Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Интервью / Двенадцать советов от налоговиков: как избежать выездной проверки

Двенадцать советов от налоговиков: как избежать выездной проверки

Федеральная налоговая служба разработала для налогоплательщиков новый, двенадцатый критерий самостоятельной оценки рисков. Список оснований для назначения выездной проверки пополнился перечнем схем ведения бизнеса с высоким налоговым риском

15.10.2008
«Российская Газета»
Автор: Татьяна Панина

О новом критерии и планах налоговой службы в усовершенствовании законодательства "РГ" рассказала заместитель руководителя камеральная проверка подтвердит, что уточненные декларации достоверно отражают финансово-хозяйственную деятельность, не являются формальными, это, как правило, исключает вероятность проведения выездной налоговой проверки. А при соблюдении условий оплаты налогоплательщик полностью освобождается от ответственности.

Правда, оговорюсь, сам факт представления налогоплательщиком уточненной декларации не гарантирует стопроцентный отказ от мероприятий налогового контроля в случае наличия у налогового органа информации о ведении деятельности с нарушениями налогового законодательства. Однако в этом случае решение о выездной налоговой проверке принимается только по согласованию с ФНС России.

Кстати, за прошлый год, когда как раз были опубликованы одиннадцать критериев, налогоплательщики представили 913 тысяч уточненных деклараций, а сумма самостоятельно уточненных обязательств составила 84 млрд рублей. В то же время за весь 2006 год было представлено 416 тысяч деклараций на сумму 18 млрд рублей. Огромный прирост говорит о повышении налоговой дисциплины.

РГ: А если предприниматель не решился сдать уточненную декларацию?

Шевцова: Конечно же, налогоплательщик вправе не предпринимать никаких действий в связи с публикацией 12-го критерия. Он может, но не обязан самостоятельно подавать уточненную декларацию. Однако если в ходе налоговой проверки будет доказан факт применения какой-либо из опубликованных схем и подтверждены признаки возникновения необоснованной налоговой выгоды, у налоговых органов появится дополнительный аргумент для квалификации действий налогоплательщика по минимизации налогов как умышленных. Ведь ФНС России проинформировала о налоговых рисках таких действий. А это помимо доначислений налогов и пени предполагает применение штрафа в двойном размере и возможную уголовную ответственность в связи с умышленным применением схем уклонения от налогов.

РГ: Но можно пойти по другому пути: подать уточненную декларацию на символическую сумму. Сработает?

Шевцова: Простое сопоставление данных покажет несоответствие. Информационные ресурсы и программные продукты, которыми располагает служба, позволяют сопоставлять информацию из огромного количества источников, выявлять как простые ошибки в расчетах, так и серьезные преднамеренные нарушения налогового законодательства. Таким образом, решение о подаче таких деклараций скорее навредит.

РГ: Татьяна Викторовна, вы не опасаетесь, что, публикуя готовые схемы, "даете карты в руки" недобросовестным бизнесменам?

Шевцова: Мы рассматривали этот аргумент и пришли к выводу, что нет. Дело в том, что даже не осведомленный о каких-то "схемах" налогоплательщик может при желании воспользоваться услугами консультантов, аудиторов, получить информацию из бухгалтерских СМИ, которые регулярно публикуют варианты минимизации налогов. Как говорится, было бы желание. Те же, кто против применения сомнительных схем, не будут пользоваться ими.

РГ: Так какой он, наш российский налогоплательщик? Злостный уклонист?

Шевцова: Нарушения налогового законодательства есть, их немало. Есть и своя, "российская" специфика уклонения от налогов: "серые" зарплаты, фиктивные убытки, фирмы-однодневки. Физлица зачастую игнорируют свою обязанность декларировать доходы и т.д. Однако с налоговыми злоупотреблениями сталкиваются налоговые администрации, пожалуй, всех государств, независимо от уровня экономики, налоговой и правовой систем.

Даже в таких странах, как США, Германия, Великобритания, Франция, где налоговое законодательство совершенствуется десятилетиями, есть лазейки для построения схем минимизации налогов. Для борьбы с агрессивным налоговым планированием хозяйствующих субъектов государственные органы этих стран применяют комплекс мер как законодательного, так и административного характера. В Австралии, Германии, Италии, Испании, Канаде, Нидерландах, Франции, Швеции приняты нормативные акты о злоупотреблении налоговым правом. В Австралии, Великобритании, Канаде, США действует норма, требующая раскрытия информации по определенному перечню сделок и схем. Неплохо было бы ввести эту норму и в России. В российской практике уже есть отдельные инструменты, направленные на борьбу с недопустимым налоговым планированием. Но вместе с тем назрела необходимость сделать следующий шаг в борьбе со злоупотреблениями в сфере налогового права.

Справка "РГ"

Признаки возникновения необоснованной налоговой выгоды по 12-му критерию:

- невозможность реально осуществлять налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;

- отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности из-за отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;

- учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуются совершение и учет иных хозяйственных операций;

- совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться