавшись пристального интереса».
Получается, что критерии оценки ФНС не вписываются о общепринятые бухгалтерами механизмы проверки и вызывают недоумение и отторжение, как со стороны продавца, так и со стороны покупателя.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться