Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Налоговый FAQ / Архив / Налогообложение юридических лиц / Налогообложение. Что такое косвенные налоги

Налогообложение. Что такое косвенные налоги

  

Понятие налога. Под налогом законодатель понимает обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ). Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3 НК РФ).

Классификация налогов на прямые и косвенные

В Российской Федерации устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги (ст. 12 НК РФ). Наиболее известной теоретической классификацией налогов является их подразделение на прямые и косвенные. Если уплата прямых налогов ложится на плечи юридических налогоплательщиков (по крайней мере, юридически), то уплата косвенных налогов по факту ложится на плечи потребителей (покупателей товаров, работ, услуг).

«К прямым налогам стали относить те, которые по замыслу нормотворца должны лечь на плательщика и не влиять на цену товара или услуги. Косвенные налоги должны перелагаться плательщиком на другое лицо». Переложение – один из признаков косвенного налога.

Другим признаком косвенного налога является наличие носителя налога (третье лицо, не участвующее в налоговых правоотношениях). Объясним суть вышеуказанных положений на примере НДС.

Налог на добавленную стоимость (Глава 21 НК РФ) – косвенный налог, налог на потребление. Налогоплательщиками НДС являются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (п. 1 ст. 143 НК РФ).

Объектом налогообложения НДС (т.е. юридическим фактом, с наступлением которого связано возникновение обязанности по уплате налога) для указанных выше субъектов является:

  1. реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;
  2. передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
  3. выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  4. ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (п. 1 ст. 146 НК РФ).

Плательщики НДС обязаны исчислять НДС (рассчитывать), уплачивать его в бюджет, выставлять счета-фактуры покупателям, оформлять хозяйственные операции первичными документами и др. (см. конкретные нормы Главы 21 НК РФ).

В то же время, налоговая база (денежное выражение объекта обложения) при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (п. 2 ст. 153 НК РФ).

По общему правилу, налоговая база по НДС определяется как стоимость товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога (п. 1 ст. 154 НК РФ). Чтобы рассчитать сумму налога, надо умножить налоговую базу на соответствующую ставку НДС, установленную Главой 21 НК РФ.

Налогоплательщик-продавец дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога. В расчетных документах сумма НДС должна быть выделена отдельной строкой (п. 1, 4 ст. 168 НК РФ).

Как следует из ст. 173 и 174 НК РФ, именно налогоплательщик обязан исчислить и уплатить сумму налога в бюджет. Но мы видим, что сумма налога фактически подлежит оплате покупателем товаров (работ, услуг), помимо уплачиваемой продавцу цены.

Не останавливаясь на деталях исчисления и уплаты НДС, мы увидели, что налог «перелагается» на его «носителя», т.е. субъекта, который его фактически уплачивает. В этом и состоит природа косвенного налога. Стоит заметить, что аналогичный механизм свойственен и другим косвенным налогам (например, акцизам – ст. 198 НК РФ). Косвенные налоги на сегодняшний день являются одним из самых доходных налоговых источников пополнения бюджета в нашей стране.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок