 
                "Мы не будем объявлять кого-то в налоговый розыск"
Глава ФНС Михаил Мишустин об успехах службы и претензиях бизнеса
17.11.2010газета "Коммерсантъ" На этой неделе Федеральная налоговая служба проводит крупнейшую в своей истории международную конференцию,  приуроченную к 20-летию налоговых органов РФ. В Москву приедут два  десятка руководителей фискальных служб мира, президенты глобальных  налоговых практик аудиторских компаний и представители крупного бизнеса.  Глава ФНС Михаил Мишустин, не дававший интервью в течение семи месяцев  после своего назначения, рассказал корреспонденту “Ъ” Вадиму Вислогузову  о поставленных перед ним задачах и ответил на основные претензии  предпринимателей.
На этой неделе Федеральная налоговая служба проводит крупнейшую в своей истории международную конференцию,  приуроченную к 20-летию налоговых органов РФ. В Москву приедут два  десятка руководителей фискальных служб мира, президенты глобальных  налоговых практик аудиторских компаний и представители крупного бизнеса.  Глава ФНС Михаил Мишустин, не дававший интервью в течение семи месяцев  после своего назначения, рассказал корреспонденту “Ъ” Вадиму Вислогузову  о поставленных перед ним задачах и ответил на основные претензии  предпринимателей.
— Став главой ФНС полгода назад, вы не  спешили объявлять об изменениях в работе службы и ограничились минимумом  кадровых перестановок. Скажите сейчас, какие задачи тогда поставил  перед вами Владимир Путин?
 — В первую очередь — устойчивое формирование  всех уровней бюджета. Кризис 2008–2009 годов показал, что налоговая  конструкция России неустойчива, поскольку очень зависит от мировой  конъюнктуры цен на углеводородное сырье. Поэтому у нас есть задача  искать дополнительные источники доходов. Ими могут стать, в частности,  имущественные налоги — отмечу, что в отличие от всех основных налогов их  сборы в кризис не упали. Их база стабильна, внешняя конъюнктура на  собираемость не влияет. Так что я пообещал руководству страны уделить  особое значение администрированию имущественных налогов. Резервы для  этого есть. По нашей оценке, сейчас из-за некорректности сведений  информационных баз данных под налогообложение подпадает не более 40%  объектов недвижимости.
 Другая задача — диалог с бизнесом. Для того  чтобы бизнес понимал, что мы делаем в администрировании, как смотрим на  будущее. Такой диалог позволил бы бизнесу лучше понимать методы работы  налогового органа и судить об эффективности его работы.
 — О вас говорили как о "человеке Кудрина",  который сменил "человека Сердюкова" (речь идет о прежнем главе Михаиле  Мокрецове.— “Ъ”). 
 — Вообще-то крепостное право отменили в 1861 году. Так что рассуждать, кто чей человек, некорректно.
 — Раньше у ФНС и Минфина были разногласия по отдельным вопросам. Как сейчас?
 — Я вообще-то в Министерстве финансов работаю,  так как ФНС находится в ведении этого министерства. Отношения у нас  рабочие. Никаких проблем здесь не вижу.
 — Налоговые сборы в этом году выросли на  треть к 2009 году, но пока не достигли докризисного уровня 2008-го. В  этих условиях со стороны трудно оценить, насколько ФНС справляется со  своими обязанностями. Как вы сами оцениваете эффективность работы  службы?
 — По всем налогам, кроме налога на прибыль и  налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), поступления превысили  докризисный уровень. Но на размер НДПИ влияет цена на нефть, а она в  текущем году в 1,4 раза ниже, чем за девять месяцев 2008 года. Что  касается налога на прибыль, его ставка, как известно, была снижена с 24  до 20%. В целом сумма сборов в консолидированный бюджет всего на 8% не  дотягивает до уровня 2008-го, самого "высокого" года в истории налоговой  службы.
 Темпы роста к 2009 году устойчивы — они  показывают, что мы выходим из кризиса, это мы видим на примере всех  основных налогов. Кроме того, ситуация с задолженностью начала  улучшаться, тренд очень хороший. Задолженность росла на протяжении 2009  года и в первом квартале 2010-го, но во втором снизилась почти на 20  млрд руб., еще на 3 млрд руб.— в третьем. До конца 2011-го мы планируем  сократить ее на 200 млрд руб. 85% этой суммы будет списано как  задолженность нефункционирующих юридических лиц.
 — В последние годы ФНС России активно создает  различные информационные ресурсы. Все ли налогоплательщики сегодня под  колпаком? Сколько уже таких баз?
 — Их много. Все делается строго в соответствии с  законом. Нет какой-то специальной информации, которая каким-то образом  задевает интересы наших граждан и не соответствует действующему  законодательству. Поэтому нужно к этому спокойно относиться.
 — Среди вечных налоговых тем, снова и снова  обсуждаемых обществом,— введение прогрессивного подоходного налога и  налога на роскошь. Ваше мнение о необходимости этих новаций?
 — По моему мнению, введение прогрессивной шкалы  налога на доходы физических лиц (НДФЛ) нецелесообразно по нескольким  причинам. Во-первых, прогрессивная шкала уже применялась в России в  течение девяти лет — с 1992 года до конца 2000 года — и показала свою  неэффективность. Работодатели и работники стремились минимизировать  реально выплачиваемые и получаемые доходы, чтобы снизить налоговую  нагрузку. Сейчас нагрузка на фонд оплаты труда возросла — из-за отмены  единого социального налога и увеличения ставок страховых взносов. Так  что при введении прогрессивной шкалы мы можем получить аналогичный  результат. Кроме того, я не уверен, что общество готово к прогрессивной  шкале. Если сегодня декларации о доходах представляют только лица, с  доходов которых не был удержан налог на доходы, то в случае введения  прогрессивной шкалы эта обязанность коснется гораздо большего круга лиц.
 Что касается налога на роскошь, законопроекты по  его введению рассматривались правительством уже несколько раз. Пришли к  выводу, что объектом налогообложения здесь может быть имущество —  квартиры, дома, земельные участки, дачи, транспортные средства и так  далее,— которое уже облагается имущественными налогами с физических лиц.  Мне кажется, что важнее честность в подходе к оценке имущества, чем  налог на роскошь, чтобы оценка жилья соответствовала действительности. И  тогда, если поселяетесь в элитном квартале, вот вам и налог на роскошь.
 — Но сроки введения налога на недвижимость  сдвигаются уже много лет подряд. Создается впечатление, что задача  является непосильной. По вашей оценке, реально ли в обозримом будущем  ввести этот налог?
 — Налог на недвижимость заменит действующие  налоги на землю и на имущество физических лиц. Пока говорить о  конкретном сроке его введения сложно. Одна из причин: в государственном  кадастре недвижимости отсутствуют сведения об объектах налогообложения —  зданиях, строениях, помещениях. Пока эти данные хранятся в архивах  органов технической инвентаризации. Их предстоит перевести в электронный  вид и передать органам кадастрового учета до конца 2012 года.
 Кроме того, не проведена массовая оценка  объектов — соответственно, у недвижимости (за исключением земельных  участков) пока нет кадастровой стоимости. Нет еще и самой методики  определения этой стоимости. В общем, работы много. По плану все  подготовительные мероприятия должны быть завершены к концу 2012 года.
 — Принятие закона о новых правилах контроля  за трансфертными ценами вызовет необходимость создания "налогового  спецназа" — подразделения со штатом 20–30 человек из самых компетентных  специалистов, которые будут определять степень рыночности цен,  применяемых компаниями. Как служба готовится к новации?
 — Во многих странах мира подобные законы  приняты. Однако устроен у них этот контроль по-разному. Мы сейчас все  это изучаем, договорились о ряде визитов в другие страны — поедем за  опытом. Пока мы полагаем, что в рамках службы будут созданы  подразделения по трансфертным ценам в центральном аппарате, в инспекциях  по администрированию крупнейших налогоплательщиков и на региональном  уровне.
 — Откуда людей возьмете, будете ли переманивать их у бизнеса?
 — У ФНС достаточный кадровый потенциал. Сейчас  большое число молодых людей идут работать в налоговые органы, потому что  это достойно и почетно. Мы — современная технологичная служба, которая  дает возможность молодым людям получить отличную школу. Потом они могут  работать в бизнесе — это нормально.
 — При вашем предшественнике весьма активно  работали "зарплатные" и "убыточные" комиссии, которые вызывали на ковер  руководителей компаний и рекомендовали им начать платить в бюджет  больше. Продолжается ли эта практика?
 — Да, комиссии по легализации налоговой базы  работают с 2007 года. Но на них приглашают только тех, к кому имеются  вопросы. Если убытки обоснованны, о чем у нас есть подтверждающие  документы, приглашать налогоплательщика на комиссию незачем. С другой  стороны, мы понимаем, что бизнес не может быть постоянно убыточным. За  счет чего же он тогда живет? Аналогичная ситуация и с уровнем  выплачиваемой заработной платы. Есть компании, в которых этот уровень  намного ниже среднеотраслевого. Приглашаем, разговариваем, выясняем.
 — Но такие вызовы на ковер не предусмотрены Налоговым кодексом.
 — Напрямую работа таких комиссий НК не  предусмотрена, но она ему не противоречит. По статье 31 кодекса  налоговые органы вправе вызвать на основании письменного уведомления  налогоплательщика для дачи пояснений в связи с уплатой им налогов. И это  вовсе не на ковер, как вы говорите, а для нормального общения.  Согласитесь, это лучше, чем назначение выездной проверки.
 — Конечно, лучше. Только вот бизнес жалуется,  что на местах ему просто называют сумму, процент от оборота, который  как хочешь, но заплати… 
 — Мне об этом неизвестно.
 — Еще предприниматели говорят, что  обязательная досудебная процедура урегулирования споров (компания не  может обратиться в суд до рассмотрения ее претензий вышестоящим  налоговым органом) на практике работает плохо. Жалобы остаются без  удовлетворения, поскольку все доначисления инспекции заранее  согласовывают с вышестоящим управлением.
 — Досудебный аудит — важнейшее для нас  направление. Вот самые свежие данные. За девять месяцев 2010 года  управлениями ФНС России по субъектам РФ рассмотрено 33 тыс. жалоб  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из которых более чем  40% удовлетворено полностью или частично. Это общероссийский показатель.  В 18 регионах он превышает 50%, а в некоторых доходит до 60–75%. Это по  числу жалоб, по суммам общий размер удовлетворенных требований по  итогам рассмотрения жалоб превышает 38 млрд руб., что равно 20%  обжалуемых сумм. Каждый пятый рубль — это очень здорово. Что же касается  предварительного согласования с вышестоящим управлением всех значимых  доначислений инспекции, то, на мой взгляд, это позволяет выработать  унифицированную позицию в практике применения налогового  законодательства.
 — Раз уж мы говорим о претензиях бизнеса —  сейчас любой организации могут отказать в принятии затрат при исчислении  налога на прибыль или вычетов по НДС в случае, если не могут найти  компанию-поставщика. Основание для отказа — отсутствие "должной  осмотрительности" при выборе контрагентов. Не перекладываются ли таким  образом обязанности ФНС на добросовестные компании?
 — Нет, никоим образом не перекладываются. По НК  именно на налоговые органы возложена обязанность доказывания фактов  налоговых правонарушений. В свою очередь, налогоплательщики обязаны  подтвердить первичными документами достоверность понесенных расходов и  вычетов по НДС. Отсутствие контрагента или подрядчика компании по месту  нахождения само по себе не бывает причиной отказа в принятии затрат или  вычетов по НДС. Перед тем как отказать, налоговый орган в ходе  камеральной или выездной проверки изучает массу сведений: это оценка  реальности поставки товара; документальная неподтвержденность сделки;  нахождение налогоплательщика по месту "массовой" регистрации, "массовый"  учредитель, руководитель или главный бухгалтер, отсутствие контрагента  по месту нахождения и пр.
 — Эта кампания борьбы с фирмами-однодневками приносит успехи?
 — Приносит. Но нам надо еще думать об изменениях  в законодательстве, связанных с ограничением возможности регистрации  фирм. Возможны и другие методы, к примеру регистрация плательщиков НДС,  то есть применение НДС к организациям, существующим определенный период и  имеющим постоянный существенный хозяйственный оборот, чтобы ограничить  возможности махинаций при зачете или возмещении НДС с использованием  однодневок. При этом, соответственно, зачет или возмещение НДС для  нормальных налогоплательщиков должны упроститься.
 — А как вам идея президентского совета по кодификации о возвращении функции регистрации юрлиц от ФНС органам юстиции?
 — В 2002 году я был ответственным в ФНС за  передачу службе этой функции. Знаете, сколько в стране было  регистрирующих органов? 4500! Органы местного самоуправления,  регистрационная палата в Москве, чего только не было! Передача  регистрации ФНС была проектом, связанным с огромными усилиями. Как  теперь передать ее в органы юстиции? На сегодняшний день у них нет  местных территориальных органов — где люди будут регистрироваться?  Отмечу, что ФНС c этой работой отлично справляется. В течение пяти дней  через "одно окно" электронным образом мы регистрируем компании. Так что  причины появления предложений о передаче функций мне непонятны.
 — На февральской годовой коллегии ФНС служба  пообещала в 2010 году уделить особое внимание металлургам, импортерам  лекарств и компаниям, возмещающим НДС и уводящим в тень зарплаты  работников. Для достижения всех этих целей ФНС требовала отмены для  службы понятия банковской тайны. Есть ли предварительные результаты  выполнения этих задач?
 — Уточню: служба не требовала отмены понятия  "банковская тайна". Все сведения по операциям по счетам, согласно НК, мы  и так имеем право получать в ходе проведения налоговых проверок. Речь  шла о том, чтобы получать эти сведения оперативно, в режиме онлайн.  Тогда бы мы не направляли многочисленные запросы в банки и избавились от  серьезного объема зачастую ненужной бумажной работы. Вступившие в  сентябре в действие поправки в НК вопрос ускорения получения из банков  информации по запросам частично решили. Однако мы говорим все же о  необходимости получения данных в режиме удаленного доступа — так  налоговые органы работают во многих странах мира. 
 Что касается металлургов. По результатам  выездных проверок крупнейших налогоплательщиков этой отрасли за девять  месяцев 2010 года доначислено налоговых платежей на 4 млрд руб.— это на  37% больше, чем за такой же период прошлого года. Отказано в возмещении  НДС по ним на 2 млрд руб., что в два раза больше, чем в прошлом году. Да  и количество выездных проверок по металлургическим компаниям  увеличилось.
 По возмещению НДС из бюджета. За девять месяцев  2010 года проведено 220 тыс. проверок обоснованности его возмещения, из  них 16 тыс.— выездные, остальные — камеральные проверки. По их  результатам более 70 млрд руб. признаны необоснованными к возмещению.  Еще от 37 млрд руб. налогоплательщики отказались самостоятельно, сдав  уточненные налоговые декларации. В целом это примерно 13% от сумм НДС,  заявленных к возмещению.
 Есть результаты и по проверкам организаций  фармацевтической отрасли, но о них можно будет сказать в следующем году.  Но уже ясно, что налоговая нагрузка у компаний этой отрасли крайне  низка.
 — На 2011 год у ФНС есть такие приоритеты по отраслям?
 — Пока нет. Определим их в конце года. Но мы не будем объявлять кого-то в налоговый розыск, чтобы не пугать людей.



