Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Юрий Печенкин

Юрий Печенкин


Работа: Место работы не раскрывается

Должность: Должность не раскрывается

Биография: Налоговые услуги и налоговые споры

Международное налогооблoжение / Мнения / VIII сессия Комитета экспертов по международному сотрудничеству в налоговых вопросах

VIII сессия Комитета экспертов по международному сотрудничеству в налоговых вопросах

17.09.2012Российский налоговый портал

Комитет экспертов по международному сотрудничеству в налоговых вопросах (Комитет) готовится к проведению его VIII сессии, которая будет проходить с 15 по 19 октября 2012 года. Местом, где состоится очередная сессия Комитета, традиционно является здание Отделения Объединенных Наций в Женеве.

VIII сессия Комитета пройдет на фоне двух важных событий, связанных с Комитетом и его функционированием.

Первое событие – дискуссия, касающаяся усиления институциональных механизмов международного сотрудничества в налоговых вопросах.

Некоторое время назад Группа 77-ми при поддержке со стороны Китая выдвинула идею о повышении уровня Комитета и его преобразовании в межправительственный орган. В настоящее время Комитет обладает статусом вспомогательного экспертного органа Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) и состоит из членов, действующих в личном качестве, который был обретен бывшей ad hoc Группой экспертов по международному сотрудничеству в налоговых вопросах только в 2004 году, когда она была преобразована в Комитет.

В частности, в ответ на эту инициативу в 2010 году ЭКОСОС попросил Генерального Секретаря (ГС), приняв во внимание мнения государств-членов Объединенных Наций (ООН) и рассмотрев работу по налоговым вопросам, проведенную на других международных форумах, предоставить доклад об усилении институциональных механизмов по продвижению международного сотрудничества в налоговых вопросах, включая Комитет. Секретариат ООН запросил у государств-членов ООН мнения их правительств и получил соответствующие ответы.

Мнения пожелавших высказаться правительств показали не только то, что вопрос о преобразовании Комитета в межправительственный орган разделил государства-члены ООН на два лагеря – на противников (к примеру, Австралия, Великобритания, Канада, Лихтенштейн, Новая Зеландия, Сингапур, США, Чехия, Швейцария, Япония) и сторонников (например, Багамы, Бразилия, Гана, Индия, Катар, Китай) повышения уровня Комитета, но и существование между ними глубоких противоречий. Эти противоречия, главным образом, связаны со следующим. Развитые страны, отвергая преобразование Комитета в межправительственный орган, ссылались на то, что работа этого органа дублировала бы работу, выполняемую на других международных площадках, таких как Глобальный форум по транспарентности и обмену налоговой информацией, Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и др., тем самым, настаивая на присоединении других стран к стандартам, вырабатываемым на этих международных площадках. Развивающиеся страны, поддерживая повышение уровня Комитета, указывали на настоятельную необходимость диалога между развитыми и развивающимися странами по налоговым вопросам, тем самым, настаивая на потребности в стандартах, которые в большей степени учитывали бы нужды развивающихся стран.

В качестве отступления можно заметить, что мнение правительства России осталось не озвученным. Однако, учитывая горячее желание России присоединиться к ОЭСР, можно предположить, что, скорее всего, оно было бы на стороне противников преобразования Комитета в межправительственный орган. В пользу этого говорит и то, что, по сути, относясь к так называемым восходящим экономикам, Россия стремится к тому, чтобы примерить на себя стандарты ОЭСР, которые, как кажется, в ряде случаев ей совсем не по плечу. В этой связи небезынтересна одна фраза из ответа, содержащего мнение правительства США. Возражая повышению уровня Комитета вследствие усмотрения в нем угрозы того, что преобразованный Комитет мог бы принимать решения, обязательные для его членов, и тем самым влиять на их политику, правительство США отметило, «что многие государства-члены Объединенных Наций, включая Соединенные Штаты, считают, что определять наши собственные национальные налоговые принципы и политику – наше основополагающее суверенное право». Завершая отступление, можно лишь задаться вопросом о том, что же препятствует правительству России более рационально подходить к оценке того, следует ли присоединяться к той или иной международной организации или нет.

Тем не менее, несмотря на то, что кардинальная реформа Комитета оказалась маловероятной, дискуссия, касающаяся усиления институциональных механизмов международного сотрудничества в налоговых вопросах, не стала безрезультатной для судьбы Комитета. В продолжение этой дискуссии ГС предоставил ЭКОСОС доклад о роли и работе Комитета. В этом докладе было отмечено, что ООН является всеобщей международной организацией и, поскольку большинство государств-членов ООН не являются членами ОЭСР, ООН должна обеспечить более активное участие развивающихся стран в международном сотрудничестве в налоговых вопросах. Главная роль в этом деле должна принадлежать Комитету, что, естественно, чревато дополнительными расходами. Поэтому в докладе Генерального Секретаря был предложен и источник дополнительного финансирования Комитета – добровольные взносы государств-членов ООН в Доверительный фонд международного сотрудничества в налоговых вопросах. Это позволяет предположить возможное изменение мандата Комитета и методов его работы в самом ближайшем будущем, особенно, если будут изысканы необходимые для этого дополнительные финансовые ресурсы. При этом представляется, что получение дополнительных финансовых ресурсов Комитетом будет иметь прямую зависимость от результатов его работы и оценки их полезности заинтересованными государствами-членами ООН.

Второе событие как раз может иметь значение для оценки полезности результатов работы Комитета государствами-членами ООН. Им является завершение Комитетом работы над обновленной редакцией Модельной конвенции ООН о двойном налогообложении между развитыми и развивающимися странами (МК ООН) и ее официальное опубликование в марте 2012 года. Основная цель пересмотра МК ООН заключалась в том, чтобы учесть в ней последние тенденции в международной налоговой политике. В частности, изменения коснулись комментариев к статьям 1, 5, 9 и 11, статей 13, 25, 26 и 27 МК ООН.

Повестка дня очередной сессии Комитета включает работу над довольно длинным перечнем проблем международного сотрудничества по налоговым вопросам. В частности, в их числе находятся: доработка практического руководства для развивающихся стран по трансфертному ценообразованию; пересмотр Руководства по переговорам о заключении двусторонних налоговых договоров между развитыми и развивающимися странами; рассмотрение проблем соотношения МК ООН и механизмов регулирования изменения климата; рассмотрение проблем обмена информацией; разработка руководства по взаимосогласительной процедуре; рассмотрение проблем выстраивания компетенции налоговых властей; рассмотрение проблем использования мобильных технологий в налогообложении; рассмотрение проблем постоянного представительства в случаях трансграничного взимания налога на добавленную стоимость. Эти проблемы являются актуальными для развивающихся стран, а их присутствие в повестке дня VIII сессии Комитета, означает, что Комитет стремится к тому, чтобы сделать его работу более полезной для развивающихся стран и максимально приблизиться к той роли, которая предложена для Комитета в докладе ГС.

Разместить:
Офшоры. Актуальная практика, налогообложение

Уважаемые посетители!

Ведущие эксперты в области международного налогоообложения ответят на интересующие вас вопросы: как правильно выбрать нужную юрисдикцию, с помощью каких компаний можно купить офшор, как не ошибиться с посредником, как правильно управлять компанией и какие проблемы могут возникать при этом, а также многие другие вопросы.



Задать вопрос

Андорра (4) 

Австралия (14)  Австрия (16) 

Азербайджан (12) 

Албания (1)  Алжир (1) 

Ангола (1)  Антильские острова (Нидерланды) (1) 

Аомынь (Макао) (3) 

Аргентина (14)  Армения (9)  Аруба (1) 

Багамские острова (1)  Барбадос (1)  Бахрейн (1) 

Беларусь (136)  Белиз (3)  Бельгия (18)  Бермудские острова (8) 

Биробиджан (1) 

Болгария (9)  Босния и Герцеговина (1) 

Бразилия (16)  Британские Виргинские острова (15)  Бруней Даруссалам (1) 

Великобритания (186)  Венгрия (19)  Венесуэла (3) 

Виргинские острова (4) 

Вьетнам (4) 

Гана (1) 

Германия (150) 

Гибралтар (6) 

Гонконг (43) 

Греция (45)  Грузия (6) 

Дания (16) 

Египет (4) 

Израиль (6) 

Индия (23)  Индонезия (9) 

Иран (7)  Ирландия (43) 

Исландия (1)  Испания (104) 

Италия (96) 

Кабо-Верде (1)  Казахстан (41)  Каймановы острова (8)  Канада (10)  Катар (5) 

Кипр (124)  Китай (65) 

Колумбия (5)  Корея (КНДР) (3)  Косово (1) 

Куба (5)  Кувейт (1) 

Кыргызстан (14) 

Кюрасао (1) 

Лаос (1)  Латвия (44) 

Ливан (1)  Литва (20)  Лихтенштейн (13) 

Люксембург (46) 

Македония (1)  Малайзия (10)  Мали (1)  Мальдивы (1)  Мальта (15)  Марокко (1) 

Мексика (9) 

Мозамбик (1)  Молдова (8)  Монако (4)  Монголия (1) 

Намибия (2) 

Нидерланды (51) 

Новая Зеландия (12)  Норвегия (12) 

Объединенные Арабские Эмираты (11) 

Оман (1) 

Пакистан (1)  Палестина (1)  Панама (16) 

Перу (1) 

Польша (16)  Португалия (10) 

Приднестровская Молдавская Республика (1) 

Республика Корея (13) 

Россия (87) 

Румыния (12) 

Сальвадор (1)  Сан-Марино (2)  Саудовская Аравия (5) 

Сейшельские острова (7)  Сент-Китс и Невис (1)  Сербия и Черногория (6) 

Сингапур (20)  Сирия (2) 

Словакия (5)  Словения (1) 

США (523) 

Таджикистан (8)  Таиланд (13)  Тайвань (3)  Танзания (2) 

Тринидад и Тобаго (1) 

Тунис (1)  Туркменистан (1)  Турция (40) 

Уганда (1) 

Узбекистан (13) 

Украина (132) 

Филиппины (2)  Финляндия (31) 

Франция (164) 

Хорватия (5) 

Чад (1) 

Чехия (9) 

Чили (5) 

Швейцария (148)  Швеция (18) 

Шри-Ланка (1) 

Эквадор (2) 

Эстония (9) 

Югославия (2) 

Южная Африка (3) 

Ямайка (1) 

Япония (36)