Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Особенности налогообложения расходов на маркетинговые исследования

Особенности налогообложения расходов на маркетинговые исследования

Многие кредитные организации в своей деятельности приходят к необходимости проведения маркетинговых исследований. //О.В. Данильчук, Издательская группа "БДЦ-пресс". Методический журнал "Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", № 3/2005

25.03.2005

Многие кредитные организации в своей деятельности приходят к необходимости проведения маркетинговых исследований, которые дают новые знания, информацию и являются источником новых идей, новых продуктов, неожиданных управленческих решений, позволяют эффективно управлять собственным имиджем. Такие кредитные организации имеют возможность наиболее полным образом удовлетворять потребности клиента. Однако велики и налоговые риски банка при отнесении тех или иных расходов на исследования в уменьшение налоговой базы.

Как показывает практика, на этапе оформления документов и проведения самих операций вопросам налогообложения таких расходов на маркетинговые исследования уделяется недостаточно внимания. В итоге это приводит к тому, что в ходе расчета налоговой базы по банку или уже в результате проверки обнаруживаются факты, которые могут толковаться по-разному. Исходя из того или иного толкования разными могут оказаться и налоговые последствия. Поэтому очень важно организовать работу маркетологов таким образом, чтобы в ходе маркетинговых исследований принимал участие и специалист по налогообложению.

Как известно, существует общий принцип отнесения тех или иных расходов в уменьшение налоговой базы. Он заключается в том, что расходы должны быть экономически обоснованы, т.е. должны давать доходы, и документально подтверждены, т.е. должны быть оформлены все надлежащие документы (договоры, счета, счета-фактуры, акты выполненных работ).

Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ) включает в состав прочих расходов расходы на научные исследования. Однако при рассмотрении таких расходов НК РФ относит к ним только расходы, связанные с изобретательством и созданием новой или усовершенствованием выпускаемой продукции. Об этом говорится в ст. 262 НК РФ. Исходя из этого, если маркетинговое исследование ставит своей целью именно создание или усовершенствование банковских или финансовых продуктов, то эти расходы будут признаваться в налоговом учете в соответствии со ст. 262 НК РФ.

Назовем два примера маркетинговых исследований:
- исследование выхода на новый рынок, где банк раньше не проводил свою деятельность;
- рассмотрение возможности усиления активности на рынке путем улучшения продуктового ряда или формирования концептуально нового предложения (продукта).

Кодекс предлагает включать расходы на маркетинговые исследования в течение трех лет равными долями в состав прочих расходов с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования или отдельные этапы исследований. Исходя из этой формулировки можно сделать вывод, что более выгодно такое исследование разбить на определенные этапы, которые должны обладать следующими характеристиками:
- иметь промежуточные результаты;
- полученные результаты можно немедленно начать реализовывать в своей текущей деятельности;
- возможность обосновать рост доходов банка именно внедрением полученных результатов.

Это особенно важно, ведь маркетинговые исследования могут быть достаточно дорогими и занимать весьма продолжительное время (до 1 года и более).

Следует учесть, что отдельно по каждому этапу таких исследований промежуточные результаты должны оформляться актом выполненных работ. Ведь именно этот документ позволяет отнести указанные расходы в уменьшение налоговой базы в каждом конкретном отчетном (налоговом) периоде.

Иногда встает вопрос, как можно обосновать рост доходов банка именно от указанных результатов. В ходе консультаций специалистами налогового ведомства ими предлагается такой вариант. Налогоплательщик должен для себя отслеживать результаты тех или иных действий (рекламных, маркетинговых и т.п.). У себя он должен рассчитывать различного рода показатели финансовой отдачи, строить кривые роста доходов, использовать факторный анализ, отслеживать рост клиентской базы. Все это, по их мнению, может служить доказательством экономической обоснованности расходов. Если подумать, то логика в таких рассуждениях действительно есть, однако такая логика нигде не закреплена документально, поэтому все в результате остается на суд конкретного проверяющего. Плюс к тому же не всегда представляется возможным в ходе факторного анализа выявить именно влияние изменений, внесенных в результате исследования. Вдобавок, у профильных банковских специалистов, которые могут отследить отдачу от изменений, не всегда хватает времени и возможности это сделать, ведь отслеживать изменения необходимо достаточно часто. Поэтому зачастую специалист налогового отдела вынужден сам выходить из сложившейся ситуации.

Бывают и такие случаи, когда маркетинговое исследование ложится в основу создания какого-либо программного продукта, являющегося нематериальным активом. В таком случае расходы на исследования будут учитываться в стоимости указанного нематериального актива и подлежать амортизации в соответствии со ст. 258 НК РФ.

На практике часто встречаются маркетинговые исследования, которые направлены не на создание конкретного продукта, а, например, на исследование удовлетворенности потребностей клиентов банка в конкретных банковских продуктах, исследование имиджа банка или же исследование в отдельных областях той банковской деятельности, в которой уже открыты продажи банковских продуктов. Такие исследования, несомненно, вносят коррективы в работу банка, в порядок представления и состав его услуг, однако нет достаточных оснований признать их именно усовершенствованием конкретного банковского продукта.

Например, ставятся задачи изучения уровня удовлетворенности клиентов работой филиалов банка. Это скорее статистическое, нежели маркетинговое исследование. Ведь оно не предполагает каких-либо кардинальных изменений, а позволяет лишь определить состояние (статус) на сегодняшний день. Статистическими с точки зрения НК РФ можно назвать и те исследования, в которых требуется сверить имеющиеся в банке данные с данными независимых источников. Расходы на такие исследования, по мнению автора, можно отнести в уменьшение налоговой базы, но при определенных условиях. Перечислим эти условия:
- в исследовании должна стоять четкая цель, т.е. должно быть понятно, для чего оно необходимо (например, для отслеживания реакции по внесенным изменениям в работу банка);
- в содержании приказа или другого внутреннего документа должен быть указан срок, в течение которого результаты этого исследования могут быть использованы (на практике результаты устаревают достаточно быстро, в среднем за полгода, а иногда даже раньше), так как расходы должны включаться в уменьшение налоговой базы равномерно в пределах указанного срока;
- экономическая обоснованность (банк должен иметь доказательства того, что данное исследование проводилось для получения доходов, т.е. его результаты используются в текущей деятельности банка).

Очень важную роль в исследованиях играют акты выполненных работ. Согласно подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления прочих расходов считается дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для расчетов по оплате сторонним организациям выполненных ими работ (предоставленных услуг). Такими документами и являются акты выполненных работ.

Итак, маркетинговые исследования можно разделить на три группы.

Во-первых, это исследования, которые совершенствуют существующие банковские услуги и формируют новые. К ним можно отнести следующие исследования:
а) перспективных банковских и финансовых рынков;
б) рынков клиентов (особенно важно для отраслевых банков);
в) по конкретным рынкам банковских продуктов с целью их модификации и создания уникального предложения;
г) перспективности новых и существующих каналов распределения банковских услуг (филиалы, интернет-трейдинг, банкоматы, контрагенты и т.п.);
д) логистических решений по оказанию банковских и финансовых услуг;
е) самих клиентов и формирование пакетов услуг для клиентов перспективных отраслей.

Расходы по этим исследованиям рекомендуется разбить на этапы с промежуточными результатами и в течение трех лет равномерно относить на расходы, уменьшающие налоговую базу. Хотя, по мнению автора, трехлетний период для отнесения подобных расходов в банковской сфере неадекватен особенностям российского банковского рынка с его стремительными колебаниями от роста к замедлению.

Во-вторых, это исследования, которые ложатся в основу программных продуктов, например CRM-систем и баз данных. Расходы по таким исследованиям относятся на уменьшение налоговой базы через амортизацию и включаются в первоначальную стоимость созданного нематериального актива.

В-третьих, это текущие маркетинговые исследования. Их основные задачи - отслеживать изменения в работе банка для внесения корректив в текущую работу. К ним можно отнести:
а) исследования имиджа банка;
б) исследование удовлетворенности спроса клиентов;
в) исследования работы определенных отделов или офисов, которые оказывают несколько видов услуг.

Основное отличие третьей группы исследований от первой состоит в том, что в третьей группе исследования не направлены на совершенствование банковских продуктов, а направлены на совершенствование деятельности банка в целом. По таким исследованиям рекомендуется особое внимание уделить срокам использования результатов исследований и экономической обоснованности настоящих исследований.

В заключение можно сказать, что маркетинговые расходы организаций (в частности банков) в законодательстве о налогах и сборах остаются достаточно туманными. Это приводит к тому, что организации предпочитают не рисковать и не относить указанные расходы в налоговом учете на уменьшение налоговой базы.

Специалисты налогового ведомства на семинарах говорят, что если банк поставит фонтан в холле и докажет, что у него из-за этого увеличилось количество клиентов, то он может отнести такие расходы на уменьшение налоговой базы. Однако пока такое утверждение остается лишь красивой фразой. Остается надеяться, что Минфин России и ФНС России в своих разъяснениях НК РФ или ответах на вопросы налогоплательщиков уделят внимание указанным вопросам.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться