Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Учетная политика

Учетная политика

В помощь предпринимателю

07.07.2008
«Современный предприниматель»
Автор: Светлана Ярошенко, аудитор

Предприниматели освобождены от ведения бухучета. А значит, требования об утверждении учетной политики, выдвинутые ПБУ 1/98 на них не распространяются. Однако этот документ может быть весьма полезен. Ведь в нем коммерсант может прописать целый свод правил, по которым он будет рассчитывать налоги, а также восполнить все пробелы законодательства.

НДС

Предприниматели, уплачивающие налоги по общей системе налогообложения обязаны платить НДС. При этом начисленную с реализации сумму налога они уменьшают на налоговые вычеты. Это та же сумма НДС, только предъявленная коммерсанту его поставщиками и выделенная в полученных расчетных документах отдельной строкой.

Однако бывает и так, что предприниматель осуществляет и необлагаемые НДС операции. Их полный перечень есть в статье 149 Налогового кодекса. Предприниматели не обязаны составлять учетную политику, однако этот документ может оказаться весьма полезенНапример, необлагаемая операция в учете возникнет при купле-продаже векселя или любых других ценных бумаг. Для таких случае кодекс предусмотрел свои правила игры. Пункт 4 статьи 149 Налогового кодекса обязывает налогоплательщика вести, так называемый, раздельный учет, однако не конкретизирует, как его организовать. Немного ясности вносит пункт 4 статьи 170. Здесь сказано следующее: при проведении облагаемых и необлагаемых НДС операций бизнесмен распределяет сумму «входного» налога. Часть ее принимается к вычету и уменьшает налоговое обязательство перед бюджетом, а часть - учитывается в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг). Сами понимаете для такого распределения нужно определить некую пропорцию. Кодекс предлагает определять ее как отношение стоимости отгруженной продукции облагаемой (необлагаемой) налогом к общей сумме реализации за отчетный период (п. 4 ст. 170 НК РФ). Но порядка ведения этого самого раздельного учета нет и тут. Отсюда вывод: предприниматель сам для себя определяет, как ему удобно его организовать: в виде аналитических таблиц, отдельных регистров или как дополнение к книге учета доходов и расходов. Выбранный порядок следует утвердить. Самый удобный вариант - в учетной политике. Она в случае споров с инспекторами поможет отстоять предпринимателю свои расчеты. А вопрос это принципиальный. Если контролеры сочтут, что раздельный учет не организован, «слетит» вся сумма вычета (п. 4 ст. 170 НК РФ). 

НДФЛ

Налоговое правило предпринимателя: не перешел на спецрежим - плати налог на доходы. При расчете этого налога коммерсант может уменьшить свои доходы на профессиональные вычеты.

Последние представляют собой расходы коммерсанта, подтвержденные документами. Порядок учета доходов и расходов установлен приказом Минфина России №86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13 августа 2002 г. Однако документ затрагивает не все стороны деятельности. Одновременно в статье 221 Налогового кодекса, которая и допускает применение профессиональных вычетов сказано, что состав расходов принимаемых к вычету определяется в порядке установленном главой 25 «Налог на прибыль». А при расчете этого налога многое отдано на откуп учетной политики.

Глава 25 предусматривает уменьшение дохода на материальные расходы. По этой статье можно списать канцелярские товары, топливо и т. д. Однако при списании материалов пункт 8 статьи 254 кодекса предусматривает 4 варианта оценки таких расходов: по стоимости единицы запасов, по средней себестоимости, ФИФО и ЛИФО. Чтобы не штудировать учебники по курсу теории бухгалтерского учета, сразу скажем, предпринимателю удобнее использовать метод ФИФО. Вкратце его суть состоит в списании запасов по принципу: первый в приход - первый в расход. Иными словами, на расходы списываются первые по времени закупки.

Пример

ИП Кононов закупил кирпич двумя партиями по 10 тыс. штук в каждой. Первая приобретена 15 января 2008 г. по цене 35,4 тыс. рублей. Вторая - 22 января 2008 г. по цене 41,3 тыс. рублей. На выполнение работ было передано 15 тыс. штук кирпича. По методу ФИФО стоимость кирпича к списанию составит 56,05 тыс. рублей (35,4 тыс. + (41,3 тыс. / 2)), то есть учитывается полностью первая партия и половина второй.

Если бы коммерсант применял метод ЛИФО, который предполагает сначала списывать последние по времени закупки, тогда в расходы бизнесмен отнесет 59 тыс. рублей (41,3 тыс. + (35,4 / 2)).

Метод ФИФО удобнее потому, что коммерсант ведет учет своих доходов и расходов в хронологическом порядке, что полностью согласуется с этим методом списания. Кроме того, отпадает необходимость формировать дополнительные регистры (например, для расчета средней себестоимости) и тратить время на дополнительные расчеты. Однако, как и в любом случае выбора из нескольких альтернатив, выбранный вариант стоит прописать в учетной политике.

Еще один пункт учетной политики пригодиться для коммерсантов производителей. Правилами главы 25 кодекса предусмотрено разделение расходов на прямые и косвенные. Прямые списываются в части, относящейся к реализации, оставшаяся часть формирует «незавершенку», зато косвенные расходы списываются полностью уже в текущем периоде. Однако законодателем дана поблажка - «налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов» (п. 1 ст. 318 НК РФ). Обратите внимание, учетной политикой бизнесмен может определить, что все его расходы - косвенные, и не задумываться об их разделении.

Спецрасчет для спецрежима

При переходе на «упрощенку» коммерсанту предстоит определиться с тем, что у него будет объектом налогообложения. На альтернативу есть два варианта: доходы и «доходы минус расходы» (п. 2 ст. 346.14 НК РФ). О своем выборе надо сообщить в налоговую инспекцию. И не лишним будет прописать его в учетной политике.

Для тех, кто платит единый налог с доходов, уменьшенных на расходы, статьей 346.16 Налогового кодекса установлен закрытый перечень затрат, которые могут быть учтены при расчете налога. Подпунктом 5 пункта 1 этой статьи предусмотрены материальные расходы. Согласно пункту 2 указанной нормы кодекса они списываются в порядке, установленном главой 25 кодекса. А этот порядок мы уже рассмотрели выше, поэтому не будем вдаваться в подробности. Отметим лишь, что для «упрощенцев» также удобнее метод списания материалов ФИФО.

В аналогичном порядке списываются и расходы на товары, приобретенные для перепродажи. Для признания этих затрат предусмотрены те же методы оценки, что и для материалов (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Для единообразия учета целесообразно выбрать метод ФИФО. Напишите об этом в учетной политике. Обратите внимание, все сказанное о списании товаров для перепродажи справедливо и для тех, кто платит налоги по общей системе (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Пригодится учетная политика и для тех, кто переведен на уплату ЕНВД. Так, при совмещении «вмененки» с «упрощенкой» или общим режимом законодатель настаивает на ведении раздельного учета доходов и расходов, полученных в рамках разных налоговых режимов (п.9 ст. 274, п. 8 ст. 346.18 НК РФ).

Учетная политика пригодиться не только коммерсантам на общем режиме, но и тем, кто уплачивает «упрощенный» или «вмененный» налогиНо, как это часто бывает, сказав «А» законодатели не удосужились сказать «Б». Поэтому методика его ведения осталась на усмотрение бизнесменов. Как вы понимаете, спасение утопающего - дело рук самого утопающего. Значит, придумайте сами тот порядок ведения раздельного учета, который будет удобен вам. А чтобы не возникло разногласий с проверяющими, пропишите его в учетной политике.

 

Правила для всех

В собственной учетной политике коммерсант может оговорить любые стороны своей деятельности. Иными словами составить собственные правила для тех или иных сторон работы, конечно, если они не регламентированы законодательством.

Как известно, при оформлении в учете хозяйственных операций необходимо использовать первичные документы, утвержденные в альбоме унифицированных форм. Такие бланки разрабатывает Госкомстат. Однако, и вы наверняка уже столкнулись с этим на практике, работниками статистики бланки утверждены далеко не на все случаи жизни. А это, в свою очередь, очередной повод для предпринимателя подойти к делу творчески. Включаем компьютер и придумываем необходимые бланки, оставшиеся вне поля зрения Госкомстата. А чтобы узаконить их, о формах разработанных самостоятельно стоит упомянуть в учетной политике, приложив свой вариант бланка к документу (письмо Минфина России от 24 апреля 2007 г. № 07-05-06/106).

Разместить:
Galina-vichlova@yandex.ru
16 июля 2008 г. в 18:40

Как составить учетную политику для организации с общим режимом налогообложения

Людмила
2 октября 2008 г. в 19:45

Как составить учетную политику для организации с общим режимом налогообложения

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться