Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Интервью / Почему налоговики стали реже передавать материалы для возбуждения уголовного дела

Почему налоговики стали реже передавать материалы для возбуждения уголовного дела

Милиция, как и налоговики, с каждым годом все активнее ведет борьбу с «однодневками». О тонкостях своей работы только для читателей «Проверки в компании» рассказал Скворцов Владимир Анатольевич, и. о. начальника оперативно-розыскного бюро департамента экономической безопасности МВД России.

13.11.2007
Проверка в компании

— Владимир Анатольевич, налоговая служба выпускает много внутренних документов по борьбе с «однодневками», с каждым годом разрабатывая все больше методов подобной работы. А ваше ведомство что нового предпринимает по этой линии?

— С налоговыми органами у нас, скорее, идет совместная работа по борьбе с «однодневками». Способы подобны: это и адреса массовой регистрации, база утерянных паспортов, подозрительные операции по счетам — такую информацию нам предоставляет Росфинмониторинг. Да и сами налоговые органы являются таким источником. Действует приказ МВД России и МНС России от 22 января 2004 г. № 76/АС-3-06, который регламентирует вопросы взаимодействия сотрудников инспекции и милиции.

— Получается, что ваши действия должны быть хорошо скоординированы с действиями налоговой службы. Ведь иначе по одному и тому же делу будут работать сразу два контролирующих органа.

— Скажу так: с начала этого года в координации совместной работы с налоговой службой обозначились некоторые проблемы.

— То есть ФНС стала более закрытой для милиции? А ведь вы сами сказали, что есть инструкция, по которой налоговики обязаны предоставлять необходимые данные для следователей.

— То, что налоговые органы стали более закрытыми для милиции, преувеличено, но все же имеет под собой некие основания. Дело в том, что с 1 января этого года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, ограничивающие нас в работе по пресечению деятельности «однодневок». Скорректированная статья 32 Налогового кодекса теперь гласит следующее: если налоговые органы установили неуплату налогов, предъявили соответствующие претензии налогоплательщику, а он их удовлетворил, то материалы не передаются в правоохранительные органы для рассмотрения уголовного дела. Только если в течение двух месяцев компания так и не погасит недоимку, налоговые органы обязаны в течение 10 дней направить сведения нам. Это нововведение для нашего ведомства является серьезной преградой, так как, по сути, поправки потворствуют налоговым преступникам, которые успели в течение определенного срока возместить украденное у государства.

Конечно, мы бы хотели, чтобы законодательство было скорректировано таким образом, чтобы милиция могла работать с налогоплательщиком с того момента, как уклонение от уплаты налогов было установлено ФНС. Но главная проблема даже не в упомянутой статье 32 НК.

— В чем же?

— Как ни странно звучит, в Уголовном кодексе. При налоговых правонарушениях мы не можем применять статью 174 Уголовного кодекса «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем». Благодаря законодательной недоработке. Получается так: преступники, которые приобрели что-либо на деньги, полученные от грабежа, наказываются в соответствии с упомянутой статьей. А те, кто отмывает укрытые от налогообложения деньги, уголовное наказание по статье 174 Уголовного кодекса почему-то не понесут. Нам хотелось бы, чтобы уголовное законодательство учитывало, что деньги, легализуемые после работы с «однодневками», тоже были отнесены к разряду полученных преступным путем.

— Владимир Анатольевич, сотрудники налоговых органов при расследовании цепочки «однодневок» пытаются найти организатора схемы — выгодоприобретателя. А каковы приоритеты у сотрудников милиции?

— Для нас, естественно, это тоже главная задача. И работа здесь, как и у налоговиков, идет по уже налаженным методам.

Мы, после совпадения регистрации компании по «массовому адресу», сами выезжаем по этим адресам. Ведем поиск собственника помещения или арендодателя и опрашиваем его. Далее наша задача — проследить движение средств по счетам «однодневки». Банковские выписки — один из главных аргументов. На основе анализа движения банковских средств мы составляем список контр­агентов и проводим выездную проверку тех, с кем у «однодневки» проходили наибольшие суммы. Здесь главное — задокументировать факт обналичивания, после этого мы можем заводить дело на бенефициаров.

— Мы слышали, что органы милиции намерены бороться и с теми, кто оказывает услуги по регистрации «однодневок».

— С начала года мы ведем крупномасштабную работу по всей стране с такими юридическими компаниями. Купить «однодневку» сейчас — дело одного-двух дней. Но привлечь к ответственности компанию, которая регистрирует их, сложно. Деятельность по регистрации организаций законна. Поэтому мы прибегаем к оперативным методам по вычислению связей компаний, продающих организации (пакет юридических документов фирм), и тех, кто хочет эти организации приобрести для дальнейшего использования в различных схемах по уходу от налогообложения или отмывания денежных средств.

В работе мы нацелены на привлечение к уголовной ответственности всех лиц, участвующих в схемах уклонения от уплаты налогов через фирмы-«однодневки». Как и организаторов схем — регистраторов фирм-«однодневок», так и юридических лиц, которые пользовались этими «услугами». Хотелось бы предостеречь налогоплательщиков от участия в вышеописанных схемах, так как срок давности уголовного преследования по налоговым преступлениям по части 2 статьи 199 УК РФ составляет десять лет. Как говорится, заплати налоги и спи спокойно.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться