Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Юрий Печенкин

Юрий Печенкин


Работа: Место работы не раскрывается

Должность: Должность не раскрывается

Биография: Налоговые услуги и налоговые споры

Международное налогооблoжение / Мнения / Налоговые отношения и их регулирование без участия государства

Налоговые отношения и их регулирование без участия государства

В связи с этим, возможно, требуется пересмотреть некоторые положения теории налогового права

28.06.2011Российский налоговый портал

Теория налогового права представляет собой учение, которое на основе исследования закономерностей развития отношений в сфере налогообложения и регулирующих их норм права вырабатывает налогово-правовые категории и систематизирует знания об отношениях по поводу установления, введения, изменения, взимания и отмены налогов, контроля над соблюдением налогово-правового порядка и привлечения к ответственности за его нарушение и специфике правового регулирования этих отношений. В исследовании налоговых отношений и норм налогового права теория налогового права исходит из ряда постулатов, обосновывающих место и роль государства в налоговых отношениях и их правовом регулировании. В частности, постулата экономического суверенитета государства (или экономической составляющей суверенитета), предполагающего, что государство обладает возможностью выбирать его экономическую и социальные системы в соответствии с волей народа, и постулата ответственности государства за экономическое и социальное развитие народа, предполагающего, что государство обладает возможностью выбирать цели и методы этого развития и использовать имеющиеся у него ресурсы для достижения таких целей.

Указанные и некоторые другие постулаты позволяют теории налогового права сформулировать положения о том, что государство является необходимым субъектом налогового права и участником налоговых отношений. В подтверждение этих выводов обычно приводятся следующие аргументы. Государство принимает решения о взимании на его территории тех или иных налогов с населения и корпоративных субъектов, связанных его территорией, для финансового обеспечения выполнения государственных функций. Оно устанавливает налоги, облачая их в правовую форму, то есть пользуется правом как исходящей от государства совокупностью правил поведения. Государство вводит установленные налоги в действие, а также при необходимости принимает решения об их отмене. Оно обращает часть частной собственности в его публичную собственность. Государство образует в составе своего аппарата службу, осуществляющую контроль над соблюдением налогового законодательства, и через эту службу и другие элементы государственного аппарата принуждает налогоплательщиков к соблюдению налогового законодательства.

Во всех ли случаях государство является столь необходимым для существования налогового права и налоговых отношений, как это следует из теории налогового права, или возможны случаи, в которых государство вообще не имеет сколько-нибудь заметных места и роли в налоговых отношениях и их правовом регулировании? Попробуем разобраться в этом вопросе, проанализировав мандат международного гражданского присутствия в Косово и практику его осуществления.

В 1999 году Совет Безопасности, намереваясь урегулировать ситуацию в Косово, принял Резолюцию 1244(1999). Ею Совет Безопасности постановил развернуть международного гражданское присутствие в Косово под названием Миссия Организации Объединенных Наций по делам временной администрации в Косово (далее – МООНВАК) (пункт 5) и просил Генерального секретаря назначить Специального представителя для контроля над осуществлением международного гражданского присутствия в Косово (пункт 6). На МООНВАК была возложена функция создания временной администрации для Косово, а в его полномочия было, в частности, включено осуществление основных гражданских и административных функций в Косово (пункт 11). Позднее эти полномочия МООНВАК были конкретизированы в Распоряжении Специального представителя Генерального секретаря №1999/1. По нему МООНВАК получило все законодательные, исполнительные и судебные полномочия в Косово (пункт 1 раздела 1), а также полномочия по управлению принадлежащим Союзной Республике Югославия и Республике Сербия имуществом, которое находилось в Косово (раздел 6).

Приступив к реализации ее полномочий, МООНВАК установила, что правом, применимым в Косово, являются распоряжения Специального представителя Генерального секретаря и изданные на их основе подзаконные акты, а также право, действовавшее в Косово по состоянию на 22.03.1989 (Распоряжение Специального представителя Генерального секретаря №1999/24). В Косово был образован Центральный финансовый орган, в функции которого входила, в частности, дача рекомендаций Специальному представителю Генерального секретаря по вопросам финансовой стратегии исполнения сводного бюджета Косово, обеспечения поступлений, включая прямые и косвенные налоги, и расходования средств сводного бюджета Косово, а также разработка сводного бюджета Косово (Распоряжение Специального представителя Генерального секретаря № 1999/16). МООНВАК установила и ввела таможенные пошлины, акцизы и налог с оборота (Распоряжение Специального представителя Генерального секретаря № 1999/3), налог на гостиничное и ресторанное обслуживание (Распоряжение Специального представителя Генерального секретаря № 2000/5) и презюмируемый налог (Распоряжение Специального представителя Генерального секретаря № 2000/29), а также провела реформу акцизов (Распоряжение Специального представителя Генерального секретаря № 2000/2) и налога с оборота (Распоряжение Специального представителя Генерального секретаря № 2000/3).

Собранные налоговые поступления зачислялись в налоговые доходы сводного бюджета Косово. Для контроля над соблюдением законодательства о таможенных платежах в Косово была образована таможенная служба (Распоряжение Специального представителя Генерального секретаря № 1999/3), а для контроля над соблюдением налогового законодательства – Налоговое управление при Центральном финансовом органе (Распоряжение Специального представителя Генерального секретаря № 2000/20). Контроль над соблюдением законодательства об обязательных платежах и принуждение к его соблюдению проводились в соответствии с правилами и процедурами, утвержденными МООНВАК.

Необходимо особо отметить, что на момент принятия Резолюции Совета Безопасности 1244(1999) Косово являлось частью Союзной Республики Югославия и также рассматривалось в качестве таковой на будущее, что подчеркивалось и в самой Резолюции Совета Безопасности 1244(1999) (преамбула и пункт 10), а после распада Союзной Республики Югославия Косово являлось частью Республики Сербия вплоть до провозглашения независимости Косово. Однако, как можно заметить из вышеприведенного описания мандата МООНВАК и практики осуществления ею этого мандата в части, касающейся сферы налогообложения, МООНВАК, которая не являлась государством, полностью завладела местом и присвоила себе роль государства в налоговых отношениях и их правовом регулировании.

Прошлое помнит и другие случаи, в которых государство не занимает никакого места и не играет никакой роли в налоговых отношениях и их правовом регулировании. Нельзя исключить их появление и в будущем, например, в ситуациях, когда то или иное государство окажется не способным осуществлять эффективное управление его территорией (к примеру, Сомали). Соглашаясь с положениями, по которым государство является необходимым субъектом налогового права и участником налоговых отношений (по общему правилу), хотелось бы указать на неоправданное игнорирование теорией налогового права тех случаев, в которых государство не занимает обычного места и не играет обычной роли в налоговых отношениях и их правовом регулировании. Включение этих случаев в область исследования теории налогового права повлекло бы определенный пересмотр ее положений о месте и роли государства в налоговых отношениях и их правовом регулировании (такие случаи могли бы рассматриваться как исключения из общего правила), но обогатило бы теорию налогового права и вооружило бы специалистов в налоговом праве новыми знаниями, способными оказаться полезными на практике (хотя бы даже и в крайне редких случаях).

Разместить:
Офшоры. Актуальная практика, налогообложение

Уважаемые посетители!

Ведущие эксперты в области международного налогоообложения ответят на интересующие вас вопросы: как правильно выбрать нужную юрисдикцию, с помощью каких компаний можно купить офшор, как не ошибиться с посредником, как правильно управлять компанией и какие проблемы могут возникать при этом, а также многие другие вопросы.



Задать вопрос

Андорра (4) 

Австралия (9)  Австрия (10) 

Азербайджан (10) 

Албания (1)  Алжир (1) 

Ангола (1)  Антильские острова (Нидерланды) (1) 

Аомынь (Макао) (3) 

Аргентина (8)  Армения (3)  Аруба (1) 

Багамские острова (1)  Барбадос (1)  Бахрейн (1) 

Беларусь (70)  Белиз (3)  Бельгия (13)  Бермудские острова (7) 

Болгария (7) 

Бразилия (10)  Британские Виргинские острова (12)  Бруней Даруссалам (1) 

Великобритания (136)  Венгрия (15)  Венесуэла (1) 

Виргинские острова (4) 

Вьетнам (4) 

Германия (127) 

Гибралтар (6) 

Гонконг (37) 

Греция (41)  Грузия (6) 

Дания (14) 

Египет (2) 

Израиль (4) 

Индия (12)  Индонезия (5) 

Иран (4)  Ирландия (32) 

Исландия (1)  Испания (71) 

Италия (74) 

Кабо-Верде (1)  Казахстан (23)  Каймановы острова (7)  Канада (7)  Катар (5) 

Кипр (106)  Китай (30) 

Корея (КНДР) (2) 

Куба (4)  Кувейт (1) 

Кыргызстан (5) 

Кюрасао (1) 

Лаос (1)  Латвия (35) 

Ливан (1)  Литва (15)  Лихтенштейн (13) 

Люксембург (29) 

Македония (1)  Малайзия (4)  Мали (1)  Мальдивы (1)  Мальта (7)  Марокко (1) 

Мексика (9) 

Молдова (4)  Монако (4)  Монголия (1) 

Намибия (1) 

Нидерланды (27) 

Новая Зеландия (10)  Норвегия (7) 

Объединенные Арабские Эмираты (7) 

Панама (13) 

Перу (1) 

Польша (4)  Португалия (8) 

Республика Корея (2) 

Россия (7) 

Румыния (5) 

Сан-Марино (1)  Саудовская Аравия (4) 

Сейшельские острова (7)  Сент-Китс и Невис (1)  Сербия и Черногория (3) 

Сингапур (17)  Сирия (2) 

Словакия (2)  Словения (1) 

США (324) 

Таджикистан (4)  Таиланд (6)  Тайвань (3) 

Тринидад и Тобаго (1) 

Тунис (1)  Туркменистан (1)  Турция (15) 

Узбекистан (9) 

Украина (84) 

Филиппины (2)  Финляндия (23) 

Франция (97) 

Хорватия (5) 

Чад (1) 

Чехия (8) 

Чили (4) 

Швейцария (125)  Швеция (12) 

Шри-Ланка (1) 

Эквадор (2) 

Эстония (8) 

Югославия (1) 

Южная Африка (1) 

Ямайка (1) 

Япония (22)