Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Международное налогооблoжение / Аналитика / Развитые страны не готовы к полному искоренению офшоров

Развитые страны не готовы к полному искоренению офшоров

Мировой финансовый кризис обострил конфликт между территориальным и экстерриториальным капитализмом. Однако прошедший саммит G20 в Питсбурге показал, что лидеры развитых стран пока не готовы к полному искоренению офшоров

22.10.2009
«Эксперт Online 2.0»
Автор: Вадим Волков, проректор Европейского университета в Санкт-Петербурге

«Эра банковской тайны подошла к концу», — гласило итоговое коммюнике Лондонского саммита G20, прошедшего в апреле 2009 го­да. Почву для столь сильного утверждения Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) готовила в течение 10 лет, склоняя офшорные юрисдикции к подписанию двусторонних соглашений о предоставлении финансовой информации. Но только мировой кризис и смена политического курса в США дали шанс государствам континентальной Европы начать масштабное наступление на налоговые гавани. Лондон, давно ставший главными воротами в офшорный мир, на этот раз остался без союзников, и глава кабинета министров Гордон Браун был вынужден подписать документ, идущий вразрез с британскими интересами.

Угрозы в адрес офшоров

Барак Обама вел кампанию против офшоров еще до того, как стал президентом. Он активно продвигал законопроект сенатора Карла Левина с недвусмысленным названием «Об искоренении зло­­употреблений налоговыми гаванями». Но тогда законодатели его всячески тормозили. Теперь шансы принять документ сильно возросли. По утверждениям Левина, американская казна теряет более 100 млрд долларов ежегодно из-за использования офшорных схем. Департамент юстиции тем временем перешел к решительным действиям, добившись от швейцарского банка UBS выплаты 780 млн долларов и раскрытия информации по 4450 клиентам. Тем самым был создан прецедент, подрывающий знаменитый швейцарский институт банковской тайны.

Столкнувшись с фискальным кризисом, лидеры континентальных государств Европы еще сильнее захотели вернуть в казну упущенные налоги — по данным ОЭСР, это как минимум 225 млрд долларов ежегодно. Кроме этого финансовые власти ведущих стран полны решимости ввести надзор за ивестиционными банками и фондами, в которых под завесой офшорной секретности изобретались рискованные финансовые инструменты и заключались нерегулируемые сделки. Но дальнейшее наступление на налоговый рай неизбежно обнажит серьезную проблему. Устранить офшоры, не затрагивая основ глобального капитализма, уже невозможно, поскольку они вписаны в современную модель ведения международного бизнеса. Готовы ли национальные государства ради достижения своих целей менять систему в целом — большой вопрос. И под силу ли им это?

Либерально ориентированные страны во главе с Англией предпочитают ограничиться двусторонними соглашениями о предоставлении сведений из льготных юрисдикций только по особым запросам. Европейские социал-демократы хотят обязать офшорные юрисдикции раскрывать всю налоговую информацию автоматически, а не по запросам. Французы, чья позиция наиболее радикальна, готовы пойти на разрыв соглашений о двойном налогообложении, что вообще сделает существование офшоров бессмысленным. Недавний саммит G20 в Питсбурге показал, что пока предпочтение, вероятно, будет отдано более либеральному варианту.

Территория — это абстракция

Территориальные государства регулируют то, что видимо и досягаемо. В первую очередь — стационарные активы, такие как месторождения, заводы, крупные торговые центры и т. п. Налоги и социальные расходы также обосновываются необходимостью содержать инфраструктуру территории и жизнеобеспечение ее населения. Чем выше мобильность активов, тем труднее собирать с них налоги. Поэтому национальные государства стремятся поддерживать территориальный капитализм, в котором стоимость привязана к физическим единицам. При этом для более эффективного учета и изымания ресурсов, для того чтобы лучше «видеть», государство изобрело две великие абстракции: деньги и юридическое лицо. Но они же стали и его главными проблемами.

Покинуть территорию означает уйти от налогов. И по мере того как государства наращивали регулирование, капитал изыскивал формулы экстерриториализации. Большинство налоговых гаваней и офшорных финансовых центров являются микро— или даже наногосударствами. Суммарная территория офшоров составляет 0,223% суши, но в них размещено 17% всех банковских вкладов и формально зарегистрировано 29% активов состоятельных людей планеты. Из примерно 30 основных офшоров 12 имеют площадь менее 1000 квадратных километров. Соответственно, содержание такой территории не требует высоких расходов, и уже поэтому она может позволить себе роскошь безналогового существования, финансируя суверенитет производством юридических лиц и финансовых услуг. Являясь абстрактными единицами учета, финансы и юридические лица не требуют пространства, а точнее, требуют его лишь столько, сколько надо для размещения людей и устройств, которые эти абстракции создают и хранят. В одной из своих запальных речей Обама привел пример офисного здания Ugland House на Каймановых островах, в котором находятся более 18 тыс. компаний, а работает всего 241 человек. «Это либо самое большое здание, либо самое большое налоговое мошенничество», — сказал он.

Однако, в отличие от мошенничества, полицейскими мерами устойчивые обычаи делового оборота не изжить. Простое запрятывание денег в офшорные банки, чтобы не платить налоги, — это уже давно устаревший прием. То, с чем мы имеем дело, можно назвать отделением финансов от предприятий, от любых недвижимых, то есть территориально и национально фиксированных, активов. Тогда к экономии на налогах добавляется мобильность капитала. За счет скрытых внутрикорпоративных кредитов, трансфертного ценообразования и других приемов еще в 1980−х годах финансы крупных производителей были выделены в отдельные компании, зарегистрированные в офшорах, и стали самостоятельным бизнесом, имеющим мало общего с реальным сектором. Размещая центр концентрации финансов, скажем, на Барбадосе или тех же Каймановых островах, такие компании, как Wal-Mart или General Motors, могут распределять издержки по предприятиям, находящимся в разных странах, в зависимости от налоговой политики последних и терпимости к трансфертному ценообразованию. А все временно свободные средства предприятий тут же превращаются в финансовые инструменты, живущие отдельной жизнью.

Но, для того чтобы финансы были мобильны и сохранны, требуется применение второй абстракции — юридического лица, то есть оболочки, которая привязана к какой-либо юрисдикции. И пока мир устроен так, что для этого нужна территория, кусок суши. Без нее нет полноправной юрисдикции, так как последняя образуется либо путем признания со стороны других суверенных государств, либо установлением протектората (треть всех офшоров — британские территории). По сути, офшоры отличаются тем, что дешево производят юридические лица с высокой степенью защиты. Дешево — потому что не надо платить налоги, подавать отчетность, «дружить» с чиновниками и т. д. Надежно — потому что защищено секретностью и правом, в основном английским. На британских Виргинских островах территорией всего около 200 квадратных километров зарегистрировано более 600 тыс. так называемых международных бизнес-компаний (International Business Companies), являющихся фирменным юридическим продуктом этого офшора.

Мобильность финансов и возможность упаковывать их в неограниченное количество юридических оболочек за пределами национальных территорий, то есть вне поля зрения регуляторов, значительно облегчила размножение рискованных финансовых инструментов и надувание пузыря деривативов. Хедж-фонды — преимущественно офшорное явление (79% зарегистрировано на островах Карибского бассейна, из них 67% — на Каймановых островах). Можно предположить, что кроме перепроизводства финансовых инструментов к мировому кризису привело еще одно, пока малоизученное явление — перепроизводство юридических лиц.

И вот теперь правительства развитых стран пошли в наступление. Но пока основное достижение — принятие властями офшорных юрисдикций стандартов прозрачности и обязательств обмена информацией — означает только переход от сплошной к избирательной секретности, не более того. Очень показателен обтекаемый комментарий министра финансов Люксембурга: «Банковская тайна не является несовместимой со стандартами ОЭСР». Оформление запросов потребует обоснования и выполнения процедуры, то есть сопряжено со значительными издержками. Главное, что пока не требуется автоматическое раскрытие информации. А навязать властям офшоров механизмы регулирования финансового сектора, чтобы предотвратить создание новых рискованных схем, пока нет возможности. Прежде всего потому, что сами эти новые механизмы еще не придуманы. Шок, вызванный лондонским саммитом, постепенно проходит, а новых мер пока не предложено. Дальнейшая судьба офшорного сектора будет зависеть от повседневной работы фискальных служб по составлению и обоснованию запросов, но не ясно, насколько эта работа себя окупит. Экстерриториальный капитализм понес потери, но пока устоял.

Методики идентификации офшоров

1. Критерии МВФ:
• преимущественная ориентация на нерезидентов;
• слабое регулирование (минимальная отчетность и раскрытие информации);
• нулевое или низкое налогообложение.

2. Операциональный критерий — отношение чистого объема экспорта финансовых услуг к ВВП. Данный показатель значительно выше среднего по миру уровня у 22 юрисдикций — это Багамы, Барбадос, Бахрейн, Бермуды, Каймановы острова, Кипр, Гонконг, Гернси, Ирландия, остров Мэн, Джерси, Латвия, Люксембург, Мальта, Маврикий, нидерландские Антильские острова, Панама, Сингапур, Швейцария, Великобритания, Уругвай, Вануату.

Бегом от государства

В 1934 году Швейцария принимает закон о банковской тайне (ее разглашение становится уголовно наказуемым деянием), отменяет налоги для иностранных вкладчиков, а также позволяет регистрировать компании, основная деятельность которых сосредоточена за пределами национальных границ. Потомки Кальвина изобрели…

Разместить:
...
9 ноября 2009 г. в 2:06

Приятно...

...
9 ноября 2009 г. в 2:09

А знает ли г-н проректор, что на БВО уже давно нет компаний международного бизнеса ))) И т.д.

Татьяна
11 ноября 2009 г. в 15:52

+1)))

Захаров Александр
12 ноября 2009 г. в 22:30

Я бы сказал, что развитые страны не не готовы к полному искоренению офшоров, а, сначала, они не хотят просто этого (допустим, кому интересно кошелек выворачивать наизнанку публично), а, затем, и не могут... Потому как лишить можно кого-либо чего-либо, когда этот кто-то часть общей круговой поруки, и у него нет иного выхода как поддаться давлению большинства, а когда поруки (общих жестких обязательств) нет, ничто и не может принудить к чему-либо, в принципе...

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Офшоры. Актуальная практика, налогообложение

Уважаемые посетители!

Ведущие эксперты в области международного налогоообложения ответят на интересующие вас вопросы: как правильно выбрать нужную юрисдикцию, с помощью каких компаний можно купить офшор, как не ошибиться с посредником, как правильно управлять компанией и какие проблемы могут возникать при этом, а также многие другие вопросы.



Задать вопрос

Андорра (4) 

Австралия (14)  Австрия (16) 

Азербайджан (12) 

Албания (1)  Алжир (1) 

Ангола (1)  Антильские острова (Нидерланды) (1) 

Аомынь (Макао) (3) 

Аргентина (14)  Армения (9)  Аруба (1) 

Багамские острова (1)  Барбадос (1)  Бахрейн (1) 

Беларусь (136)  Белиз (3)  Бельгия (18)  Бермудские острова (8) 

Биробиджан (1) 

Болгария (9)  Босния и Герцеговина (1) 

Бразилия (16)  Британские Виргинские острова (15)  Бруней Даруссалам (1) 

Великобритания (186)  Венгрия (19)  Венесуэла (3) 

Виргинские острова (4) 

Вьетнам (4) 

Гана (1) 

Германия (150) 

Гибралтар (6) 

Гонконг (43) 

Греция (45)  Грузия (6) 

Дания (16) 

Египет (4) 

Израиль (6) 

Индия (23)  Индонезия (9) 

Иран (7)  Ирландия (43) 

Исландия (1)  Испания (104) 

Италия (96) 

Кабо-Верде (1)  Казахстан (41)  Каймановы острова (8)  Канада (10)  Катар (5) 

Кипр (124)  Китай (65) 

Колумбия (5)  Корея (КНДР) (3)  Косово (1) 

Куба (5)  Кувейт (1) 

Кыргызстан (14) 

Кюрасао (1) 

Лаос (1)  Латвия (44) 

Ливан (1)  Литва (20)  Лихтенштейн (13) 

Люксембург (46) 

Македония (1)  Малайзия (10)  Мали (1)  Мальдивы (1)  Мальта (15)  Марокко (1) 

Мексика (9) 

Мозамбик (1)  Молдова (8)  Монако (4)  Монголия (1) 

Намибия (2) 

Нидерланды (51) 

Новая Зеландия (12)  Норвегия (12) 

Объединенные Арабские Эмираты (11) 

Оман (1) 

Пакистан (1)  Палестина (1)  Панама (16) 

Перу (1) 

Польша (16)  Португалия (10) 

Приднестровская Молдавская Республика (1) 

Республика Корея (13) 

Россия (87) 

Румыния (12) 

Сальвадор (1)  Сан-Марино (2)  Саудовская Аравия (5) 

Сейшельские острова (7)  Сент-Китс и Невис (1)  Сербия и Черногория (6) 

Сингапур (20)  Сирия (2) 

Словакия (5)  Словения (1) 

США (523) 

Таджикистан (8)  Таиланд (13)  Тайвань (3)  Танзания (2) 

Тринидад и Тобаго (1) 

Тунис (1)  Туркменистан (1)  Турция (40) 

Уганда (1) 

Узбекистан (13) 

Украина (132) 

Филиппины (2)  Финляндия (31) 

Франция (164) 

Хорватия (5) 

Чад (1) 

Чехия (9) 

Чили (5) 

Швейцария (148)  Швеция (18) 

Шри-Ланка (1) 

Эквадор (2) 

Эстония (9) 

Югославия (2) 

Южная Африка (3) 

Ямайка (1) 

Япония (36)