
Аналитика / Налогообложение / Ускорение без перестройки
Ускорение без перестройки
Сегодня экономические перспективы России выглядят как никогда радужными. В популярных изданиях публикуются выразительные таблицы, по которым в 2010 году, при цене нефти в $50 за баррель, годовой доход среднего россиянина составит примерно $10 000. На фоне этой эйфории недоверчивый «The Chief (Шеф) – Урал» обратился к своему постоянному эксперту Владимиру Николаевичу Фролову, доктору экономических наук, профессору, председателю Совета директоров банка «Северная казна», для того чтобы услышать компетентное мнение: достаточно ли ждать, пока нефть дорогая, или все-таки необходимо помочь экономике России сделать шаг вперед? Владимир Николаевич не только укрепил нас во мнении, что все не так просто, но и рассказал о нескольких совершенно конкретных способах добиться экономического рывка. // Владимир Фролов и журнал «The Chief (Шеф)-Урал».
08.11.2005Перепутали педали
Возьмите любую корпорацию: как только она занимает монопольное, безопасное положение на рынке – она тут же перестает развиваться и начинает «загнивать». Бизнес должен быть «голодным» до денег, должен испытывать трудности, тогда и только тогда он будет развиваться и совершенствоваться. Но этот же принцип можно отнести и к государству – вспомните кризис, который привел к распаду Советского Союза, когда резко упали цены на нефть, и ослабленная дармовыми нефтедолларами экономика не смогла выдержать удар. Так что те деньги, которые сегодня получает Россия благодаря благоприятной мировой экономической конъюнктуре, необходимо вкладывать в первую очередь в такую экономику, которая независима от сырья. А для начала – просто вкладывать, то есть добиться того, чтобы они оставались в стране и работали бы на ее рост. Но этого не происходит. Почему?
Изучая в начале 90-х годов экономику переходного периода, я и мои товарищи написали один из первых проектов Налогового кодекса (хотя этот проект и не получил в то время публичного признания, но в последующем послужил основой налоговых реформ в России, а сегодня реализован уже почти на 90%). Еще тогда мы пришли к выводу, что налоговая система может быть как тормозом, так и движителем национальной экономики. И главная составляющая этого воздействия – ставка НДС, которая непосредственным образом влияет на скорость продвижения экономики. Мировая практика показывает, что НДС на уровне 18% - это тормоз для производства и инвестиций. Выше этого уровня экономика просто деградирует. А о развитии, движении вперед можно говорить, только при уровне этого налога начиная с 15% и ниже. Европейские страны, например Великобритания, при малейшей угрозе перепроизводства ставят ногу на тормоз: НДС 18% или выше, и экономика встает. При 15% и ниже – начинается движение вперед.
Поэтому так странно слышать сегодня, как прилюдно сокрушаются некоторые высокопоставленные экономисты: ах, у нас экономика не развивается… Так с чего же ей развиваться, если вы ногу на тормоз поставили? Да еще и в двигатель песка набросали: ведь механизм возврата НДС - который создатели нашей налоговой системы бездумно скопировали с европейского - вместо того, чтобы защищать производителей наиболее технологичных товаров (машиностроение, наукоемкие отрасли, где максимальная добавленная стоимость и фактически отсутствует экспорт), работает на тех, кто добывает сырье (где максимальная доля экспорта)!
То есть сегодня мы поощряем те отрасли, где технологичная и интеллектуальная составляющая минимальна. Проще отказаться от возврата НДС вообще, снизив его, например, до 11%. И это, кстати, никак не скажется на общих сборах – сегодня, из-за механизма возврата и огромного списка льгот, Россия реально собирает именно 11% НДС – зато придаст мощное ускорение экономике. И ВВП можно будет не удвоить, а утроить!
Земля и доля
Есть еще одна возможность двинуть российскую экономику вперед. Общим местом является то, что целью бизнеса является увеличение его стоимости. Есть способ существенно увеличить стоимость российского бизнеса и уровень его капитализации практически одним росчерком пера. Эту возможность мне проще всего объяснить на примере банковского сектора – хотя со всеми остальными бизнесами ситуация выглядит аналогичным образом.
Банки непрерывно покупают или строят недвижимость – под головные и дополнительные офисы. Причем это дорогая недвижимость. Как сейчас говорят, класса «А». Она находится в центре города, либо микрорайона. Так вот: если заглянуть в баланс, то выяснится, что все, чем мы владеем, стоит ничтожные деньги – $200-300 за квадратный метр, хотя реальная стоимость на порядок больше. Если посмотреть балансы наших промышленных предприятий, то картина будет та же, только цифры будут несколько другие.
Почему никто не переоценивает свое имущество, чтобы привести его стоимость к реальным рыночным показателям? Причина банальна: у нас высокий налог на имущество – 2,2%, и никто не хочет платить дополнительные деньги. Если объявить налоговые каникулы, например, на пять лет, предоставив возможность предприятиям переоценить имущество, но налог платить по старому – то есть за нынешнюю балансовую стоимость имущества, - то цена наших предприятий вырастет существенно. Потеряет что-то от этого бюджет? Нет, конечно. Сколько предприятие платило до переоценки, столько и будет платить. Но на балансе будет многократно большее имущество, а значит и капитализация бизнеса резко вырастет. Это существенно расширит экономические возможности по привлечению денежных средств на столь необходимую модернизацию российской экономики. Если вернуться к банкам, то при переоценке их имущества резко увеличится собственный капитал, а пресловутая недокапитализация российского банковского сектора тут же и исчезнет. По разным оценкам, размер банковского капитала в России при введении льготы по налогу на имущество увеличится приблизительно в полтора раза. И почти одномоментно!
Само собой, после «налоговых каникул» региональные бюджеты получат все сполна – с уже переоцененной стоимости имущества.
У этой возможности есть еще одна особенность, которая делает ее еще более привлекательной. Налог на имущество – это налог регионального уровня. Он поступает в бюджет субъекта федерации и регион вправе сам принимать решения по его размеру и налоговым льготам, не спрашивая разрешения в Москве! Вот прямо сейчас, в Екатеринбурге, Перми, Челябинске или Тюмени можно резко увеличить капитализацию бизнеса! Расширить возможности банков по кредитованию бизнеса, увеличить возможности бизнеса по привлечению кредитов, дать мощнейший импульс экономике – и все это в рамках отдельно взятого региона. В результате существенно улучшится его инвестиционный рейтинг, повысится экономическая привлекательность региона для внутреннего и внешнего капитала, что приведет в итоге к росту экономики. Все возражения сводятся к тому, что в рамках нынешнего законодательства это неосуществимо. Но это неправда. В Ханты-Мансийском округе уже начали частично реализовывать эту идею (там ввели льготы на 50% переоцененной стоимости), и это сразу же дало заметный экономический эффект!
Комментарии