Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / На что меняем Гражданский кодекс?

На что меняем Гражданский кодекс?

Гражданский кодекс хотят поменять. Совет при Президенте по кодификации подготовил и опубликовал поправки. Первый вопрос, который у меня возник, — зачем меняем? И, конечно, второй — на что меняем?

29.11.2010
газета "Ведомости"
Автор: Андрей Гольцблат

Поправки касаются практически всех разделов, начиная с корпоративных отношений, заканчивая международным частным правом. Добросовестно прочитав все, что предлагается, ответов на свои вопросы я не получил. При всем моем уважении к колоссальной работе, которая была проделана, я не ощутил единой концепции предлагаемых изменений и не до конца смог разобраться, как эти поправки помогут бизнесу, что, как мне кажется, сегодня крайне важно для России. Я всегда считал и считаю, что российское право должно быть инструментом регулирования отношений бизнеса, как минимум не в меньшей степени, чем английское законодательство, повсеместно практикуемое как нашими, так и иностранными компаниями.

При создании компаний или проведении сделок по слияниям и поглощениям английское право удобнее, с этим не спорит сегодня никто. Наши российские ООО-шки, став привлекательным активом для покупки, вынуждены передвигаться на территорию Кипра, с тем, чтобы реализовать договоренности с покупателями об опционах, отложенных платежах, гарантиях и заверениях и т.д. и т.п. Покупатели не хотят использовать российское право по тем же причинам. Про место рассмотрения споров вообще отдельная история.

Дело не в налогах, а в исполнимости и реализации договоренностей сторон. Право должно максимально обеспечить реализацию коммерческих договоренностей. Провозглашенная в нынешней редакции кодекса свобода договора в поправках не только не реализована, но и в некоторых случаях сужена. Свобода договора должна быть настолько максимальной, насколько она не входит в противоречие с основами правопорядка, публичными интересами и нравственностью.

Мы потратили огромное количество сил и энергии, чтобы появилась статься об акционерных соглашениях. Казалось бы процесс пошел, надо лишь не останавливаться и раскрепощать наше российское законодательство дальше. Но новые поправки как то остужают пыл. Жестко закрепляется правило пропорциональности голосов долям в уставном капитале, что противоречит уже существующим более либеральным правовым нормам. Сделки, совершаемые под условием, в силу предлагаемой редакции статьи 157 ГК становятся более рискованными и проблематичными.

Конечно, самое интересное — это обязанность юридического лица, зарегистрированного на территории иностранного государства, предоставляющего льготный режим налогообложения, раскрывать конечных бенефициаров. То, что законодательно теперь признается возможность быть в таких юрисдикциях, это, наверное, хорошо. Но вот если компания не раскроет конечных бенефициаров, то и деятельность в России, вроде как, она вести не сможет. А с другой стороны тут же предусмотрены последствия нераскрытия, которые самой этой деятельности никак не препятствуют. Если компания не раскрыла бенефициаров, то все, кто так или иначе мог выступать от имени компании, должны будут солидарно отвечать по обязательствам самой компании. Другими словами, компания «А» на Кипре должна компании «Б» в России, и если первая не раскроет бенефициаров в России, то вторая может потребовать исполнения обязательств от менеджеров компании «А» на основании того что компания «А» не выполнила административную обязанность по раскрытию (“депонированию” в терминологии законопроекта) бенефициаров. Это неисполнимо в существующем правовом пространстве России. Таким образом, требование о раскрытие никак не угрожает собственникам таких компаний.

Вообще, какую цель преследует это статья? — всех на карандаш, увеличить налоговые поступления? Думаю, что все, кто хотят жить спокойно, давно платят налоги в России от дивидендов своих оффшорных компаний.

На мой взгляд, эта статья еще больше создаст проблем российскому бизнесу. Появится дополнительный коррупционный рычаг у власти. Никто не будет переводить немедленно компании из оффшоров, пока в России не будут созданы аналогичные удобные условия ведения бизнеса, совершения сделок и, конечно, безопасности бизнеса. А поправки, с одной стороны, сужают возможности российского права, а с другой — создают некомфортность использования иностранного права.

Международный Финансовый центр не сможет эффективно функционировать при отсутствии удобных и эффективных правовых институтов.

Надеюсь, что бизнес сообщество и практикующие юристы будут иметь возможность быть услышанными в дальнейшей работе над этим бесспорно важным и нужным документом.

Разместить:
Козлобродов
1 декабря 2010 г. в 7:30

Такое ощущение, что все юристы сплошь оберегают интересы "бизнеса", чтобы там ни происходило.

О человеке надо думать прежде всего. О его правах и, конечно, о его обязанностях.

Что такое бизнес ?! Это, прежде всего деятельность конкретного человека (одного или в группе), направленная на получение прибыли. Вполне естественно, что для того, чтобы получить прибыль, иметь право на прибыль, надо исполнить некоторые обязанности.

Никто из юристов не говорит об ответственности бизнеса, прежде всего, перед потребителями и работниками, безусловно, перед контрагентами и, конечно, перед государством.

Стоило только заговорить (на уровне законопроекта) о введении требований к минимальному размеру капитала, как вся свора юристов-прихвостней заголосила о том, что малый бизнес погибнет. НЕ ПОГИБНЕТ !!!

Если бизнесмен не желает гарантировать интересы кредиторов (потребителей, работников, поставщиков, государства) определённой суммой капитала, то он гарантирует эти интересы всем своим имуществом, прекратив вести бизнес через юр. лицо, занявшись бизнесом в качестве ИП.

Или все наши бизнесмены должны быть повально освобождены от ответственности ?! И только в этом случае они могут вести дела ?! В иных же случаях их бизнес становится, согласно логике возгласов юридической братии, не рентабельным !

Что это за бизнес такой, прибыль в котором зарабатывается исключительно благодаря обману кредиторов и неисполнению обязанностей перед ними ?!

Немного, может, не по теме, предложенной автором, но противно слушать о том, что бизнес нуждается в некоей опеке. Смотрите ст. 2 ГК РФ, в которой дано чёткое определение того, чем является предпринимательская деятельность - САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ деятельность на СВОЙ РИСК.

Пусть бизнес сам заботится о своих интересах. А юристам есть о ком позаботиться.

Фермер
2 декабря 2010 г. в 16:06

Поправки в ГК РФ абсолютно не дают ясности и не регламентируют семейный бизнес. Это очень важная сфера требующая регулирования не только СК РФ. Должны быть законодательные нормы создания, существования, деления, реорганизации семейного бизнеса. Как действующий ГК РФ, так и предлагаемые поправки к нему не описывают все возможные варианты участников: единолично(Индивидуальный предприниматель), граждане состоящие в родстве свойстве (Семейное общество), граждане не состоящие в родстве (Общество граждан комерческое, общество граждан кооперативное, Общество граждан некомерческое, Общество граждан общественное, Общество граждан политическое).

ГК РФ как действующий так и предлагаемые поправки к нему не дают чёткого определения комерчекой и не комерческой деятельности. Для микро бизнеса эта категория очень важна. Необходимо дать законодательное определение категориям деятельности: личная (н-р, работа на своём приусадебном участке, ремонт своими силами своего автомобиля, строительство своими силами дома и т.д), ремесленная (н-р, осуществление услуг по ремонту обуви своими силами без привлечения наёмных рабочих и приобретением основных средств необходимым для выполнения этой услуги, оказание услуг по прополке огорода и т.д.), коммерческая (с привлечением наёмных рабочих).

Как действующий ГК РФ, так и поправки к нему не определяют понятий "производитель", как производящий товар и "предприниматель", как торгующий товаром.

Нет этих простых понятий отсюда и получается, что ГК РФ написан только для крупных ООО, а мелочёвка типа: ремесленников, семейных фермерских хозяйств остаются неурегулированными. Им постоянно приходится доказывать, что они не "верблюды", что они не относятся к той или иной категории, потому что их всех отнесли к непонятной, ничего не выражающей субстанции "индивидуальный предприниматель". Если одного человека занимающегося торговлей можно отнести к этой категории, то какой индивидуальный предприниматель "крестьянское хозяйство", которое семьёй занимается производством сельскохозяйственной продукции. Во первых он никак не индивидуальный, а во вторых какой он предприниматель если он производитель. Не имея законодательной градации вариантов участников бизнеса, государство не имеет возможности экономическими методами эффективно стимулировать развитие его отдельных секторов.

Вобщем как настоящий ГК РФ так и поправки к нему обслуживают только несколько тысяч едениц крупного бизнеса и абсолютно не регламентируют миллионы малых.

Пенсионер
2 декабря 2010 г. в 18:33

Сначала изменим ГК,это пробный шар, затем начнем изменять конституцию. Ведь лишили же нас права голоса,а Путин говорит,что мы кого-то выбирали. Никого не выбирали,все сами себя выбрали,как было в "СОВКЕ".

Козлобродов
24 декабря 2010 г. в 14:24

Товарищ, Пенсионер, о чём, это, Вы ?

ГК регулирует сферу имущественных отношений. И если поправки направлены на то, чтобы, как в Европе, гарантировать интересы кредиторов некоей существенной суммой УК (500 000 р.), то такие изменения не есть посягательство на чьи-то права и свободы.

Что касается выборов, то у нас в Конституции написано, что есть выборы. А то, что по факту получается иначе, так для этого и Конституцию менять не надо. Вы сами на это и указали: власть сама себя выбрала (нас лишили права голоса). Это уже вопрос факта, а не права.

Если Вы о губернаторах, то что их выбирали, что нет, ничего не изменилось. При выборных губернаторах в 90-е дорог не было, и при нынешних назначаемых их нет. При выборных губернаторах в 90-е была коррупция и все областные и муниципальные чиновники высокого уровня жили во дворцах и ездили на мерседесах, и сегодня то же самое.

Значит, дело не в выборах, а в чём-то ином.

Козлобродов
24 декабря 2010 г. в 14:34

Фермеру...

"а мелочёвка типа: ремесленников, семейных фермерских хозяйств остаются неурегулированными. Им постоянно приходится доказывать, что они не "верблюды", что они не относятся к той или иной категории, потому что их всех отнесли к непонятной, ничего не выражающей субстанции "индивидуальный предприниматель".

Наконец-то слышу здравое возмущение.

В законодательство необходимо ввести понятие "индивидуальная трудовая деятельность" и "коллективная трудовая деятельность".

1. Индивидуальная трудовая деятельность - это когда человек один (сам по себе) без наёмных работников занимается ремеслом (сапожник, плотник, строитель), торговлей, оказывает услуги (юрист, парикмахер...). Вполне естественно, что никаким предпринимателем он не является. Он не получает прибыль, а зарабатывает себе на жизнь.

2. Коллективная трудовая деятельность - это когда группа лиц (друзья, семья и т. п.) занимаются общим делом, вкладывая каждый свой личный труд, никого не нанимая на работу. Это Ваш пример, Фермер: крестьянское фермерское хозяйство. А также пример рабочей артели, бригады строителей, кровельщиков и т. п.

Предприниматель - это:

1. Лицо, использующее наёмный труд и за счёт наёмного, получающее прибыль.

2. Лицо, использующее капитал (деньги, иное имущество), за счёт которого также получает прибыль (рантье, ростовщик и т. п.).

В законе должны быть разделены эти категории лиц: человек труда и буржуй (предприниматель).

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться