Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / В центре внимания / «Жесткий» НК

«Жесткий» НК

Расцветет ли налоговый терроризм в кризис? Мнения наших экспертов

04.03.2009
Российский налоговый портал

Во время кризиса придется потерпеть, дал понять на прошлой неделе министр финансов Алексей Кудрин. В прошлый четверг было официально объявлено об ужесточении налогового законодательства. Ведь принятые в последние годы поправки в Налоговый кодекс (НК) «уменьшили возможности проверок», считает министр финансов. А вот теперь Минфин считает, что ФНС нужно больше полномочий. Чем это закончится для предпринимателей?

Напоминаем вам, что вы можете стать членом клуба экспертов, или оставить комментарий как посетитель сайта.

Галина Лушанова, эксперт
4 марта 2009 г. в 19:36

Усиление налогового администрирования уже началось и идет. ФНС рассылает письма «для служебного пользования», и на курсах повышения квалификации учат руководителей региональных инспекций различным методам (в том числе психологическим), способствующим повышению собираемости налогов. УФНС по г. Москве сообщила письмом ДСП по подведомственным инспекциям, что при проверке предприятия и взыскании с него санкций и налогов в сумме менее 1 млн рублей, сразу же будет проводится повторная проверка налогоплательщика вышестоящей инспекцией.

Думаю, что в НК РФ будут внесены изменения, касающиеся:

- права ИФНС при камеральных и выездных налоговых проверках истребования широкого перечня первичных документов, бухгалтерских и налоговых регистров;

- расширения прав по выемке бухгалтерских и налоговых документов;

- при обращении налогоплательщика в суд для обжалования решения ИФНС назначать и проводить повторную налоговую проверку;

- восстановления права получать из банков, по запросам налоговиков, выписки по движению денежных средств налогоплательщика по его счету в банке без объяснения причин такого запроса;

- вменят в обязанность предоставлять сотрудникам ИФНС при выездных проверках копию программной базы, в которой ведется бухгалтерский учет (они уже просят при проверках, но у нас пока есть право не давать им).

К чему следует готовиться налогоплательщикам? Я думаю, что с проверкой будут приходить к крупным налогоплательщикам (которые по расчетам налоговиков смогут пополнить бюджет на крупные суммы) и им надо сразу готовиться либо «делиться» с государством, либо долго и нудно судиться, что выйдет не намного дешевле. Выживут предприятия, где очень хорошо поставлен документооборот. Если проверка придет к предприятию среднего или мелкого бизнеса, то это будет результатом работы его бухгалтерии. Этой проверке будут предшествовать частые вызовы бухгалтера в ИФНС для дачи пояснений к сданной отчетности, вызов директора на комиссию в ИФНС по заработной плате и т.д. Результат проверки будет печальным для директора и убийственным для предприятия.

Василий Суровцев, эксперт
4 марта 2009 г. в 19:38

Произойдет ужесточение налогового администрирования под благовидным предлогом, мол социальные функции государства еще никто не отменял (на самом деле, например, одна тройка в Сочи в настоящий момент требует дополнительного финансирования, а если учесть то, что времени осталось мало то затраты увеличиваются в разы и т.д.). Изменения коснутся именно администрирования (порядка сбора налогов).

Готовиться необходимо к более жестким методам налоговой проверки. Относительно сфер сказать сложно, но в первую очередь, наверное, в очередной раз обратятся к «серым» схемам и к льготируемым операциям. В «схемах» будут подозревать большинство компаний. Пострадают как обычно те компании, которые хоть как-то пытаются работать и платить налоги.

Олег Александрин, эксперт
4 марта 2009 г. в 19:39

Считаю, что подобные действия ФНС явно направлены на подрыв авторитета президента и правительства, которые не раз выражали требования о поддержке малого и среднего бизнеса. Есть еще слабая надежда на то, что эта реформа налогового законодательства будет у нас в стране буксовать, как и все остальные реформы. Учитывая, что государство у нас почему-то помогает олигархам и банкирам за счет пенсионеров и предпринимателей - можно спрогнозировать, что данное ужесточение налогового законодательства будет направлено против как раз мелкого и среднего бизнеса.

Известно, что разобщенный микробизнес не имеет иной возможности для защиты своих прав кроме судебной, кстати, весьма сомнительной. Но и этой защиты он лишен с 01.01.2009 года, пока не обжалует действия ИФНС в вышестоящей налоговой. Нести расходы на юриста (даже частнопрактикующего) далеко не всякому предпринимателю по карману, а самостоятельно изучать право у нас накладно, да и времени у предпринимателя нет. Я бы рискнул предположить, что государство намерено уничтожить малый бизнес как явление. Боюсь, что в результате, малый бизнес уйдет со сцены.

Любовь Симонова, эксперт
4 марта 2009 г. в 19:40

Наше налоговое законодательство характеризуется ярко выраженным фискальным характером. Законодатели постоянно «забывают», что налоги имеют еще регулирующую функцию (со стимулирующей подфункцией), которая реализуется через систему льгот и предпочтений. Реформирование налогового законодательства должно проходить на основе принципа приоритета развития производства и экономики над интересами бюджета. Проводимая налоговая политика не должна вытеснять капиталы из производственного сектора. Хочется привести слова советника по экономике Президента РФ А. Дворковича «...только совместными усилиями бизнеса, общества и государства можно преодолеть кризис и эти совместные усилия должны быть основаны на взаимном доверии». Вот здесь и кроется проблема. Ни бизнес ни государство не доверяют друг другу. Свои проверки налоговые инспекции будут планировать на основе критериев финансовых показателей, как то: налоговая нагрузка среднеотраслевая, рентабельность среднеотраслевая и т.д. Вот только по какому алгоритму будут исчисляться эти показатели в условиях кризиса. Ужесточение контроля может в первую очередь начаться с торгового бизнеса и особенно среднего и малого бизнеса. Ужесточение контроля в условиях кризиса и в особенности административного произвола ни к чему хорошему не приведет. Ничего никогда не просчитывается.

Михаил Абрамов, эксперт
4 марта 2009 г. в 19:41

Российская налоговая система неудовлетворительно выполняет фискальную функцию. Можно понять намерение Минфина и ФНС повысить собираемость налогов и снизить удельный вес теневого бизнеса в нашей экономике.

Но наша система налогообложения почти не выполняет стимулирующую, распределительную и социальную функции. Она не способствует развитию производства, росту благосостояния и снижению социального расслоения населения. Именно эти проблемы нужно решать в первую очередь.

Действующая в России система налогообложения сложна, запутанна и противоречива. Она позволяет легко уклоняться от уплаты налогов и даже провоцирует на это. В десятках изданий можно найти соответствующие инструкции. Многие предприятия в той или иной мере находятся и всегда находились в тени. С другой стороны, независимо от уплаты или неуплаты налогов, налоговая инспекция может привлечь к ответственности любого налогоплательщика, выразив, например, сомнения в действительности счетов-фактур и в законности возмещения НДС, или заподозрив его в «недобросовестности» и в получении «необоснованной налоговой выгоды».

Чем руководствуется Министерство финансов при проведении налоговой политики, понять трудно. Во всяком случае, судя по тому, что мы имеем, разработками ГНИИ развития налоговой системы (головной институт Федеральной налоговой службы) оно практически не пользуется. Не прислушивается оно и к рекомендациям ученых-экономистов Российской Академии наук. Тем более, Минфин не прислушивается к «стонам» производственников. И что уж говорить о производственниках, если Минфин игнорирует прямые указания руководителей нашей страны. Вспомните о предложениях В.В.Путина и Д.А.Медведева снизить ставку НДС, не брать НДС с авансов, сократить до одной страницы объем налоговой декларации хотя бы для малого бизнеса и т.д. - никакой реакции, несмотря на наличие конкретных предложений экспертов.

Наша налоговая система - тормоз развития нашей страны. И дело не в высоких налоговых ставках, а в нерациональном распределении налогового бремени и в недостатках налогового администрирования.

До конца 2008 года дефекты российской системы налогообложения компенсировались высокими ценами на нефть. В связи с кризисом, непринятие срочных мер по устранению этих дефектов может существенно ухудшить и без того тяжелую ситуацию. С другой стороны, использование резервов совершенствования налоговой системы может оказаться одним из самых эффективных и самых дешевых средств преодоления кризиса в нашей стране. Более того, недостатки налоговой системы можно рассматривать как наше существенное преимущество перед другими странами: резервы, связанные с устранением этих недостатков, которые есть у нас, им и не снились.

Alex
4 марта 2009 г. в 19:54

То, что происходит - это просто беспредел, иначе не назовешь.

Sevent
5 марта 2009 г. в 11:36

Иными словами, фискалы хотят, чтобы им развязали руки, поскольку, мол, законными методами они наполнить бюджет не смогут, т.е. хотят в условиях кризиса получить чрезвычайные полномочия, стать эдаким финЧК... Но при этом забывают, что этим показывают свою полную профнепригодность... Более умного ничего придумать не могут.

Virt_ON
5 марта 2009 г. в 12:07

Думается, Михаил Абрамов наиболее точно охарактеризовал ситуацию с налоговой системой в РФ. Проблемы действительно есть, но как всегда (увы) власть предпочла подойти к решению оных с наиболее "простой" и менее трудоемкой (для власти) стороны. Т.е. будут "закручивать гайки", а "собираемость" налогов если и повыситься, то вероятно не значительно, зато вырастут цены на услуги тех, кто содействует предпринимателям в "решении проблем". Только и всего.

Удивленный
10 марта 2009 г. в 19:51

вопрос эксперту Михаилу Абрамову:

//разработками ГНИИ развития налоговой системы (головной институт Федеральной налоговой службы) оно практически не пользуется.

а что за разработки? и где о них можно почитать?

Бухинж
12 марта 2009 г. в 17:07

с 1992г формулой налоговой политики казалось выражение типа "нефтедоллары без россиян". Теперь же для перегонки нефти в доллары кризис не оставляет тупых путей.

48% налога в выручке способны платить лишь пользователи административного ресурса. Остальным на рынке делать нечего - такой рентабельности самим из потребителя не выбить.

Опытный
13 марта 2009 г. в 14:44

На мой взляд, дело не в налоговом законодательстве.Ибо нет ни одной страны мира, где это законодательство совершенно.А том, что неверно расставлены акценты в стратегии и тактики работы ФНС. Стратегия это добиваться того, чтобы налогоплательщики САМОСТОЯТЕЛЬНО и ОСОЗНАНО выполняли свои обязанности.В данном случае в априори- все плательщики добросовестны и соответственное поведение МИнфина и налоговых органов, как в трактовке законов, так и рассмотрении отчетности.При умелой организации работы относительно малозатратный, но эффективный метод.

Тактика -жестокие меры, а не жесткие меры, к тем кто не выполняет установленные правила игры(начиная со своевременного предоставления налоговых деклараций).А здесь уже требуется высочаший проффесионализм, чтобы отличить зерна от плевел. Что же мы видим в современной работе фискалов.Тотальная маниакальная подозрительность и неверие.Явная не дружественная трактовка, а зачастую ошибочная, трактовка законов в угоду интересов бюджета.Незначительность там,где можно её пренебречь.Катастрофическое падение уроня знаний и умений налоговиков.Результат-вой и стон по всей стране. Колосальные затраты государства по налоговому администрированию.Все можно детализировать, установить причины и следствия, почему и зачем это делается.Но кому это нужно? Минфину?- у того лишь интерес к деньгам.ФНС?- лишь бы отчитаться сколько собрали этих денег. И какие бы не были озвучены благие указания наших верховных лиц - ничего не измениться без изменений стратегии и тактики финансового ведомства.И долго еще будет стоять стон платещика по всей нашей могучей России.

Захаров Константин
19 марта 2009 г. в 10:49

Будучи частью бюджетной системы, сфера налоговых отношений должна выполнять первочередную функцию по повышению стимулов к труду, и труду, в первую очередь, производительному. Результатом труда в рыночной системе является прибыль. Самым оптимальным явилось бы введение такой системы налогов и сборов, при которой предприятия платили бы один единственный налог, базой по которому служили бы не доходы (прибыль и добавленная стоимость), которые сейчас стараются всяческими способами стремятся занизить, а расходы. Функционирование реального сектора экономики будет направлено за занижение расходов, то есть на то, что собственно и составляет суть современного типа экономики интенсивного типа. Подобная система будет понятна всем, прозрачность и простота системы налогообложения должна быть сформулирована как цель реформы. В дополнение хочу отметить, что схемы по уходу от налогов все более изощряются, в цепочки встраиваются десятки подставных фирм с липовыми учредителями и директорами, зарегистрированные по фиктивным адресам. Это не только схемы по возмещению НДС, обналичке и серым зарплатам, но и нецелевое расходование бюджетных средств. Для документирования налоговых преступлений сроков, установленных НК РФ и УПК РФ как правило недостаточно. Скорей всего, данные сроки будут увеличены, полномочия налоговых органов и подразделений МВД РФ по налоговым преступлениям на фоне почти 50-ти процентного снижения собираемости налогов будут расширены. Это не выход из сложившейся ситуации, основной предпосылкой вывода страны из тяжелого структурного кризиса, порожденного крайне низким уровнем технологической базы и диспропорциями в народнои хозяйстве, видится только на пути, который наша страна уже проходила в годы НЭПа. Лениным был сформулирован удивительный по своей простоте и логически безупречный вывод о том, что одна хозяйственная система, уклад побеждает в историческом процессе другой только тогда, когда обеспечивает более высокую мотивацию к труду. И свою роль в этом безусловно должна играть налоговыая сфера.

Алексей 001
20 марта 2009 г. в 15:47

"Наша налоговая система - тормоз развития нашей страны. И дело не в высоких налоговых ставках, а в нерациональном распределении налогового бремени и в недостатках налогового администрирования".

Полностью соглашусь с данным заключением Михаила Абрамова. Также, приминительно к России действует еще одно правило:

"Не так страшен закон, как практика его применения"

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться