Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Новости / Новости ФНС / Лариса Катышева: «Цель создания Управления по работе с налогоплательщиками абсолютно прагматична». Эксклюзивное интервью газете "НВ"

Лариса Катышева: «Цель создания Управления по работе с налогоплательщиками абсолютно прагматична». Эксклюзивное интервью газете "НВ"

04.10.2011
УФНС по Челябинской области

Знакомство с начальником Управления по работе с налогоплательщиками ФНС России Ларисой Катышевой состоялось на межрегиональном совещании-семинаре «Новые формы работы ФНС России для повышения качества информирования налогоплательщиков», которое прошло с 3 по 5 августа в Алтайском крае. На семинаре ряд региональных и краевых налоговых Управлений, входящих в Сибирский, Уральский и Дальневосточный федеральные округа, делились опытом взаимодействия со средствами массовой информации. В перерыве, после выступления Управления ФНС России по Челябинской области (подробности в статье «Налоговики Челябинской области используют новый формат общения с журналистами», № 6 НВ), Лариса Валерьевна абсолютно демократично подошла и отметила интересные идеи и предложения, которые были высказаны в ходе доклада. Скажу без ложной скромности, что это было приятно и, воспользовавшись ситуацией, попросила дать эксклюзивное интервью специально для читателей газеты «Налоговые Вести». Обещание от высокого столичного гостя было мгновенно получено, а сама беседа состоялась буквально на следующий день. Сегодня предлагаю вашему вниманию результат общения с Л.В. Катышевой на Алтайской земле.

- Лариса Валерьевна! Огромное спасибо, что Вы согласились пообщаться. И первый вопрос, конечно же, об Управлении, которое появилось около девяти месяцев тому назад. Чем было вызвано формирование нового подразделения Федеральной налоговой службы, какие задачи поставлены перед ним руководством центрального аппарата Службы?

Управление по работе с налогоплательщиками создано в декабре 2010 года. Фактически, первые дни в нем работало два человека: я и Борис Беляков. Через несколько дней появился еще один сотрудник, Софья Радзиевская. Сейчас полностью укомплектовано три отдела, но вакансии у меня еще есть. Что касается задач, которые приходится выполнять коллегам, думаю, что справляются они так же, как и справлялось бы полноценно укомплектованное Управление.

Возникновение Управления по работе с налогоплательщиками связано, прежде всего, с тем, что изменилось отношение к этому направлению работы и к самим налогоплательщикам.

Результаты социологических исследований, которые сейчас очень активно проводятся, показали, что значительная часть налогоплательщиков не платит налоги только потому, что не знает как и когда это делать. В стране процветает элементарная налоговая безграмотность. Поэтому, с одной стороны цель создания Управления абсолютно прагматична. Если граждане будут четко и своевременно информированы о сроках уплаты налогов, суммах, которые они должны заплатить, за этим обязательно последуют и деньги, и показатели поступлений.

Что касается другой стороны, то предлагаю обратить внимание на происходящее в мире и вокруг нас. Не только в коммерческих компаниях, но и в государственных структурах взят курс на клиентоориентированность1. Пример тому, превращение за пару-тройку лет Сберкассы в Сбербанк.

Если говорить о Налоговой службе, то, представляя государство, она изначально должна выстраивать с гражданами партнерские взаимоотношения. Только так будет сокращаться создавшаяся между налоговиками и налогоплательщиками пропасть.

Партнерская модель оправдала себя во многих государствах.

Например, в таких социально-ориентированных странах, как Швеция или Финляндия, ни у кого не возникает вопросов: почему надо платить такие налоги? Возможно, это в силу менталитета…. Тем не менее, если гражданин Финляндии не предъявляет своему работодателю книгу (предрасчетную квитанцию), которую ему в начале каждого года присылает налоговая служба, то он по умолчанию платит налог на доходы физических лиц в размере шестидесяти процентов. Кстати, минимальный налог на доходы физических лиц в этой стране – около тридцати процентов. Согласитесь, это довольно высокий налог. Но никаких протестов. Все понимают, куда идут эти деньги. Отмечу, что и финские пенсионеры платят налоги. Причем шкала налогообложения – не плоская.

В настоящее время у многих есть возможность куда-то поехать по туристическим путёвкам, посмотреть и сравнить жизнь с другими странами. Боже мой! Какие есть процветающие государства: и солнце там ярче, и трава зеленее, и асфальт ровнее. Но мы не говорим о том, почему это так. Как это выстраивалось? А основано это всё, в первую очередь, на гражданском правосознании. За рубежом у людей не возникает вопросов, зачем платить налоги. Они - граждане своей страны. А у большинства россиян еще «в подкорке» сидит мнение о том, что с налогами отбирается честно заработанное, и непонятно куда оно уходит. Это достаточно долгий процесс, воспитать в гражданах понимание, что все мы - часть государства, и должны отдавать ему положенное по закону для того, чтобы жить в сильной и преуспевающей стране, и получать то, что требуется для нормальной жизни.

- Согласна, но ведь за границей налоговая культура впитывается с молоком матери…

Попробуйте не заплатить налоги, живя в Америке. Об этом моментально все узнают. Такой фразы, как «налоговая тайна», в привычном для нас понимании, там нет. Человек моментально становится изгоем, с ним элементарно не общаются соседи. Это уже неполноценный член общества, совершивший очень серьёзный проступок, к которому будут предъявлены претензии как со стороны государства, так и со стороны налоговых органов.

- Лариса Валерьевна, как в регионах воспринимаются происходящие нововведения, которые направлены на изменение сложившихся с годами взаимоотношений между гражданами и налоговыми органами?

На самом деле это очень важный момент. Находясь в Москве, ориентируясь на международные научные исследования и опросы, в Управлении разрабатывается Концепция организации работы с налогоплательщиками, которая должна будет реализоваться на региональном уровне. Поэтому задача и состоит в том, чтобы «достучаться» до всех.

Некоторое время тому назад из Управления в адрес территориальных налоговых органов ушло рекомендательное письмо, в котором фактически были отражены основные моменты Концепции: как нужно себя вести при личных встречах с налогоплательщиками, при информировании по телефону, что нужно, а что ни в коем случае нельзя писать в ответах. И вы знаете: телефон у меня просто разрывался. Хотя, казалось бы, ничего особенного написано там не было. Очень странно, что само собой подразумевающиеся нормы поведения вызвали шквал вопросов.

А ведь всё сводится к тому, что если вы представляете государство, то должны вести себя корректно.

Необходимо, чтобы сотрудники Службы, имея в руках власть и являясь частью серьёзной государственной машины, не только воспринимали себя частью страны, но несли ответственность за её имидж. Ничего особенного от них не требуется: просто вежливое внимательное отношение к налогоплательщикам. Думаю, что точно такого же отношения сотрудники Налоговой службы хотят получить к себе, приходя в любые другие государственные структуры.

- Было бы здорово, если бы в другие. А ведь пока только в налоговой службе происходят такие изменения.

Вы знаете, во многих структурах сейчас ведется точно такая же работа. Может быть процессы реформирования у нашей Службы ведутся чуть эффективнее, быстрее, чем где бы то ни было, может даже и больнее.

Вспоминаю сейчас вопрос телезрителя (предположительно, сотрудника налоговых органов), который был задан в прошлом году в программе Владимира Познера Руководителю Федеральной налоговой службы Михаилу Мишустину. Вопрос был сформулирован так: «что же налоговая всегда бежит впереди паровоза, что же нам всегда больше всех надо»?...Ну, вот как-то так…

Давайте вернёмся к реформам. Они, действительно, идут довольно быстро во многом ещё потому, что работают в Службе не просто администраторы налогов, а элита нашего общества, образованные и думающие люди, поэтому результаты обязательно будут. В этом я ни в коем случае не могу сомневаться. А за нами все подтянутся.

- Система подачи новостей о работе Службы через ведомственный Интернет-сайт, введение нового графика приема налогоплательщиков2, дрэсс-кода, Концепции работы с налогоплательщиками, чего еще ожидать?

Думаю, что перечисленное - это основное. Всё должно правильно восприниматься и прижиться на местах. Чтобы налоговый инспектор четко понимал, что представляет не себя, а государство, и поэтому не следует приходить в операционный зал, наряжаясь, как в той песне: «я надену всё лучшее сразу», и сидеть за рабочим местом с невероятным маникюром и непонятной прической…

- А не планируете пересмотреть форму? А то она очень неудобна для того, чтобы комфортно себя ощущать. Когда налогоплательщик заходит в инспекцию, видит мешковатые одежды, как-то это не очень вяжется с дрэсс-кодом.

Кстати, очень серьёзно вопросом одежды занялась Марина Викторовна Третьякова , которая потребовала от своих сотрудников классического «светлого верха и тёмного низа»… Думаю, что и Управление этим займемся. Сотрудники должны выглядеть скромно и достойно. А после работы, пожалуйста: переодевайтесь, как считаете нужным, отдыхайте, идите на дискотеку…. Ведь у нас работает очень много молодых девушек.

- А вообще, Лариса Валерьевна, понимает ли Вас руководство? Не пожалели ли, что пришли в Налоговую службу? Ведь на телевидении, где Вы много лет проработали, больше возможности и для творчества, и для воплощения идей, а сейчас, наверняка, появились определенные рамки и ограничения.

Вы знаете, удивительно, но понимают. А для меня абсолютно понятна атмосфера, в которой создается что-то новое.

У меня очень большой журналистский опыт. После окончания факультета иностранных языков работала на телевидении в Орле, потом институт Телевидения и радиовещания в Москве, после которого сразу попала на федеральные каналы. Сначала на ТВ-6, спустя некоторое время поступает приглашение поработать в программе «Вести», которая в то время вновь создавалась. Поэтому чувство, когда нужно делать что-то через сверхусилие, мне знакомо не понаслышке…

- Но Вы были далеки от налогов?

Действительно, от налогов была довольно далека. Но жизнь сложилась так, что занялась общественной работой в такой серьезной организации, как Российская Академия Бизнеса и Предпринимательства3, которая объединила предпринимателей и представителей государственной власти. Предложили возглавить Комитет по Международному имиджу России. Постепенно стала входить в эту проблематику. Затем получила психологическое образование, стала работать в качестве медиатренера, серьезно занялась имиджелогией4. Был опыт работы с разными ведомствами.

Когда пришла на работу в Федеральную налоговую службу, уже четко понимала, что такое государственная служба, что можно сделать, учитывая требования, предъявляемые Руководителем Службы М.В. Мишустиным.

Учитывая опыт взаимодействия и общения с различными ведомствами, скажу так: в налоговой службе работать очень комфортно. Есть такая фраза: «Дают работать». Это когда все твои идеи рассматриваются и поддерживаются. Поэтому и идем мы вперед очень высокими темпами. У нас, слава богу, энергичный Руководитель, с которым очень приятно работать. И вся команда подобрана таким образом, что никого не смущает, если рабочий день заканчивается в 9-10 часов вечера…

- Может, это не совсем правильно?…

Вы знаете, в период, когда происходят активные процессы реформирования, это абсолютно нормально. Главное, чтобы всё задуманное доходило до регионов в неискаженном виде, а для этого нужно чаще общаться. Вот поэтому очень здорово, что появилась возможность проводить семинары, позволяющие неформально общаться друг с другом. В режиме видеоконференций такого эффекта не достичь.

Я очень хочу, чтобы в территориях поняли, что процесс изменений в работе с налогоплательщиками начался, и мы, со своей стороны, постараемся сделать так, чтобы все реформы и преобразования прошли для сотрудников безболезненно.

Сама планирую как можно больше общаться с регионами, выезжать на семинары и совещания, чтобы постоянно быть в курсе всего происходящего. Знаете, модель, когда в Москве сидят теоретики, а в стране работают практики, в данном случае неприемлема.

- А есть какие-то моменты, которые у Вас не получились?

Если честно, даже не могу назвать какого-то конкретного провала. В той или иной степени пока всё получается: что-то быстрее, что-то медленнее. Но вроде всё.

- Здорово, и последний вопрос. Нашу газету читают 10 тысяч жителей Челябинской области. Что бы Вы пожелали налогоплательщикам?

В первую очередь желаю налогоплательщикам, чтобы территория, в которой они живут, и вся наша страна процветали. Чтобы ездили все по нормальным дорогам, чтобы дети ходили в хорошие детские сады, чтобы четко работали поликлиники.

Если граждане, ощутив на себе результаты происходящих в Налоговой службе изменений, проявят по отношению к своей Родине гражданскую ответственность, а налоговики будут грамотно администрировать налоги, то всё в нашей стране будет хорошо.

- Благодарю Вас за откровенное общение и прямые ответы на вопросы!

___________

Примечания:

Катышева Лариса Валерьевна

Родилась 12 июня 1976 года в г. Орел. Окончила факультет иностранных языков Орловского государственного университета, факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета. С 1999 по 2000 гг. — корреспондент программы «Обозреватель» (ТВ-6); с 2000 г. — корреспондент программы «Вести» Российского телевидения; с декабря 2010 возглавила Управление по работе с налогоплательщиками ФНС России. Лауреат премии ТЭФИ-2002. Хобби: спорт, кино, путешествия.

___________

1 Клиентоориентированность – это инициация положительных эмоций и восторга у существующих клиентов, что ведет к повторным покупкам и получению новых клиентов за счет рекомендаций существующих клиентов (далее в сносках примечание автора)

2 С 1 августа текущего года все налоговые инспекции перешли на новый график приема налогоплательщиков: введены рабочие субботы и продлен график работы по вторникам и четвергам

3  Желающие могут познакомиться с этой организацией поподробнее через официальный сайт http://www.ex.ru/

4  Новая наука, которая изучает проблемы создания в массовом сознании образов социальных институтов, организаций, партий политических, учреждений, отдельных личностей, разрабатывает совокупность приемов, способов целенаправленного формирования в обществе соответствующих образов данных субъектов политики

Беседовала Евгения Юдина,

главный редактор газеты «НВ»

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок